Ядерный террор: что такое «грязная бомба» и как она работает

Это оружие значительно отличается от привычных вооружений, но может погубить столько же жизней, сколько и применение «классических» термоядерных зарядов. Объясняем, что такое «грязная бомба», и могут ли ее действительно изготовить на Украине.

Чем «грязная бомба» отличается от обычной

Сам термин придуман не просто так. По своей сути «грязная бомба» — это оружие массового поражения, эффект от применения которого ощутить невозможно. Нет характерного «ядерного гриба», а баллистические ракеты не вылетают из шахт где-нибудь на секретных ракетных базах.

В 70-х созданием такого оружия интересовались некоторые террористические организации, поскольку все, что было необходимо для оружия массового поражения этого типа, планировалось поставить на черном рынке. У «грязной бомбы» нет взрывателя и программы полета: это несколько килограммов радиоактивных веществ, которые террористы планировали распылить в воздухе с помощью сотен килограммов взрывчатки.

Ключевым элементом «грязной бомбы», в отличие от оружия массового поражения, которое могли и могут использовать военные, является отсутствие носителя. Подрыв такого устройства может быть произведен в любом месте — от густонаселенного района до безлюдного острова.

При этом никакой сложной термоядерной реакции, обычно контролируемой компьютером в блоке наведения ракеты или бомбы, в «грязной бомбе» нет, и расщепление радиоактивных элементов может быть вызвано взрывом артиллерийского снаряда или пластичной взрывчатки.

«Грязная бомба» в домашних условиях

Одной из причин, почему такой вид оружия называют «грязной бомбой» — простота изготовления. По сути, оружием массового поражения этого типа может обладать любая страна с развитой ядерной энергетикой. На Украине, несмотря на отказ страны от ядерного оружия и вывоз всех боевых блоков еще в 1994 году, атомная и смежная промышленность не только сохранились, но и находятся на высоком уровне развития. Получить «грязную бомбу» Украина (равно как и любое другое государство) может двумя путями.

Первый — разрушить хранилище с отработавшим ядерным топливом. Суть такого решения в том, что повреждение контейнеров с отработанным ядерным топливом (ОЯТ) на Запорожской, Ровенской, Хмельницкой и Южно-Украинской АЭС приведет к тепловому взрыву с испарением в атмосферу сотен тонн облученного топлива. Нечто подобное человечество уже проходило сначала на комбинате «Маяк» в Челябинской области: тогда неправильное хранение контейнеров привело к перегреву и взрыву с последующим радиоактивным заражением местности.

Вплотную к осознанию опасности «грязной бомбы» человечество подошло в 1986 году, когда на Чернобыльской АЭС взорвался 4-й энергоблок. Термоядерного взрыва тогда не произошло, но тепловой подрыв блока (по каким бы причинам он ни произошел) спровоцировал выброс в атмосферу сотен тонн радиоактивных веществ из активной зоны реактора и привел к созданию зоны отчуждения в 2600 квадратных километров.

Фото: Wikimedia / Александр Ситенький / CC BY-SA 3.0
Фото: Wikimedia / Александр Ситенький / CC BY-SA 3.0

Если взрывом снаряда или ракеты будут разрушены (или хотя бы повреждены) хранилища с ОЯТ на Запорожской АЭС или на любой другой станции на территории Украины, «фон» от загрязнения будет в несколько раз выше. При этом, несмотря на отсутствие пожара и других факторов, «погасить» источник распространения радионуклидов будет тяжело из-за высокой радиации.

Суть проблемы в том, что всего в одной тонне ОЯТ, только что извлеченного из реактора типа ВВЭР, содержится не менее 950−980 кг урана-235 и 238, и не менее 10 кг плутония. Не стоит забывать и о продуктах деления — 1,2-1,5 кг Цезия-137, 770 г Технеция-90, 500 г Стронция-90, 200 г Иода-129, 12-15 г Самария-151 и других элементов, даже микроскопические дозы которых смертельно опасны.

Со временем концентрация радиоактивных веществ падает — после нескольких лет выдержки в специальных бассейнах такое топливо частично теряет свои свойства, и циркониевым тепловыделяющим сборкам сложнее загореться при «сухом» хранении. Но все может измениться, если рядом с ними взорвется артиллерийский снаряд.

Подрыв нескольких тонн «ядерной отработки» (а в хранилищах АЭС оно хранится десятками тонн) может вызвать заражение не только всей территории Украины, но и сопредельных стран, включая западные области России, южные и центральные регионы Белоруссии, а также страны центральной и восточной Европы: Польшу, Венгрию, Румынию. Остаточные радионуклиды при северной розе ветров могут доставить «ядерные облака» до стран Балтии и севера Европы.

Сухое хранилище отработанного ядерного топлива на Запорожской АЭС в Энергодаре. Фото: РИА Новости
Сухое хранилище отработанного ядерного топлива на Запорожской АЭС в Энергодаре. Фото: РИА Новости

Второй способ применения — снарядить остатками тепловыделяющих сборок боеприпас ракетного комплекса, например такого, как «Точка-У». Для тех, кто будет заниматься этой операцией, смерть от облучения будет гарантирована, но техническая возможность заложить заряд в ракету с дальностью пуска в 120−150 километров есть. При этом не важно, будет ракета взорвана оператором или сбита силами ПВО — воздушный взрыв произойдет в любом случае, и дело будет сделано. Элементы с большим периодом полураспада, например Селен-79 и Технеций-99, «жизненный цикл» которых может достигать миллиона лет.

Может ли Украина создать «грязную бомбу»

Чтобы создать «грязную бомбу» небольшой мощности, которой хватит только для локального теракта, придется привлекать промышленность. Теоретически, на Украине эти задачи могли бы выполнить такие предприятия, как Харьковский физтех и Приднестровский химзавод. Обе организации давно занимаются развитием ядерной энергетики и обладают уникальным опытом по части ядерных технологий. Однако кустарный способ изготовления, без утвержденных и признанных решений не гарантирует, что устройство сработает.

Использовать для «грязной бомбы» свежее ядерное топливо бессмысленно: оно практически безвредно для окружающей среды до момента облучения в реакторе. Это значит, что в качестве сырья почти наверняка может быть использовано отработавшее ядерное топливо. Перевозить его открыто нельзя — радиационный фон настолько сильный, что даже ложка радиоактивного порошка на полу гарантирует медленную и мучительную смерть у тех, кто будет заниматься его транспортировкой.

Чтобы перевезти хотя бы килограмм, нужен специальный экранированный грузовик, навьюченный взрывчаткой. Перемещать его незаметно нельзя даже по собственной территории — спутники и станции радиационного контроля в момент засекут микрочастицы и передадут данные ученым.

Каждый из вариантов использования «грязной бомбы» плох по-своему. Проблема в том, что применение такого оружия необратимо: количество жертв напрямую будет зависеть от направления ветра и количества радиоактивных частиц в воздухе. Если подрыв такого устройства провести тайно, то факт его использования раскроется лишь через некоторое время, а причастность той или иной страны к такому теракту удастся установить с большим трудом.