«Челленджер-2»: характеристики, дальность стрельбы, стоимость
Основной боевой танк Британии был разработан как более оснащенная и лучше защищенная версия танка «Чифтен» и «Челленджер-1». Однако в итоге вместо модернизации на свет появилась принципиально другая машина.
«Челленджер-2» построен по классической танковой схеме: механик-водитель находится спереди, а трое остальных членов экипажа размещаются в боевом отделении башни. В основе защитного корпуса комбинированная противоснарядная броня «Дорчестер» — нечто среднее между динамической защитой и классическим противоснарядным бронированием.
![Challenger 2 патрулирует окрестности Басры, Ирак, во время операции Telic, 2003 год / Фото: Graeme Main/MOD, OGL v1.0 Challenger 2 патрулирует окрестности Басры, Ирак, во время операции Telic, 2003 год / Фото: Graeme Main/MOD, OGL v1.0](https://resizer.mail.ru/p/1181f05e-03ea-5aee-be8c-56c794e50fad/AQAKWyNfg8LJ0l7XT_AMAhL_1kANcOkfcq5fqOAD_Gvzd3p_N93Y0EKclQ0FM2BRnbYetzXfeKuI9V7RLj-lB81SSPs.jpg)
Танк оснащается 120-мм нарезной пушкой L-30E4, однако у этого орудия есть небольшая особенность. Снаряды, выпускаемые для этой пушки в Великобритании, не могут быть взаимозаменяемы на другие танковые боеприпасы НАТО. Даже несмотря на одинаковый калибр, британские танковые выстрелы имеют другую массу, диаметр и габариты, из-за чего их использование возможно только в танках «Челленджер-2».
Другой проблемой «Челленджера-2» является большая масса. Британский ОБТ с боекомплектом и экипажем внутри весит 63 тонны, что на тонну больше, чем у американского танка М1 «Абрамс». 12-цилиндровый дизельный двигатель не справляется с большой массой танка: за время боевого применения танков в нескольких конфликтах «Челленджер-2» показал себя как наиболее проблемный и капризный в обслуживании вид боевой техники.
Одной из наиболее странных особенностей машины является особый вид дизельного топлива, который за танками возят специальные топливозаправщики. Из-за необходимости постоянных дозаправок «Челленджер-2» военные прозвали танк «Железным Уинстоном», проводя параллель между боевой техникой и британским премьер-министром, любившим пропустить несколько рюмок за день и всегда имевшим запас алкоголя в шаговой доступности.
Какие танки есть у Италии
C1 Ariete — это итальянская попытка переосмыслить подход к проектированию боевой техники сухопутных войск. Когда-то давно Италия была известна как один из лучших производителей танков, однако эти времена, судя по по всему, давно ушли в прошлое. Разработкой танка занимались итальянские компании OTO Melara и IVECO/Fiat, а основной идеей для создания такой машины была необходимость отказа от американских танков М47 «Паттон».
![C1 Ariete / Wikimedia, Kaminski, CC BY-SA 3.0 C1 Ariete / Wikimedia, Kaminski, CC BY-SA 3.0](https://resizer.mail.ru/p/76b70a9b-f7eb-5560-a9a5-ba3f9d79e6a0/AQAKFvQzXlapAUoS8iVwWbyBA0BjOtrGzmikZOI7oMEaUKEowuOHBFKKNjd5CJ0qbeqMzz8iW1LXocWUMWwanQfnXok.jpg)
Несмотря на то, что машина была готова еще в конце 80-х, серийное производство началось лишь в 1995 году. К тому моменту С1 Ariete, разработчики которого, к слову, никогда не претендовали на мировое лидерство в танкостроении, начал морально устаревать. Главной проблемой машины, как и в случае с британским «Челленджер-2», стало орудие.
Вместо нарезной пушки танк оснастили гладкоствольным орудием калибра 120 мм и длиной 44 калибра. Проблемы возникли практически сразу: из-за расположения снарядов в нише и задней части башни экипаж из 4 человек ощущал «дискомфорт и скованность», на которые по итогам заводских испытаний просто решили не обращать внимания.
Несмотря на проблемы с вооружением и эргономикой, С1 стал одним из самых мобильных танков НАТО в середине 90-х. При боевой массе в 54 тонны машина оснащалась турбодизелем V12 мощностью 1300 лошадиных сил, что позволяло разгонять машину до скорости в 70 километров в час.
Шведский истребитель танков
Большинство локальных проектов в странах НАТО так или иначе выросли из потребности заменить американское оружие, оставшееся в регионах Европы после «холодной войны». Швеция не стала исключением — сначала в стране появился газотурбинный «истребитель танков» Strv-103. Машина получилась невероятно странной: при высокой подвижности и мобильности, пониженной заметности и плоском силуэте ее применение требовало от экипажа ювелирной точности и высокой согласованности действий.
![Strv 103C / Wikimedia, Mats Persson, CC BY-SA 3.0 Strv 103C / Wikimedia, Mats Persson, CC BY-SA 3.0](https://resizer.mail.ru/p/34265c6c-9867-551e-bd5c-7afaef7d553d/AQAKIkso5veNLWd8Oymd8t16XJ4_zqdVEyUrnquD75ltEI2ll-RSwdyh7o4n510yOgSCXmAWTVM1cB2RHqfl7J9S1Ao.jpg)
В результате «реактивный» шведский мини-танк с маломощным (но ультрамодным, по тем временам) орудием калибра 105 мм получил такое количество негативных отзывов, что для его замены пришлось создавать новую технику.
В 1993 году в Швеции началось серийное производство нового локального «истребителя танков» CV-90. Этот танк, который правильнее называть «противотанковой БМП», появился вместо уникального супертанка Stridsvagn-2000, который по своей концепции похож на российский Т-14 «Армата».
БМП получила название «модульной машины огневой поддержки». Это название появилось благодаря возможности навешивать на корпус дополнительные бронелисты и опциональные системы комплекс активной защиты (КАЗ).
В качестве основного вооружения была выбрана автоматическая пушка «Бофорс» L-70 калибра 40 мм, что недостаточно для боевых действий против современных танков, таких, как Т-72Б/Б3/Б3М и Т-90. Для уравнивания шансов в бою шведскую БМП оснастили израильским противотанковым комплексом Spike NLOS, однако из-за этого существенно выросла и стоимость машины. В декабре 2022 года стало известно, что за покупку 152 машин этого типа власти Словакии заплатят 1 млрд 370 млн евро.
Какие танки есть у Турции
Турецкий «Алтай» — первая попытка страны избавиться от иностранной боевой техники в сухопутных войсках и она же (по крайней мере пока) самая трудная. Боевой готовности полностью национальный турецкий танк еще не достиг, однако именно эта машина в перспективе должна заменить все немецкие «Леопард-1» и «Леопард-2», а также старые танки М48 и М60 в турецкой армии.
![Танк Алтай / Авторство: CeeGee, CC BY-SA 4.0 Танк Алтай / Авторство: CeeGee, CC BY-SA 4.0](https://resizer.mail.ru/p/54d84e7d-3603-506b-8278-b796dfafca6a/AQAKFxU6btwDtFXutLfHEsMpMJLbSAhuondAvWzRnb6PbLcwIjo-BJq-MiAZGdKovjyGrrY0XoMSmZ5KmEbRUwu3CSc.jpg)
Отказавшись от широкой кооперации с европейскими и другими мировыми компаниями, турки столкнулись с тем же ворохом проблем, что и другие государства.
При боевой массе в 55 тонн и двигателе мощностью в 1500 лошадиных сил «Алтай» до сих пор не имеет нужной тяговооруженности. На крутых подъемах и резких спусках машина глохнет, что регулярно приводит к поломкам двигателя и трансмиссии.
Турецкие оружейники пытались купить двигатель и автоматическую коробку передач сначала в Германии, затем в Южной Корее, однако оба раза покупатели и продавцы технологий не смогли достичь компромисса.
Создать собственное танковое орудие в Турции также не смогли. «Алтай» MKEK120 является лицензионной копией немецкого орудия Rh-120, разработанного в Германии в середине 70-х. Технологичность этого орудия давно вызывает вопросы, однако производство танковых пушек — уникальная технология, которой в мире владеют всего несколько государств, включая Россию. Турция в список этих стран не входит, поэтому стране приходится довольствоваться «оружейными обносками».
При этом, кроме самой пушки, в Турции наблюдаются сложности и с производством боеприпасов. Как и в случае с британскими «Челленджер-2», снаряды турецкого производства не всегда совместимы с орудиями танков НАТО того же калибра.