NVIDIA на CES 2014: первый 192-ядерный процессор

Первой компанией, которая выступила на выставке CES 2014, стала NVIDIA. Производитель регулярно показывает новые версии своего мобильного процессора в начале года — так было с Tegra 2, Tegra 3 и Tegra 4, и с каждым разом платформы теряли популярность. Например, Tegra 4 уступала лидеру рынка топовых смартфонов, Qualcomm Snapdragon 800, у NVIDIA очень долго не было чипа со встроенным LTE (производителям смартфонов приходилось добавлять отдельный модем). Это приводило к лишнему энергопотреблению, чип был неэффективным, проигрывал и по производительности. В совокупности эти факторы привели к тому, что NVIDIA Tegra 4 использовалась лишь в китайских смартфонах, самым успешным из которых стал один из линейки Xiaomi. Можно упомянуть модель от ZTE, но с успехами Qualcomm продажи чипсетов NVIDIA не сравнить.  

Сильной стороной NVIDIA оставалась графическая часть, на это компания постоянно ориентировалась на презентациях, уделяла особое внимание количеству ядер графического процессора GeForce, прорисовке текстур, рендерингу и прочим вещам. Сегодня NVIDIA анонсирует инструмент G-SYNC для синхронизации игрового процесса между разными устройствами — персональными компьютерами, планшетами и приставками типа NVIDIA Shield. Gamestream будет доступен с мониторами компаний Acer, ASUS, Philips и некоторыми другими.

Что касается самих мобильных процессоров, то сейчас NVIDIA пошла намного дальше. Tegra K1 является первым мобильным 192-ядерным графическим процессором GeForce (!), который, к тому же, появится в двух версиях, одна из которых основана на двухъядерном ARM-чипе с 64-битной архитектурой NVIDIA Denver.

Помните шаг Apple по переводу мобильных процессоров на 64-битную архитектуру? Я много рассказывал о будущих преимуществах для разработчиков: у смартфонов, планшетов и компьютеров теперь одна архитектура, что значительно упростит разработку приложений для всех устройств одновременно. В NVIDIA пошли похожей дорогой, но сделали упор не на вычислительную архитектуру Denver, а на мощнейшую «взрослую» компьютерную графику видеокарт GeForce поколения Kepler.

Например, по всем показателям Tegra K1 превосходит игровые консоли Sony PlayStation 3 и Microsoft Xbox 360. И пусть консоли — прошлого поколения, но сравнивать новый мобильный чип для смартфонов даже с не самыми новыми приставками — достаточно почетно. При этом все эти возможности Tegra K1 имеет при значительно более низком энергопотреблении, по этому показателю новая К1, в теории, типичный мобильный чип.

Одной из самых важных новостей стала поддержка Unreal Engine 4, благодаря этому графическая часть Tegra 4 пока является недосягаемой. До этого предыдущая версия Unreal Engine 3 поддерживалась только iPhone, например, в игре Infinity Blade.

Ниже — пара синтетических тестов NVIDIA Tegra K1 в сравнении с Apple A7, по очевидным причинам преимущество огромное, у Apple пока нет Unreal Engine 4, но, думаю, это случится достаточно скоро, посмотрим.

Что означает выпуск такого чипа для нас? Появление нового уровня игр и приложений, требующих мощной графической части. Игры для мобильных устройств — смартфонов, планшетов — будут сравнимы с полноценными игровыми консолями. Но, как это часто бывает, подобные громкие анонсы скрывают много нюансов. Новая NVIDIA Tegra K1, я уверен, будет лучшей в плане игровой графики — коллеги отзываются исключительно в восторженных тонах. Но как получится объяснить рядовому покупателю, что графика такого уровня важна в ущерб времени работы, нагреву и прочим, не очевидным с первого раза, мелочам?

В теории смартфон с настоящей компьютерной графикой — это интересно и действительно инновационно, но насколько реальна задумка, как быстро (и как много) появится поддерживающих ее игр, каков будет уровень совместимости с другими программами — таких подробностей пока нет. Но в любом случае, ход логичный — не только на примере NVIDIA мы видим объединение сегментов ПК и мобильных устройств, и процессоры подобного рода — лишь первые шаги.