Интервью с генеральным директором Nokia в России, ответы на ваши вопросы



За время работы Нильса в России были запущены различные сервисы, важнейшим шагом является открытие магазина приложений OVI и его развитие, число пользователей OVI растет в геометрической прогрессии. Готовится к запуску музыкальный магазин Nokia и сервис "Вместе с музыкой" (Comes With Music), то есть неограниченный доступ ко всей базе треков. В связи со спецификой российского рынка мне было очень интересно узнать о перспективах этого сервиса, ассортименте музыкального магазина, ценообразовании в магазине OVI, такой шанс у нас появился недавно.

Итак, сначала я приведу интервью на четыре популярных темы, после которого вас ждут и ответы на ваши собственные вопросы, которые мы сгруппировали в отдельные категории. Всего мы получили более 200 вопросов, спасибо вам за участие!

Антон Спиридонов: Какие у вас ожидания от запуска сервиса «Вместе с музыкой» (Nokia Comes With Music) именно в России?

Нильс Нильсен: Безусловно, ожидания очень велики, это ключевая тема для Nokia в России на конец этого года и первую половину следующего года. Наши ожидания основываются на опыте наших коллег в порядка 10 других странах, где работает сервис Comes With Music. Хотелось бы также подчеркнуть ключевые моменты, почему мы так верим в этот сервис. Во-первых, это глобальный каталог треков (около 9 миллионов), причем специфика сервиса такова, что в каждой стране мы стараемся предлагать локальный контент, то есть песни на родном языке подписчиков, в данном случае, российских исполнителей. И, во-вторых, это годовая неограниченная подписка на весь каталог, доступ ко всей базе треков.

АС: Как вы можете прокомментировать нашу, российскую специфику, которая сильно отличается от той же Европы. Я имею ввиду, что в нашей стране каждый, кто имеет доступ к интернету, имеет доступ к совершенно бесплатной нелицензионной музыке, в то время как сервис «Вместе с музыкой» небесплатен?

НН: Первый момент, который нужно понимать, это то, что человек не покупает трек за треком, сервис предоставляет ему весь каталок в его полное распоряжение, и он может загрузить столько музыки, сколько захочется без каких-либо дополнительных денежных средств. Во-вторых, это удобно организованная структура каталога, опции поиска, для того, чтобы найти желаемую композицию, не нужно искать ее в разных источниках, во всем интернете. И главный аргумент – это широта каталога, она несоизмерима с базой бесплатных, нелегальных песен на любом из ресурсов. Необходимо добавить, что мы видим преимущества не только для пользователей, но и для ритейл-партнеров, потому что сервис интересен и им, тут разворачиваются новые просторы для продвижения.

АС: Подписка на этот сервис включена в стоимость самого телефона, это 110 евро или около 6 тысяч рублей в России. Планируется ли продавать новые музыкальные телефоны (например, Х3 или Х6) без включенного сервиса, по, соответственно, более низкой цене?

НН: На данный момент таких планов нет, три модели, которые мы представили (помимо Х3 и Х6 есть еще и Nokia 5230) будут предлагаться только со включенной подпиской «Вместе с музыкой» в обозримом будущем. Сервис «Вместе с музыкой» становится неотъемлемой частью музыкальных телефонов, как, например, камера стала частью наших устройств в Nseries. Предложение музыкальных устройств Nokia очень велико, и если нет желания приобретать девайс со включенной подпиской, вы с легкостью можете выбрать что-то другое.

АС: Получается, что Xseries и линейка XpressMusic превращаются в так называемую «Comes With Music» серию, и все будущие устройства будут идти со включенной подпиской на эту услугу?

НН: Нет, это не означает, что абсолютно все музыкальные устройства будут продаваться со включенным сервисом, но мы будем стремиться увеличивать это число со временем. Тем не менее, возможность выбрать «просто» музыкальный аппарат всегда останется, как, например, Nokia 5800 XpressMusic.

АС: Будут ли перезапущены существующие девайсы, например, 5530 XpressMusic, в соответствие с запуском услуги «Вместе с музыкой»?

НН: Нет, на данный момент только три упомянутых ранее устройства будут продвигаться с этим сервисом, это дает покупателю свободу выбора.

---------------------------------------------------------------------------------------------

AC: Большое спасибо за разъяснение ситуации с сервисом «Вместе с музыкой». Следующей темой для разговора является рынок недорогих сенсорных телефонов, конкуренция с корейскими производителями, путь Nokia. Скажите, Нильс, как Nokia реагирует на очень доступные по цене предложения Samsung и LG на этом рынке? Есть ли планы любыми силами повысить рыночную долю, пусть даже в ущерб прибыли?

НН
: Я начну с того, что рынок сенсорных телефонов для нас очень важен, и мы имеем достаточное число предложений в каждой ценовой нише. Естественно, мы будем расширять портфолио и дальше. Что же касается нашей стратегии, то мы делаем ставку на комплексные решения как таковые, что особенно актуально для Touch-устройств. Мы считаем, что стратегически верно предлагать все в комплексе, например, как мы сейчас поступаем с музыкальной линейкой. Эти устройства (например,
) могут не быть самыми доступными по цене, зато иметь тот набор возможностей, музыкальных характеристик, которыми конкуренты не обладают изначально. Магазин приложений Ovi также актуален в свете разговора о сенсорных смартфонах, ведь каждый пользователь сможет использовать массу приложений для своего устройства, изменить его.

AC: То есть, говоря более простыми словами, вы ставите на комплексные решения, на маржинальность и прибыль, но не на долю рынка как таковую в ущерб всем остальным девайсам?

НН: Все-таки во главу угла мы ставим сбалансированность продуктовой линейки, ее ценность на рынке. Безусловно, объем рынка и продаж в численном выражении тоже важен, но большее значение имеет маржинальность продуктов. Говоря в двух словах, мы не стремимся продавать недорогие сенсорные продукты в ущерб остальным своим устройствам.

АС: Что насчет сегментации сенсорных телефонов? Пока что все сенсорные аппараты относились к музыкальным, мультимедийным линейкам. Что насчет других сегментов?

НН: Во-первых, я объясню, как в принципе в Nokia мы принимаем решения. Мы тратим довольно много денег на исследования (R&D), чтобы понять, что именно нужно большинству пользователей, фокус-группам, чтобы понять их потребности и желания. Эти исследования проводятся постоянно и во многих странах мира, и когда мы выходили на рынок Touch-устройств, больше всего это решение было востребовано в развлекательных музыкальных и мультимедийных аппаратах. Поэтому совершенно логичным ответом было наше предложение в этих сегментах. Есественно, мы рассматриваем возможность появления сенсорных экранов и в других наших сегментах. Однако хотелось бы заменить, что сенсорный экран как таковой не является самоцелью, при разработке новых продуктов мы обращаем внимание на целый ряд потребностей людей и исходя из них формируем наше предложение.

АС: И последний вопрос в этой теме. Скажите, как позиционируется новая операционная система Maemo? Исключительно как топовое предложение, либо же возможно ее появление в относительно доступных сенсорных устройствах класса 5800 XpressMusic?

НН: Хочу сразу сказать, что мы будем продолжать развивать направление Symbian, ни в коем случае не отказываемся от этого. Что касается Maemo, то да, на данный момент э то high-end сегмент. Не могу сейчас сказать о доступности будущих девайсов, но если мы посмотрим на путь развития технологий в принципе, то увидим, что изначально все самое новое появляется в топовом сегменте, а потом уже и в массовых, доступных по цене устройствах. Так что вопрос о массовости Maemo-смартфонов – это лишь вопрос времени.

---------------------------------------------------------------------------------------------

АС: Спасибо. Давайте перейдем к следующей теме, магазину приложений Ovi. В первую очередь хотелось бы спросить о ценовой политике, возможно ли силами Nokia на локальных рынках, в том числе, российском, ограничить входящую стоимость приложений от разработчиков?

НН: Начну с того, что мы уделяем огромное внимание магазину Ovi в России, после музыки это второй ключевой продукт для нас и мы видим большой потенциал в сервисе. Россия входит в Топ 5 стран по количеству скачиваний приложений и контента из магазина Ovi. Что касается конкретно стоимости приложений, то это сознательная стратегия Nokia, таким образом мы работаем по открытым стандартам и поощряем конкуренцию среди разработчиков. Решение о цене в данной ситуации остается за девелоперами, мы же предоставляем им площадку для публикации приложения, и разница в цене действительно бывает очень большой. В среднем цена услуги (приложения или другого вида контента) в магазине Ovi составляет 80 рублей. В конце концов, мы предоставляем пользователям выбор. Если человек готов платить довольно большую сумму за какое-либо приложение, это его право, ну а мы стараемся сделать ассортимент максимально большим. В России магазин Ovi открылся недавно, тем не менее, мы видим очень хорошую динамику и потенциал. За неделю в магазине появляется более 200 новых единиц контента, это очень хороший показатель. Плюс на днях Ovi.ru был полностью локализован, все ключевые сервисы доступны на русском языке.

АС: Весь ли контент, который появляется в магазине Ovi, проходит обязательную проверку?

НН: Да, конечно, каждая единица контента проходит через все официальные инстанции Nokia, так как мы должны быть уверены, что контент, который мы предлагаем пользователям, соответствует всем нашим нормам.

АС: А если в магазине уже существует несколько совершенно аналогичных друг другу программ, есть ли смысл публиковать еще одно похожее приложение от другого разработчика, либо же оно исключается, чтобы пользователь не путался в избыточном разнообразии программ?

НН: В настоящее время в Магазине Ovi есть ряд аналогичных приложений от различных разработчиков. Приложения отличаются по цене и функционалу, т.е. это расширяет выбор потребителя. Тем не менее, мы планируем усилить модерацию контента в данном вопросе, чтобы у посетителей был максимально удобный и четкий выбор.

АС: Появляются ли в магазине Ovi игры N-Gage, либо же это два различных проекта, не связанные между собой?

НН: Да, контент от N-Gage – это часть Ovi Store.

АС: Любой ли разработчик может опубликовать свое приложение в магазине Ovi? Насколько это сложно? Выгодно ли Nokia единовременное заключение контракта с физическими лицами, не организациями, которые заинтересованы в публикации одного единственного приложения?

НН: Стать разработчиком для Nokia совсем не сложно, вы можете это попробовать сами, условия крайне просты. Мы работаем не только с организациями, как, например, Paragon, но и с индивидуальными разработчиками. Для того, чтобы стать партнером Магазина Ovi, достаточно заполнить форму заявки на Forum Nokia, которая является публичной офертой. Условия ценообразования одинаковы для всех. Мы используем классическую в индустрии формулу 70% (отчисления разработчику) / 30% (Nokia)

АС: И последний вопрос: совместим ли магазин Ovi с ОС Maemo, в частности, с Nokia N900, появляются ли в нем приложения для Maemo?

НН: Конечно, приложения для Maemo входят в Ovi Store, и в N900 предустановлен клиент, совместимость полная.

---------------------------------------------------------------------------------------------

АС: Спасибо. Последняя на сегодня тема – это первый ноутбук Nokia, Booklet 3G. Самое главное, что меня волнует, это даже не цена, а каналы дистрибуции. Как, через какие сети вы планируете его продавать?

НН: Очень важный вопрос. Мы собираемся начать продажи Booklet 3G в России в феврале 2010 года, но уже сейчас мы наблюдаем очень большой интерес со стороны партнеров. Мини-лэптоп совершенно точно будет продаваться через нашу фирменную розницу (сеть фирменных салонов Nokia) это ключевой канал. Безусловно, мы будем продавать его и через наших других партнеров, но сказать точно, каких именно, пока не могу.

АС: Вы сказали, что в России Booklet 3G поступит только в феврале следующего года. Почему такая большая задержка по сравнению с Европой, где нетбук можно будет купить уже в конце октября-начале ноября?

НН: На самом деле – это мое решение. Главная причина в том, что это «сложный» продукт, и если мы его продаем на рынке, это нужно делать максимально правильно , с правильными партнерами, разработать грамотное предложение. Хотя изначально отзывы наших партнеров, в том числе крупнейших розничных сетей, об этом продукте очень положительные.

АС: И все-таки, какая ожидается цена?

НН: До февраля 2010 года финансовая ситуация может сильно измениться, но предварительная цена на данный момент – около 35 тысяч рублей. Правда, многое будет зависеть и от договоренностей с партнерами.

АС: Насколько приоритетно для Nokia направление ноутбуков? Какие у Nokia планы в этом направлении?

НН: Своими классическими мобильными решения Nokia уже соединила более 1 миллиарда человек по всему миру, и сейчас мы ищем новые направления, чтобы продолжить соединять людей. Nokia Booklet 3G предназначается в первую очередь для рынков, где персональные компьютеры, лэптопы популярны. Плюс, это часть нашей стратегии по продвижению комплексных решений, мы предлагаем новый уровень мобильности не просто на уровне телефона, а миниатюрного персонального компьютера. Так что да, мы будем развивать это направление и дальше, Booklet 3G – лишь первый шаг.

АС: А почему для первого устройства вы выбрали именно нетбук, мини-лэптоп, а не стандартный ноутбук, который мог бы быть функциональнее?

НН: Мы сознательно работали именно в этом сегменте, и в понятие мини-лэптоп мы вкладываем мобильность, долгое время работы, вы можете работать без подзарядки около 12 часов, и привлекательный, премиальный дизайн, очень небольшие размеры.

АС: И какие ожидания от продажи этого устройства в России по сравнению с другими странами? Как вы считаете, будет ли популярен Booklet 3G в России?

НН: Очень хороший вопрос. Booklet 3G – принципиально новый для нас продукт, и мы будем аккуратны в оценках. Наша основная задача сейчас – это сделать грамотный запуск продукта на рынке, выбрать партнеров и так далее, и в первую очередь мы рассматриваем выпуск мини-лэптопа как площадку для получения отзывов. Надеемся, что это будет достаточно популярный девайс, учитывая интерес со стороны партнеров, Россия – очень специфический рынок и сильно отличается от европейского, сравнивать их тяжело.

АС: Будем надеяться, что в отношении первого нетбука Nokia все сложится хорошо. Большое спасибо вам за интервью было очень интересно.

---------------------------------------------------------------------------------------------

В этой части статью хотелось бы привести и ответы на вопросы, которые задавали наши читатели и которые не вошли в первые четыре темы. Все вопросы можно посмотреть здесь, я провел небольшую работу по группировке вопросов по отдельным темам. Надеюсь, вы сможете найти ответы на каждый из них, а такой интерактив с компанией Nokia мы проводим впервые. Выскажите свое мнение, интересны ли были ответы?

1)Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития сегмента смартфонов без сенсорного экрана?

Портфель аппаратов без сенсорного экрана обязательно будет развиваться, это по-прежнему востребованные продукты. Но мы будем предлагать и новые сенсорные аппараты в различных ценовых сегментах, делать их доступными для самой широкой аудитории.

2) Сегмент спортивных телефонов, устройства со спортивными приложениями, функциями (в вопросах фигурирует 5500 Sport) – насколько это популярные девайсы? Что сейчас есть в портфеле Nokia, какие планы?

Сегмент защищенных устройств достаточно узкий, однако имеет огромное количество поклонников. На данный момент в модельном ряду Nokia представлен аппарат Nokia 3720 classic, соответствующий стандарту защиты ip54.

3) Цветовое разнообразие в линейке устройств - почему в Россию не поставляются некоторые варианты?

Как правило, мы используем на рынке России все доступные цветовые опции. Но важно также учитывать, что рынок России отличается от рынка Европейских стран и в ряде случаев мы фокусируемся на самых популярных цветах наших потребителей.

4) Что вы думаете о перспективах сегмента телефонов с монохромным экраном?

Монохромные дисплеи крайне активно вытесняются цветными. Тем не менее, у монохромных дисплеев огромное количество поклонников и цена на телефоны этого типа ниже. Nokia в ближайшем будущем будет продолжать выпускать телефоны с монохромными дисплеями, в том числе и новые модели.

5) Что вы думаете и перспективах бюджетного сегмента, моделей стоимостью до 1000 рублей?

Этот сегмент традиционно, из года в год, остается для нас крайне важным. Здесь компания делает объемы. Что немаловажно? сегмент развивается не медленнее других и тут есть куда расти. Здесь все движется в сторону цветных дисплеев, поддержке интернета и возможностям мультимедиа, что всего два - три года назад было доступно в заметно более дорогих моделях телефонов.

6) Каковы перспективы устройств с емкостными экранами?

Это безусловно перспективная технология и она постепенно будет вытеснять традиционные – резистивные экраны. Однако каждая из технологий имеет свои преимущества и недостатки. Первым аппаратом Nokia с емкостным дисплеем является Nokia X6 с сервисом “Вместе с музыкой”, аппарат появится в продаже в начале декабря этого года.

7) Сегмент телефонов с двумя SIM-картами – почему Nokia до сих пор не представила телефон с 2 sim-картами? Какие планы?

Для вывода на рынок кого-либо продукта мы должны видеть его достаточный бизнес-потенциал в глобальном масштабе, т.к. мы работаем по всему миру. Поэтому до настоящего времени мы не предлагали решений в этом специфическом сегменте. Тем не менее, мы внимательно изучаем этот вопрос - потенциальный спрос и ожидания потребителей.

8) Почему сейчас в портфеле нет раскладных смартфонов как N93 и N76?

Мы полагаем, что для целевой аудитории мобильных копьютеров Nseries важнейшим сейчас является наличие полноразмерной клавиатуры QWERTY и большого экрана.

9) Есть ли в портфеле “женские” модели? Планируется ли продолжение женской линейки телефонов?

Из новинок, в среднем ценовом сегменте, в начале 2010 года появятся стильные раскладушки Nokia 7020 и 3710 fold. К тому же практически каждая модель имеет цвета, на наш взгляд, привлекательные для женщин, например, белый Е71. И, конечно же, мы готовим специальный сюрприз для женщин к 8 марта.

10) Каковы на ваш взгляд перспективы N900 в России?

Устройство Nokia N900 изначально не массовое и нацелено на технологических лидеров - людей, которым очень важны новые технологии и интересные функциональные решения. Известно, что в России людей с подобными интересами много, а Nokia N900 получился ну очень интересным. Надеемся, он найдет своих поклонников.

11) Будут ли реализованы новые OS кроме Symbian? (например, Windows Mobile, Adnroid)

На данный момент мы развиваем несколько платформ: S30 для аппаратов начального уровня, S40 для массового сегмента телефоном, S60 и устройства Maemo. В S30 и S40 мы используем закрытую операционную систему. В массовом сегменте смартфонов S60 - операционную систему Symbian. В самых передовых устройствах Maemo мы используем операционную систему на базе Linux. Таким образом, мы имеем комплекс решений для создания наших продуктов и не планируем переход на другие операционные системы.

12) Будет ли платформа Maemo полностью открытой?

Платформа MAEMO является открытой изначально. Базируется на ядре операционной системы Linux. Сайт и форум разработчиков здесь: maemo.org

13) Как осуществляется локализация прошивок (например, проблемы с написанием "э" и "ъ" в последней прошивке Е71)? Будут ли улучшения?

В целом, локализацию проходит не каждый отдельный аппарат, а вся платформа целиком, затем проверяется в России - это очень трудоемкий и кропотливый процесс. Вводятся новый термины, локализацию самых важных из них мы обсуждаем, чтобы они были понятны для наших пользователей.

Что касается локализации клавиатур, то это зависит от вида клавиатуры. Стандартная клавиатура для моноблоков имеет уже устоявшееся расположение букв и наша задача здесь только позаботиться о тактильных ощущениях при нажатии. Для QWERTY устройств с кириллицей не все так просто и здесь нужно искать компромиссы, рассматривать каждый аппарат отдельно. Кроме того, проводятся локальные исследования, привлекаются фокус группы. Мы постоянно общаемся с потребителями и продолжаем улучшать наши QWERTY устройства.

14) Насколько ксеноновая вспышка важна как элемент фотографических устройств?

На данный момент технология использования светодиодных вспышек вплотную приблизилась к результатам, получаемым при помощи аппаратов с ксеноновыми.

15) Что Nokia делает чтобы увеличить срок работы батареи?

Безусловно, работа по увеличению срока работы батареи при таком увеличение мощности и запросов к устройствам сейчас крайне важна для нас. Объем аккумуляторов будет увеличиваться, но это не все. Мы также сосредоточились над работой по совершенствованию программного обеспечения. Вводятся более жесткие требования к качеству приложений, их работе с памятью, загрузке процессора, что в целом это очень существенно сказывается на работе батареи. Эти требования применяются как для приложений разработанных внутри компании, так и для сторонних разработчиков. Здесь у нас значительные достижения.

16) Планируется ли доработка ПО Nokia N97 (например, исправлены проблемы с Adobe Reader) ?

В ближайшее время для этого аппарата появистя обновление ПО версии 2.0, которое откроет новые возможности перед пользователями устройства.

17) Планируется ли доработка Series 40, появится ли многозадачность?

За последние годы платформа Series 40 сильно продвинулась вперед. Многозадачность так или иначе уже сейчас присутствует в устровайх на базе Series 40. Работа таких мультимидийных приложений, как музыкальный плеер и радио осуществляется в фоновом режиме, не мешая работе других приложений. Активный режим рабочего стола также позволяет вывести информацию в фоновом режиме для других приложений. В целом, интерфейс стал заметно более дружественным и понятным для конечного пользователя. Мы далеко продвинулись и продолжим работать в этом направление, но появление многозадачности Java-приложений пока не планируется.

18) Почему на сайте компании отсутствует информации об авторизированных СЦ?

Полная информация есть по этому адресу

19) Каков подход Nokia к реализации концептов и идей сторонних разработчиков? (в вопросах фигурирует Aeon, предложения по модификации программной платформы рядовыми пользователями)

Подход Nokia - максимально способствовать реализации концептов и идей сторонних разработчиков, поскольку это повышает многовариантность использования наших устройств. В Nokia есть специальное подразделение для работы со сторонними разработчиками – ForumNokia (FN). FN работает глобально, с офисами в Европе, США, Китае, Японии и Сингапуре. Функции FN:

  • Изучение рынка мобильного ПО, постоянный поиск и "воспитание" (в т.ч. обучение) новых разработчиков. Реклама, выставки, саммиты, интернет сурсинг, тренинги, семинары, университетские программы;
  • Помощь в собственно разработке. Средства разработки, информация, форум для общения разработчиков, сервисы тестирования, предоставление устройств;
  • Поддержка наиболее интересных концепций и идей. Гранты, инвестиционные фонды, конкурсы, как собственно от Nokia, так и партнерские;
  • Примеры:
    • OpenScreenProject (Adobe+Nokia) фонд, дающий гранты на разработки на флеш технологии;
    • CallingAllInnovators - глобальный конкурс приложений по нескольким направлениям, проводится FN, призы - деньги и размещение в Магазине Ovi;
  • Бизнес поддержка: приложения в комплект поставки, лицензирование технологий, Магазин Ovi, партнерские проекты.

20) Работаете ли вы над улучшением картографии в России?

Мы очень активно работаем как над расширением покрытия, так и над введением новых услуг (напр., social location services). Карты обновляются постоянно. Поставщиком картографической информацией является компания Navteq , один из мировых лидеров в сфере электронных карт. Сейчас охвачены 10 городов-миллионников. Москва и С.-Петербург с областями прорисованы с " абсолютным " уровнем, т.к. включая дворовые / внутриквартальные проезды.

21) Появятся ли новые CDMA-модели для российского рынка?

Нет, мы не планируем продавать CDMA-модели в России.

22) Ценообразование на устройства в России, почему цены в Европе значительно ниже?

В Европе другая структура рынка, значительная часть продаж идет через операторов, которые субсидируют устройства.