Запуск Nokia X в России. Интервью с вице-президентом компании

27 марта в России начались продажи Nokia X — первого смартфона Nokia на платформе Android. Точнее, с поддержкой Android-приложений, т. к. фирменные сервисы Google тут отсутствуют, они заменены на сервисы Nokia и Microsoft, также используется сторонний магазин приложений, почтовый клиент вместо Gmail, поиск Bing и так далее. Nokia X сильно отличается от обычных Android-аппаратов. В России запуску аппарата было посвящено масштабное мероприятие. 

Смысл выпуска новой линейки в том, чтобы предложить доступные (от 4 990 рублей) устройства с поддержкой большинства приложений Android, по статистике смартфоны этого ценового сегмента продаются огромными тиражами, ритейлеры позитивно оценивают перспективы аппарата в рознице. Но и ожидать многого от Nokia X не стоит — это в первую очередь компактный аппарат с хорошим дизайном и материалами корпуса, предназначенный для звонков (2 SIM-карты) и использования Android-программ (не всех, конечно, т. к. они многое недоступно в магазине Nokia и партнеров, и слабое железо не позволяет запускать тяжелые программы и игры). С обычными Android-аппаратами его сравнивать не стоит.

Мы уже не раз задавали вопросы руководству Nokia, а в этот раз в рамках мероприятия по запуску Nokia X в России мы поговорили с Флорианом Зайхе, SVP Nokia, Sales and Marketing. Флориан руководит европейским регионом и, в том числе, отвечает за Россию как за один из ключевых рынков.

— Какая линейка смартфонов более важна для Nokia, Lumia, Asha или Nokia X? Не угрожает ли появление Nokia X как раз таки линейке Asha?

— Конечно, рост смартфонов в настоящее время продолжается, причем темпы постоянно увеличиваются. Самый быстрорастущий сегмент рынка — это доступные смартфоны, и Nokia Asha являются очень популярными моделями. Но Nokia X, на наш взгляд, станет самым оптимальным устройством для рынка доступных смартфонов. Это уникальная комбинация дизайна Nokia, приложений Android и доступной цены. Но это не значит, что Nokia Asha может исчезнуть: мы считаем, что важно иметь большое портфолио продуктов, и чем они более доступны, тем больше шансов увеличить нашу долю на рынке. С этими задачами Asha справляется хорошо, эта линейка будет становиться еще доступнее.

Что касается Lumia, то эти смартфоны остаются нашими флагманами, именно тут будут появляться самые последние технологии, приложения. С объединением подразделения Nokia (Devices & Services) с Microsoft мы будем предлагать в смартфонах Lumia большое число новых сервисов и приложений и сможем делать это более оперативно.

— Вы сказали, что скоро произойдет объединение Nokia и Microsoft для работы над смартфонами. Что изменится для Nokia?

— В ближайшее время ничего не изменится, так как подразделение устройств и сервисов Nokia просто перейдет к Microsoft, но в будущем это будет означать большие возможности для всех нас. У Microsoft широкие возможности в плане R&D, в разработке софта, но не было экспертизы в аппаратном плане. Сейчас, соединив эти возможности, мы получим лучшие продукты, и максимально интегрированные с сервисами и приложениями Microsoft.

— Для многих людей, в том числе и для наших читателей, остается открытым вопрос, почему Nokia и Microsoft выпустили смартфоны с операционной системой Android. Изложите свою точку зрения.

— Главной причиной стало желание пользователей иметь различные приложения в своих смартфонах, поэтому мы дали им поддержку программ от операционной системы Android. Второй причиной послужила возможность интеграции сервисов и приложений Microsoft в эту операционную систему, и в будущем пользователи увидят еще больше таких примеров в смартфонах Nokia X.

— А что проще продавать? Недорогие смартфоны Windows Phone 8 (например, Lumia 520) или смартфоны Nokia X по той же цене?

— Мы гордимся успехом Nokia Lumia 520, это самый продаваемый смартфон на Windows Phone 8 в мире. Но этот сегмент рынка, как я уже говорил, является самым быстрорастущим, поэтому если мы просто предложим выбор покупателям, продажи только вырастут. При одинаковой цене Nokia X может предложить свои отличительные черты.

— Что вы можете сказать о цветах? В России самым продаваемым цветом является черный, потом — белый, но о популярности ярких цветов в нашей стране я не могу ничего сказать.

— Я не могу ответить конкретно про Россию, но в целом в наших продажах яркие цвета (красный, желтый) занимают большую долю в продажах. Например, каждый цвет занимает почти 20% продаж, это очень хороший результат.

— В целом, в чем отличие стратегии Nokia в плане Android от других производителей смартфонов на этой операционной системе?

— Мы много раз говорили о желании отличаться от других компаний — с помощью дизайна, цветов, своих собственных сервисов, бренда Nokia — и комбинация этого и помогает выделить смартфон Nokia среди остальных.

— И последний вопрос, персонально для вас: в чем разница работы в Nokia и в HTC, вашем прежнем месте работы?

— На самом деле я не могу многого говорить о прошлой работе, зато могу о нынешней. Мне очень нравится культура в Nokia — она очень открытая, а также огромное значение имеет история. Да, мы видим, как множество новых брендов пытается выйти на рынок, и у некоторых получается, но история, многолетний опыт Nokia и знание того, что нужно пользователям — все это очень важно.

— Большое спасибо вам за интересные ответы.

К моменту старта продаж мы также собрали мнения ритейлеров относительно новой модели.

Мария Заикина, представитель ГК «Связной»:

На наш взгляд, выпуск смартфона Nokia на базе Android можно рассматривать как логичный шаг развития продуктовой линейки на высококонкурентном рынке. Первый смартфон на ОС Android от Nokia, безусловно, будет востребован. Этому будут способствовать несколько факторов. Во-первых, Android — лидирующая на рынке «умных» телефонов ОС. Ее доля в продажах смартфонов в 2013 году увеличилась до 75% в натуральном выражении. При этом доля Nokia представляет также устройства на Windows Phone и Asha, занявшие в прошлом году совокупно около 15% рынка смартфонов в штуках. Таким образом, выход модели на Android позволит ей «покрыть» фактически 90% рынка «умных» телефонов с точки зрения операционных систем. Кроме того, новинка представлена в сегменте до 5 тыс. рублей, который сегодня очень активно растет. Фактически треть проданных в прошлом году смартфонов стоила меньше 5 тыс. рублей.

Денис Самылин, руководитель направления «Смартфоны, телефоны и планшеты» компании «Белый Ветер»:

Новинка будет представлена во всей федеральной розничной сети «Белый Ветер». Мы рассчитываем, что наши покупатели по достоинству оценят первый Android-смартфон Nokia X. На данный момент Nokia в нашей сети занимает незначительную долю от общего объема смартфонов, но компания планирует расширить присутствие бренда на полках магазинов «Белый Ветер». По прогнозам наших аналитиков, новый смартфон должен занять достойное место по доле продаж в нашей сети. В России огромный пласт покупателей, которые готовы поменять свой обычный телефон на смартфон, но не готовы платить более 5—7 тыс. руб. Не стоит забывать и о достаточно высокой конкуренции среди В-брендов, которые предлагают большую функциональность по железу в данном сегменте. Бренд Nokia хорошо известен и любим россиянами, за счет этого многие могут сделать выбор в пользу именно данной новинки. На мой взгляд, продажи будут зависеть во многом от умения продавцов объяснить, как пользоваться Android-смартфоном от Nokia.

Мирсамед Сеидов, старший менеджер закупок сети Media Markt

Nokia X будет популярна за счет сравнительно низкой цены на А-бренд, в сегменте до 5 тыс. не так много моделей от Samsung или других именитых производителей, но есть масса малоизвестных покупателю марок. Известный бренд Nokia будет плюсом в пользу серии X при прочих равных условиях (цене в частности). Продажам смартфонов Lumia выход Nokia X заметно не повредит (разное позиционирование), зато может повредить серии Asha от той же Nokia. При небольшой разнице в цене и должной рекламе со стороны производителя спрос может переключиться на серию X.

Дмитрий Кубышин, начальник информационного отдел, Цифровой центр ИОН

Несомненно, первый смартфон от Nokia, под управлением Android притягивает к себе внимание пользователей. В его приобретении есть ряд плюсов. Это и яркий дизайн, и бренд, которому все еще принято доверять у российского пользователя, и привлекательная цена. Как минимум посмотреть и покрутить его в руках захотят многие. Дальнейшая судьба устройства на данный момент туманна. Когда эйфория пройдет, станет понятно, что ограничений все же довольно много. Отсутствие встроенных Google сервисов и приложений, а так же отсутствие доступа к Google Play сократят аудиторию устройства. Если мы говорим о крупных брендах, то Nokia при заявленной цене в 4 990 рублей является довольно интересным предложением. Нестандартное оформление и знакомый бренд – легко склонят чашу выбора в пользу новинки, тем более что крупные производители давно не радовали пользователей интересными цветовыми и дизайнерскими решениями.

Регина Роднянская, представитель сети М.Видео

Мы рассчитываем, что Nokia X найдет свою аудиторию. Это давно ожидаемый аппарат – бюджетный и на Android. Кроме того, сегмент недорогих смартфонов в последнее время пользуется повышенным спросом в связи с тем, что такие устройства приходят на замену классическим мобильным телефонам. Обычно в эту категорию попадают устройства В-брендов. Мы уверены, что аппарат с таким функционалом от А-бренда будет пользоваться заслуженным вниманием. В сегмент бюджетных смартфонов за последние год-полтора вошли ряд брендов второго эшелона, в дополнение к недорогим моделям ведущих производителей. Так что конкурирующих моделей в сегменте до 7000 рублей сейчас на рынке немало. Поэтому заранее спрогнозировать предпочтения достаточно проблематично. Обычно, в данном ценовом сегменте покупателей интересует в первую очередь не бренд и имиджевая составляющая, а технические характеристики и их соответствие ожиданиям и цене.