Презентация Sony на выставке E3 2013: новое поколение PlayStation

Анонс Sony PlayStation в феврале многих оставил разочарованными. Хотя, казалось бы, с чего? Были названы подробные спецификации консоли, ее технические особенности, показан новый геймпад, приподнята завеса с некоторых игровых проектов (ну не раскрывать же все карты, когда E3 не за горами), объявлено о том, зачем нужен Gaikai. Мало? Вроде не очень. Но сама консоль показана не была — и это сыграло свою роль; психологически новой PlayStation «не существовало», пока не был показан физический образец. И вот это свершилось. На Electronic Entertaiment Expo 2013 окончательно материализовалась Sony PlayStation 4.

Почему-то казалось, что первым делом после приветствия важного представителя Sony на сцене покажется консоль — причем это событие могло бы и опередить появление первого спикера на сцене. Но ничего подобного не произошло. Лицо PlayStation 4 показали лишь в середине презентации.

И это очень неожиданное лицо. После всей иронии, что выплеснули представители Sony на Betamax-style корпус новой Xbox, PlayStation 4 оказалась... выполненной в схожем стиле! Рубленые грани, простые формы, обязательный черный цвет. Разве что немного скошенный корпус скрашивает картину единодушия дизайнеров Microsoft и Sony. Заметно было недоумение, воцарившееся в зале, были слышны отдельные смешки. Причем не сказали бы, что дизайн плох (равно как и дизайн Xbox One) — он просто слишком похож на творение Microsoft.

А началась презентация (помимо гигантских очередей, сопутствующих на этом E3 важнейшим мероприятиям — поприсутствовать на них захотели решительно все) с попытки взбодрить вяло стартовавшую уже больше года назад портативную консоль PS Vita.

Был анонсирован целый ряд игровых проектов, причем как специфических для Vita франшиз, так и вариаций на тему «больших игр»: вслед за Uncharted и Need for Speed на Vita будут перенесены Batman: Arkham Origins, Walking Dead (от Telltale Studios), God of War, Killzone, Flower. PlayStation Vita позиционируется как продолжение стационарной консоли, возможность продолжить игру, отойдя от телевизора; единство экосистемы. Но почему-то кажется, что эта битва Sony уже проиграна смартфонам и планшетам.

А вот поддержка PlayStation 3 вовсе не кажется бессмысленным мероприятием. Возможностей pastgen-консолей достаточно, чтобы и в конце их жизненного цикла радовать нас великолепными (в том числе и по технической части) проектами: это и выходящая в ближайшие дни Last of Us (пока претендующая по средним оценкам критиков на звание лучшей игры года), и многообещающее приключение из потустороннего мира Rain, и новая часть легендарной гоночной серии — Gran Turismo 6, и уже упомянутый Batman: Arkham Origins. Даже на этом фоне выделяются Beyond Two Souls (новый проект Quantic Dream, авторов Heavy Rain и Fahrenheit) и долгожданная мультиплатформенная Grand Theft Auto 5. Для PS3, кстати, предлагается специальное подарочное издание GTA 5 ценой $299 с фирменными наушниками и прочей фанатской радостью, которое будет доступно 17 сентября.

Но все-таки ключевой темой презентации Sony на E3 2013, конечно, была PlayStation 4. C дизайна мы начали свой материал, продолжим по порядку. Нагнать Microsoft японцы решили и в плане мультимедийных возможностей. Тут, по сути, ничего нового. У Sony за душой есть огромные наработки в сфере кинематографического, музыкального бизнеса — достаточно просто подключить связи, и PS4 превратится в медиацентр. Что и было сделано. Будут доступны наполненные контентом сервисы Video Unlimited и Music Unlimited, уже знакомые по мобильным устройствам компании, в PSN будут регулярно поступать эксклюзивные новинки кинопроката, ТВ-шоу, подписаны соглашения с различными компаниями, обеспечивающие сервис “Video-on-demand” (Netflix, HULU, Redbox). Появятся сервисы Live Events Viewer, Flixster. Хотя, безусловно, такой завязки на кабельное ТВ и спортивные программы, как у Xbox One, Sony не предоставит. Также, к сожалению, ничего не было упомянуто про возможную аппаратную поддержку 4К-контета. Ну и, естественно, остается только догадываться, что из этого богатства будет доступно в России, и будет ли у нас какая-то своя альтернатива.

Но разговор на E3 все-таки стоит вести об играх, это понимают все, понимает это и Sony. Такого количества мощнейших эксклюзивов, как у Microsoft, в этот раз японцы не приготовили, сделав упор в основном на мультиплатформенные проекты; на данный момент стартовые позиции Xbox One в этом плане смотрятся прочнее. Но все же совсем без эксклюзивных проектов для PlayStation 4 дело не обошлось.

Был показан ролик на игровом движке для игры The Order 1886 — про путешествия во времени и монстров в паропанк-сеттинге. Весьма любопытно, хотя графически проект не слишком впечатляет на данный момент.

Официально анонсирована новая Final Fantasy, получившая номер XV — с дивной красоты роликами (традиционно), но и с очень красочной игровой картинкой, немногим уступающей этим роликам.

Также Square Enix готовит к выпуску Kingdom Hearts 3 — долгожданное продолжение легендарной в кругах поклонников JRPG мультяшной серии.

Destiny — очень внушительный и эпичный мультиплеерный экшн, события которого разворачиваются в постапокалиптическом мире. Точную дату выхода не называют, игра скорее всего выйдет в течение 2014 года. Она уже отлично выглядит и в динамике — был показан достаточно интересный геймплей в кооперативном режиме с напарниками.

Тему постапокалипсиса призван также раскрыть пока еще находящийся совсем в ранней стадии проект Mad Max по мотивам сами-понимаете-какого фильма. Главный герой игры, впрочем, на молодого Мела Гибсона не похож. На старого — тоже.

Кое-что продемонстрировали уже второй раз после февральской презентации: Killzone: Shadow Fall (где уже есть нормальный игровой процесс), Drive Club, InFamous: Second Son, Knack, The Witness, Watch Dogs (новое игровое демо, производящее, как всегда, сногсшибательное впечатление — хотя это совсем не эксклюзив для PS4, и даже не совсем проект нового поколения, игра выйдет также на приставках PS3 и Xbox 360).

Из важнейших мультиплатформенных проектов, которые Sony заманила к себе на презентацию, выделяются, конечно, Asassin’s Creed IV: Black Flag и The Elder Scrolls Online, на данный момент более похожий на клон World of Warcraft с видом от первого лица, чем на новое слово в мире сетевых развлечений.

Все эти проекты не вызывают какого-то ощущения технического прорыва, равно как и те, что были показаны Microsoft для Xbox One. Как и следовало ожидать, переход на новый графический уровень будет постепенным, не скачкообразным. Но возможности, которые открываются перед разработчиками, хорошо показывает техническое демо Dark Sorcerer от Quantic Dreams. С примером идеальной лицевой анимации и невиданной игры света и тени. В играх такое тоже обязательно появится, но придется потерпеть.

Что приятно, Sony, как и Microsoft, сделала упор не только на проекты AAA-класса, собрав на сцене большое число инди-разработчиков — их игры будут добавлены в PSN и будут всячески продвигаться; это пространство для свободных, не скованных бюджетом идей. В числе проектов есть и уже вышедшие на ПК игры, наподобие Don’t Starve, и совершенно новые — такие, как Transistor от авторов нашумевшего Bastion.

Как вам уже должно быть известно из всевозможных публикаций, прямой обратной совместимости на приставках нового поколения от Sony и Microsoft не будет. Это вполне ожидаемо, потому что их архитектура поменялась кардинальным образом. Но если Microsoft просто-напросто смирились с отсутствием на Xbox One прямой поддержки игр от Xbox 360, то Sony воспользовались одним из недавно приобретенных козырей. Речь про компанию Gaikai, которую Sony поглотила в прошлом году. Gaikai предоставляют облачный игровой сервис, на основе которого Sony планирует реализовать поддержку игр PS3 на новенькой PlayStation 4. Естественно, речь идет не о прямой совместимости, а о запуске игр через «облако». Sony планируют запустить эту услугу в начале 2014 года в США, а затем постепенно внедрить в других регионах. Причем при наличии достаточно шустрого интернет-соединения обещают низкие задержки и высокую отзывчивость геймплея. Что ж, посмотрим. Во всяком случае, это лучше, чем ничего!

Сетевой сервис PlayStation Network на PlayStation 4 подвергнется кое-каким изменениям. Для многопользовательской сетевой игры на PS4 обязательно понадобится платная подписка PSN+, которая обойдется примерно в $5 ежемесячно. Точно такая же система, в принципе, давно действует в Xbox LIVE.

Но вместе с этим «кнутом» платным подписчикам полагается и несколько «пряников»: например, бесплатная загрузка нескольких полноценных игр каждый месяц, причем, однажды оплаченная подписка PSN+ будет действовать сразу на всех платформах Sony — PlayStation 3, PlayStation Vita и PlayStation 4. В общем, подписчикам PSN+ полагаются регулярные поощрения.

И, конечно, названы цена и срок выхода в продажу. Sony PlayStation 4 будет стоить $399, 399 евро, либо 349 фунтов стерлингов в зависимости от региона и выйдет в период католических рождественских праздников (обычно под этим подразумевают поздний ноябрь). То есть выход состоится примерно в одно время с Xbox One. По поводу российских продаж и цен ничего сказать не можем, но Sony неоднократно давали понять, что европейский рынок (куда входит Россия) для запуска PS4 будет в приоритете. Мы имеем все шансы получить PlayStation 4 до конца года, и цена на этот раз не будет столь кусачей, как на запуске PS3.

И еще отдельно стоит упомянуть о позиции Sony в отношении своих клиентов, поклонников и обычных пользователей: на PlayStation 4 будут работать подержанные игры (без искусственных ограничений и запретов), а также игры, предназначенные для любого региона мира.

С лицензионным диском, честно купленным вами, можно делать все, что угодно — дарить, продавать, играть, выкидывать, да хоть вставлять в Xbox One шутки ради (безопасность не гарантируем). И никакого принудительного интернет-соединения для активации и периодических проверок игры не потребуется. При желании, вы можете использовать PlayStation 4 и вовсе без интернета. В общем, в отношении прав пользователей все остается по-старому, и никакие хитроумные DRM не будут вам сниться по ночам. Если по играм Sony и Microsoft смотрелись примерно одинаково (хотя американская компания, конечно, блеснула большим числом эксклюзивов AAA-класса), то разница в «политике» была воспринята публикой на презентации с огромным воодушевлением.