Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
23 августа 2016, Источник: Hi-Tech Mail.Ru

VR-гаджеты вредят здоровью

Как только VR-гаджеты превратились из экспериментальной техники в массовый продукт, заговорили об их влиянии на здоровье. «Вау-эффект» от пластиковых очков под смартфоны или «настоящих» шлемов VR, понемногу сменяется жалобами на тошноту, резь в глазах и другие неприятные ощущения.

В инструкциях к некоторым VR-гаджетам производители предупреждают: если в шлеме или очках ходить по улице, подниматься по лестнице, приближаться к открытому окну или брать в руку острые предметы — у вас могут появиться проблемы со здоровьем.

Но это — требования по безопасному использованию. О вреде, который VR гаджеты могут принести здоровью, говорится расплывчато. Медики тоже не торопятся с комментариями: статистики еще мало, а ту, что есть, сложно обобщить, потому что устройства очень разные.

Особенно в инструкции по безопасности «доставляет» пункт, где запрещается ездить в VR-шлеме на велосипеде или за рулем автомобиля. 

До сих пор нет стандарта, который регламентировал бы основные характеристики VR-техники — качество картинки, яркость, частоту смены кадров, габариты и вес. Регламентов  относительно влияния этих гаджетов на здоровье тоже нет.

Кому VR-гаджеты противопоказаны

Инструкции по безопасному использованию Rift и Gear VR, опубликованные на сайте Oculus, официально и категорично запрещают пользоваться устройствами детям младше 13 лет. Похожие ограничения можно найти у других производителей VR-техники. В возрасте до 13-14 лет продолжает формироваться зрительная система. Так что VR-гаджеты лучше не использовать.

Подросткам 13–20 лет настоятельно рекомендуют пользоваться VR-техникой под присмотром взрослых. Старшие должны следить за соблюдением режима и вовремя среагировать, если появятся тошнота, головная боль или другие неприятные ощущения.

Помимо возрастных ограничений, производители рекомендуют при использовании VR-шлемов проконсультироваться с врачом беременным, страдающим нарушениями бинокулярного зрения, психиатрическими расстройствами, болезнями сердца. 

Возрастные ограничения связаны со страхом производителей, ведь данных о применении в более раннем возрасте крайне мало.
Павел БрандВрач-невролог, к.м.н.

Влияние на зрение

Так выглядят очки виртуальной реальности с обратной стороны

Наши глаза – это природные фотодатчики. Они фиксируют световой сигнал и отправляют его в мозг. Мозг сопоставляет картинки, полученные от правого и левого глаза, и анализирует полученную информацию. Например, чтобы определить расстояние до ближайшего объекта.  

Когда от правого и левого глаза поступает несогласованная информация — скажем, одна картинка более яркая или менее резкая, или у изображений разный масштаб — для мозга анализ этих картинок превращается в испытание. Если разница небольшая, мозг попытается решить проблему с помощью глазных мышц: заставит нас сместить точку зрения, перефокусировать хрусталики, прищуриться или поморгать. При этом даже небольшой рассинхронизации картинок, если воспринимать ее длительное время, достаточно для появления лопнувших сосудов в глазах, головной боли и прочих «прелестей» быстрого утомления глаз.   

Динамичный и при этом плохо согласованный сюжет VR-контента не оставляет мозгу времени для анализа поступающей информации и адаптации. Результат – мигрени, тошнота, рвота, резь и «песок» в глазах. 

VR оказывает негативное влияние на орган зрения, а заодно и на все, что с ним связано (может спровоцировать эпиприступ или острое головокружение, например). Кроме того, VR, как и любой игровой гаджет, приводит к гиподинамии.
Павел БрандВрач-невролог, к.м.н.

Влияние на вестибулярный аппарат

Вестибулярный аппарат  — наш внутренний орган балансировки, он позволяет сохранять равновесие. Это сложный комплекс из многочисленных рецепторов равновесия, дополненный информацией от осязания, зрения и слуха.

Симптомы такие же, как при морской болезни. Тошнота и рвота – первые цветочки из этого букета. Может измениться зрительное восприятие, когда изображение размывается или удваивается. Другие симптомы — дезориентация, повышенное потоотделение и/или слюноотделение, головокружение, боли в голове или глазах, вялость.

VR и дискомфорт: у всех по-разному

Один и тот же человек может кататься на американских горках — а потом зеленеть от тошноты при небольшой качке на прогулочном кораблике. Кого-то начинает подташнивать в кинотеатре через минуту после начала 3D-сеанса, другие смотрят 3D без проблем часами.

Так же и с гаджетами VR. Один и тот же человек может испытывать широкую гамму ощущений от одного и того же VR-контента при разном самочувствии. Особенно это относится к состоянию усталости, недостатка сна, джетлага, алкогольного или наркотического опьянения и похмелья, стресса, тревоги, простуды, мигрени и даже плохого пищеварения.

Если возникло ощущение тревоги, то VR-приключение лучше не продолжать
Есть данные, позволяющие утверждать, что технология VR эффективна при лечении депрессивных расстройств и хронических болевых синдромов.
Павел БрандВрач-невролог, к.м.н.

Как пользоваться VR-гаджетами безопасно?

Сложно оторваться от хорошего фильма или интересной игры. Но небольшие перерывы полезны даже при работе с качественным монитором. Что уж говорить об экране, который висит у вас на носу. Производители VR-гаджетов советуют делать перерывы на 10-15 минут каждые полчаса, и увеличивать их при малейших ощущениях дискомфорта.

Также существует простое правило под названием «20-20-20»: перерыв на 20 минут после 20 минут пользования VR-гаджетом, при этом нужно смотреть на объекты на расстоянии 20 футов (6 метров). Плохое состояние здоровья может испортить впечатления от идеального VR-контента на идеальном VR-гаджете.

Это профилактика. Если же во время игры у вас появились описанные выше симптомы, попробуйте:

  • Лучше настроить VR-шлем.
  • Посмотреть этот ролик или поиграть в игру после отдыха.
  • Поищите другой контент
  • Другие VR-гаджеты.
Использование VR-гаджетов приводит к проблемам со здоровьем — расскажите об этом друзьям!
Комментарии
10
mdk mdk
В ответ на комментарий от Алексей Мельников
Алексей Мельников
Детей до 13 не допускают не от того, что это для них это опаснее, потому что расстояние между зрачками меньше, чем у среднестатистического человека, под которого проектировались очки.
СсылкаПожаловаться
у нормальной гарнитуры регулировка межзрачкового расстояния есть и продольный ход линз или самого экрана
СсылкаПожаловаться
mdk mdk
В ответ на комментарий от Cooler
Cooler
я пользуюсь шлемом с samsung vr gear с июня 2016 как купил себе samsung s 7 edge каждый вечер, много там разного контента, видео 360 от facebook, хождение по сайтам, смотрю сериалы, играю в игры, виртуальный автосалон (как бы в автосалоне осматриваешь тачку как снаружи, так и в салоне, но пока что это для сша)все очень здорово. Первое время было непривычно, болела голова, сидел не больше 30 минут, теперь и 2 часа пролетает мгновенно. Мне пока что в шлеме скучать не приходится, сижу на кресле который вращается вокруг. Тут скорее вопрос во времени и не у всех есть свободное время чтобы хотя бы часок посидеть в шлеме. Мое мнение-шлем vr это первый шаг в виртуальный мир и мне он очень нравится, компьютером теперь непользуюсь.
СсылкаПожаловаться
А к компутеру не пробовал подключать?
СсылкаПожаловаться
Алексей Мельников
Детей до 13 не допускают не от того, что это для них это опаснее, потому что расстояние между зрачками меньше, чем у среднестатистического человека, под которого проектировались очки.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Hi-Tech Mail.Ru
Apple iPhone 6S 32GB
от35 780руб.
Apple iPhone 7 32GB
от43 400руб.
Samsung Galaxy A5 (2016)
от17 100руб.
Apple iPhone SE 64GB
от28 590руб.
Xiaomi Redmi 3S Pro 32GB
от9 590руб.
Samsung Galaxy S7 Edge 32GB
от37 000руб.
Apple iPhone 7 128GB
от51 480руб.
Samsung Galaxy A3 (2016)
от14 000руб.
Meizu M3 Note 16GB
от9 290руб.
Samsung Galaxy J2 Prime
от7 935руб.
Подпишитесь на нас
Новости Hi-Tech Mail.Ru