Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
23 августа 2016 11:20, Источник: Hi-Tech Mail.Ru

VR-гаджеты вредят здоровью

Как только VR-гаджеты превратились из экспериментальной техники в массовый продукт, заговорили об их влиянии на здоровье. «Вау-эффект» от пластиковых очков под смартфоны или «настоящих» шлемов VR, понемногу сменяется жалобами на тошноту, резь в глазах и другие неприятные ощущения.

В инструкциях к некоторым VR-гаджетам производители предупреждают: если в шлеме или очках ходить по улице, подниматься по лестнице, приближаться к открытому окну или брать в руку острые предметы — у вас могут появиться проблемы со здоровьем.

Но это — требования по безопасному использованию. О вреде, который VR гаджеты могут принести здоровью, говорится расплывчато. Медики тоже не торопятся с комментариями: статистики еще мало, а ту, что есть, сложно обобщить, потому что устройства очень разные.

Особенно в инструкции по безопасности «доставляет» пункт, где запрещается ездить в VR-шлеме на велосипеде или за рулем автомобиля. 

До сих пор нет стандарта, который регламентировал бы основные характеристики VR-техники — качество картинки, яркость, частоту смены кадров, габариты и вес. Регламентов  относительно влияния этих гаджетов на здоровье тоже нет.

У одного из 4000 пользователей наблюдаются головокружения, приступы эпилепсии или потемнение в глазах. 

Кому VR-гаджеты противопоказаны

Инструкции по безопасному использованию Rift и Gear VR, опубликованные на сайте Oculus, официально и категорично запрещают пользоваться устройствами детям младше 13 лет. Похожие ограничения можно найти у других производителей VR-техники. В возрасте до 13-14 лет продолжает формироваться зрительная система. Так что VR-гаджеты лучше не использовать.

Подросткам 13–20 лет настоятельно рекомендуют пользоваться VR-техникой под присмотром взрослых. Старшие должны следить за соблюдением режима и вовремя среагировать, если появятся тошнота, головная боль или другие неприятные ощущения.

Помимо возрастных ограничений, производители рекомендуют при использовании VR-шлемов проконсультироваться с врачом беременным, страдающим нарушениями бинокулярного зрения, психиатрическими расстройствами, болезнями сердца. 

Возрастные ограничения связаны со страхом производителей, ведь данных о применении в более раннем возрасте крайне мало.
Павел БрандВрач-невролог, к.м.н.

Влияние на зрение

Так выглядят очки виртуальной реальности с обратной стороны

Наши глаза – это природные фотодатчики. Они фиксируют световой сигнал и отправляют его в мозг. Мозг сопоставляет картинки, полученные от правого и левого глаза, и анализирует полученную информацию. Например, чтобы определить расстояние до ближайшего объекта.  

Когда от правого и левого глаза поступает несогласованная информация — скажем, одна картинка более яркая или менее резкая, или у изображений разный масштаб — для мозга анализ этих картинок превращается в испытание. Если разница небольшая, мозг попытается решить проблему с помощью глазных мышц: заставит нас сместить точку зрения, перефокусировать хрусталики, прищуриться или поморгать. При этом даже небольшой рассинхронизации картинок, если воспринимать ее длительное время, достаточно для появления лопнувших сосудов в глазах, головной боли и прочих «прелестей» быстрого утомления глаз.   

Динамичный и при этом плохо согласованный сюжет VR-контента не оставляет мозгу времени для анализа поступающей информации и адаптации. Результат – мигрени, тошнота, рвота, резь и «песок» в глазах. 

VR оказывает негативное влияние на орган зрения, а заодно и на все, что с ним связано (может спровоцировать эпиприступ или острое головокружение, например). Кроме того, VR, как и любой игровой гаджет, приводит к гиподинамии.
Павел БрандВрач-невролог, к.м.н.

Влияние на вестибулярный аппарат

Вестибулярный аппарат  — наш внутренний орган балансировки, он позволяет сохранять равновесие. Это сложный комплекс из многочисленных рецепторов равновесия, дополненный информацией от осязания, зрения и слуха.

Симптомы такие же, как при морской болезни. Тошнота и рвота – первые цветочки из этого букета. Может измениться зрительное восприятие, когда изображение размывается или удваивается. Другие симптомы — дезориентация, повышенное потоотделение и/или слюноотделение, головокружение, боли в голове или глазах, вялость.

Вестибулярный аппарат может сбоить при быстрой смене пространственной ориентации в VR-шлеме примерно как при морской качке.

VR и дискомфорт: у всех по-разному

Один и тот же человек может кататься на американских горках — а потом зеленеть от тошноты при небольшой качке на прогулочном кораблике. Кого-то начинает подташнивать в кинотеатре через минуту после начала 3D-сеанса, другие смотрят 3D без проблем часами.

Так же и с гаджетами VR. Один и тот же человек может испытывать широкую гамму ощущений от одного и того же VR-контента при разном самочувствии. Особенно это относится к состоянию усталости, недостатка сна, джетлага, алкогольного или наркотического опьянения и похмелья, стресса, тревоги, простуды, мигрени и даже плохого пищеварения.

Если возникло ощущение тревоги, то VR-приключение лучше не продолжать
Есть данные, позволяющие утверждать, что технология VR эффективна при лечении депрессивных расстройств и хронических болевых синдромов.
Павел БрандВрач-невролог, к.м.н.

Как пользоваться VR-гаджетами безопасно?

Сложно оторваться от хорошего фильма или интересной игры. Но небольшие перерывы полезны даже при работе с качественным монитором. Что уж говорить об экране, который висит у вас на носу. Производители VR-гаджетов советуют делать перерывы на 10-15 минут каждые полчаса, и увеличивать их при малейших ощущениях дискомфорта.

Также существует простое правило под названием «20-20-20»: перерыв на 20 минут после 20 минут пользования VR-гаджетом, при этом нужно смотреть на объекты на расстоянии 20 футов (6 метров). Плохое состояние здоровья может испортить впечатления от идеального VR-контента на идеальном VR-гаджете.

Новичкам советуют ограничиваться просмотром коротких (не более пары минут) VR-роликов.

Это профилактика. Если же во время игры у вас появились описанные выше симптомы, попробуйте:

  • Лучше настроить VR-шлем.
  • Посмотреть этот ролик или поиграть в игру после отдыха.
  • Поищите другой контент
  • Другие VR-гаджеты.
Использование VR-гаджетов приводит к проблемам со здоровьем — расскажите об этом друзьям!
Флагман Alcatel IDOL 4S
И очки виртуальной реальности
Мощнейший флагман
С уникальным безрамочным экраном
Комментарии
11
mdk mdk
В ответ на комментарий от Алексей Мельников
Алексей Мельников
Детей до 13 не допускают не от того, что это для них это опаснее, потому что расстояние между зрачками меньше, чем у среднестатистического человека, под которого проектировались очки.
СсылкаПожаловаться
у нормальной гарнитуры регулировка межзрачкового расстояния есть и продольный ход линз или самого экрана
СсылкаПожаловаться
mdk mdk
В ответ на комментарий от Cooler
Cooler
я пользуюсь шлемом с samsung vr gear с июня 2016 как купил себе samsung s 7 edge каждый вечер, много там разного контента, видео 360 от facebook, хождение по сайтам, смотрю сериалы, играю в игры, виртуальный автосалон (как бы в автосалоне осматриваешь тачку как снаружи, так и в салоне, но пока что это для сша)все очень здорово. Первое время было непривычно, болела голова, сидел не больше 30 минут, теперь и 2 часа пролетает мгновенно. Мне пока что в шлеме скучать не приходится, сижу на кресле который вращается вокруг. Тут скорее вопрос во времени и не у всех есть свободное время чтобы хотя бы часок посидеть в шлеме. Мое мнение-шлем vr это первый шаг в виртуальный мир и мне он очень нравится, компьютером теперь непользуюсь.
СсылкаПожаловаться
А к компутеру не пробовал подключать?
СсылкаПожаловаться
Алексей Мельников
Детей до 13 не допускают не от того, что это для них это опаснее, потому что расстояние между зрачками меньше, чем у среднестатистического человека, под которого проектировались очки.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Hi-Tech Mail.Ru
Подпишитесь на нас
Новости Hi-Tech Mail.Ru