По мнению представителей компании, сейчас происходит трансформация рынка домашних развлечений, многие телевизоры уже имеют интерактивные возможности, выход в интернет, а этот сервис ориентирован на просмотр лицензионного видеоконтента. Понятное дело, бесплатные сервисы с максимальным ассортиментом нелегального контента наиболее распространены. В цели Yota с проектом Play входит стать номером 1 по просмотру именно легального контента, обеспечив больший ассортимент по сравнению с прочими площадками, а также предложив несоизмеримое качество и удобство использования. В этих условиях, верят создатели Yota Play, стоимость фильмов отойдет на второй план.
Как это работает? Необходимо подключение к интернету (это обеспечивают как Smart-телевизоры, так и ноутбуки, домашние кинотеатры, планшетные компьютеры и так далее), а также приложение Yota Play, где у вас есть личный кабинет и собственный счет, который можно пополнять как заранее, так и платить непосредственно во время выбора фильма. Самые распространенные способы оплаты – картой, либо электронными деньгами, а также мобильные счета, когда Yota договорится с операторами связи. После оплаты и выбора фильма тут же начинается его просмотр. Вам не нужно ждать окончания загрузки, в этом один из главных плюсов сервиса.
Сервис Yota Play уже доступен (предустановлен) на всех Smart-телевизорах Samsung и LG (в скором времени и Philips), а также на остальных телевизорах при использовании Yota-совместимых устройств, например, Blu-Ray проигрывателей Samsung. Таким образом Yota уже покрыла более 50% телевизоров в России. Напомню, что доли вендоров на российском рынке ТВ распределяются так: Samsung 42%, LG 18%, Philips 16%, Sony 16%, прочие (Panasonic, Toshiba) 8%, (источник данных: Samsung). Помимо Smart-телевизоров с доступом в интернет Yota Play будет доступен и на iPad (уже есть приложение), и на Android-планшетах (появится осенью). Неплохой охват аудитории.
Есть и подводные камни. По словам коммерческого директора Yota Play Артема Киракосьяна, сейчас доступно только стандартное разрешение фильмов SD (720х576), когда появится поддержка HD (1280x720) и Full HD (1920x1080) контента, не совсем понятно. Для Full HD Smart-телевизоров с большими диагоналями это важно. Далее, фильмы попадают в каталог одновременно с выпуском DVD, что уже подразумевает наличие выбора: купить ли DVD, который можно потом отдать коллегам, друзьям, или остановиться на заказе фильма от Yota. Если бы фильмы попадали в каталог до выхода DVD, разговор был бы другим. Кстати, минимальные требования к каналу – 1,2 Мб/сек.
Важно отметить, что фильм предоставляется вам на 30 дней, в отличие от DVD, просмотреть который можно в любое время. Однако, не думаю, что кому-то не хватит 30 дней. После начала просмотра фильма у пользователя есть 48 часов на его завершение, также цифра вполне здравая. После запуска и открытого тестирования появятся подписки, которые позволят, скажем, оформить заявку на определенное время, в течение которого вы получите доступ ко всему каталогу. Также логичное решение, по такому принципу работают большинство онлайн-магазинов, взять хотя бы самый популярный iTunes от Apple.
Несколько фактов, которые мне показались важными. Сейчас в каталоге Yota Play содержится около 2 тысяч полнометражных фильмов, в том числе самые новые блокбастеры типа Пиратов Карибского Моря. Поставщики – Walt Disney Company, Warner Bros., Sony Pictures и NBC Universal, то есть самые крупные кинозаписывающие компании. Однако, стоит понимать, что список пока не полон, каких-то довольно редких фильмов можно не найти, и в Yota работают над заключением договоров с другими кинокомпаниями. Сервис будет востребован в основном на Smart-телевизорах, их в нашей стране не так много, как нет и хорошего интернет-покрытия, так что ниша пока очень узка. Так что вопросов о компенсации вложений (а они составляют 15 миллионов долларов) остается очень много.
В качестве краткого вывода скажу, что идея Yota Play вращается вокруг персонального удобства пользователей, и только. Стоимость цифрового контента, будь то музыка, фильмы, электронные книги и так далее – вещь в нашей стране эфемерная. Многие не готовы платить деньги за такие материалы, стой они хоть несколько рублей, другие, напротив, становятся на сторону правообладателей. В случае с Yota Play мне кажется, что успех или неуспех сервиса зависит от трех ключевых факторов. Это даже не стоимость отдельно взятого фильма (напомню, она составляет 99 рублей), а удобство использования на всех телевизорах, своевременное появление фильмов и максимальный ассортимент. Если они будут сочетаться, то цена мне кажется обоснованной. Подумайте, при наличии у вас телевизора и удобной программы выбора фильмов проще будет заплатить 99 рублей и тут же начать смотреть нужный материал, чем покупать DVD или скачивать нелегальный контент, тратя несоизмеримо больше времени на его перенос.