Почему Avito банит за продажу брендовых вещей

Представьте: вы решили продать на популярном сайте Avito б/у гаджет известного производителя. Однако представители бренда обращаются с жалобой на ваше объявление: товар реализуют без согласия производителя. Модераторы ваше объявление удаляют. В такую ситуацию попал на днях пользователь, который хотел продать портативную колонку. Был это единичный случай или правило, и брендовую технику (да и другие вещи) на онлайн-барахолках продавать нельзя? Разбираемся в ситуации.

Вместо денег получил спор

Пару дней назад интернет-пользователь опубликовал на pikabu пост о том, как он пытался продать колонку JBL на Avito. Он выложил скриншоты своих переписок с модераторами сайта.

https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/0bacd47b6bd8c684746f5ca63f195296/1244439/
https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/530e4f5ee345b5d4c250693754f31926/1244440/
https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/1d504e204b57e5be70865c8aafb5bdb9/1244441/
https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/253459942bd275e9ada175a92c3ab8dc/1244442/
https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/5fca6df9e08a278c72d01a04b454d583/1244443/

Судя по диалогам, автору толком не объяснили, что не понравилось правообладателю и почему он попросил заблокировать объявление. Единственное пояснение, которое удалось получить пользователю: «Продавать вещи на Avito можно, пока от брендов не придут жалобы на реализацию товаров без их согласия».

«Пострадавший» выдвинул свою версию: компанию-производителя не устроило, что на фотографии колонки виден логотип производителя. Значит, его можно замазать и запостить объявление заново.

Hi-Tech Mail.ru обратился в Avito за комментариями и получил третье, совсем неожиданное пояснение, которого не было в ответах техподдержки: правообладатель товарного знака JBL счел колонку, которую продавал пользователь, контрафактной.

Разберемся во всех трех версиях. Тем более, такая ситуация на Avito происходит не впервые. В 2015 году пользователи обращались в поддержку с вопросами, почему их объявления забанили по просьбе правообладателей, и получали тот же ответ «общайтесь об этом с компанией».

Что можно и нельзя перепродавать

Если представители JBL придрались к использованию товарного знака в объявлении на фото, то это незаконная претензия. Да, сначала на товарный знак (фактически на право продавать товар от имени бренда) имеет исключительное право лишь правообладатель - производитель или компания, представляющая его интересы в России.

Но в тот момент, когда вы покупаете товар, легально введенный в оборот в нашей стране (не контрафакт и не «серяк»), производитель теряет исключительное право использовать товарный знак, отмечает Камиль Ситдиков, младший юрист юридической фирмы Eterna Law.

Вы как покупатель можете делать со своим приобретением все, что душе угодно, в том числе — свободно выкладывать его фото в сеть, упоминать бренд и продавать вещь на барахолках тоже.

Получается, ни логотип и название в объявлении, ни мифическое согласие на перепродажу — не основания для блокировки. А вот версия с баном за продажу контрафакта похожа на правду. Ввезенные в страну подделки или «серый импорт» перепродавать нельзя, этот товар уже находится в обороте нелегально, поясняет Денис Шумский, топ-менеджер юридической фирмы «ЮСТ».

Контрафакт можно перепродавать лишь в случае, если на руках есть разрешение или согласие от правообладателя (чего почти не бывает).

Однако подделки не так просто распознать по фотографии в интернете, говорят юристы. Поэтому не факт, что злополучная колонка JBL — на самом деле контрафакт.

Справедливо ли поступили в Avito?

Юристы, с которыми пообщался Hi-Tech Mail.ru, приняли разные стороны. Камиль Ситдиков считает, что в этой ситуации прав пользователь, разместивший объявление.

Не может быть и речи о том, что при продаже легально введённых в оборот товаров необходимо «замазывать» логотип или название бренда. Модераторы Avito, решившие перестраховаться, равно как и представители правообладателя, излишне рьяно взявшиеся за защиту товарного знака, в нашем случае допустили ошибку.
Камиль Ситдиков
младший юрист фирмы Eterna Law

А вот Денис Шумский считает, что в Avito сделали все по своим внутренним правилам, на которые по умолчанию соглашается пользователь. В итоге площадка максимально абстрагировалась от конфликта: полномочия правообладателя подтверждаются документами — объявление удаляем, решайте спор сами.

В самом Avito свою ошибку не признаёт, вроде как и правила есть, и по ГК РФ обязаны блокировать контент, на который пришло «письмо счастья». Но и пользователь остался обиженным — правообладатель на глазок определил контрафакт, да еще и самому надо разбираться с компанией, если вообще останется желание продать колонку.

Что думают в HARMAN?

Update: мы обратились и за официальным комментарием компании.

Мы, компания HARMAN Россия, подтверждаем, что ООО «Бренд Монитор» наш подрядчик и действовал в интересах бренда JBL. В настоящий момент мы совместными усилиями ведем активную борьбу с контрафактными продуктами, которые в большом количестве продаются в России. Лучшее, с чем могут столкнуться покупатели таких подделок – неудовлетворение качеством, но в худшем случае опасность может угрожать даже здоровью пользователя. Поэтому мы прикладываем все усилия по поиску и блокировке недобропорядочных продавцов.

Проверка предложений товаров JBL на торговых площадках позволила выявить ряд объявлений, с большой вероятностью содержащих предложение о продаже контрафакта – на это указывали как фотографии с отличительными чертами подделок, так и цена – средний ценник продажи оригинальной б/у колонки JBL Charge 3 на порядок выше указанного в частности и в данном объявлении. Поэтому был составлен запрос в компанию Avito по его блокировке. В российском гражданском праве действует презумпция вины, в соответствии с которой лицо должно предоставить доказательства законности предлагаемого к продаже товара по запросу правообладателя: чек, гарантийный талон или договор с поставщиком товара, подтверждающие покупку оригинального товара в России. В данном случае продавец таких сведений не предоставил. Дополнительным подтверждением факта попытки продажи неоригинальной колонки JBL Charge3 можно считать и то, что автор поста не выкладывает оригинальный текст и фотографии высокого качества, которые подтвердили бы подозрения для широкой публики.

Мы со своей стороны готовы отозвать заявление в Avito при предъявлении детальных фотографий устройства, которые бы подтвердили оригинальное происхождение, или чеков о покупке устройства в одном из магазинов партнёров официальных дилеров. Рассматриваемую версию о том, что российский офис компании HARMAN препятствует любому использованию торгового знака в объявлениях о продаже бывших в употреблении устройств, мы полностью опровергаем: владелец оригинального устройства после его покупки может полностью распоряжаться своим имуществом в соответствии с законодательством РФ. Указанные выше меры осуществляются только против владельцев контрафактных устройств, продажа которых осуществляется с целью получения выгоды.

Вывод

Перепродавать брендовые вещи на Avito можно, если это не контрафакт и не «серяк». Если вы пытались продать оригинальный товар, а объявление внезапно заблокировали по жалобе правообладателя, можно и нужно бороться за свое право подарить вещи вторую жизнь.

Для этого придется потратить время и доказать компании-правообладателю, что вы не верблюд. То есть показать документы, подтверждающие законность приобретения товара в России. Это чек, гарантийный талон и сертификат соответствия, если он есть. После этого объявление должны восстановить.