Поздравляем с запуском в России. Как вам российские игроки? Московский снег?
Спасибо за поздравления. (Улыбается.) Российские игроки мне очень нравятся, и вот почему: еще когда и речи не было о российской локализации, примерно пару лет назад, мы запустили первые бета-тесты ArcheAge. Не знаю как, но игроки из России умудрялись принимать в них участие. Мои коллеги из Mail.Ru сказали, что закрытый бета-тест российской версии прошел очень успешно — на него записалось невероятное количество участников, порядка миллиона. Я очень доволен. (Радостно смеется.)
Российские игроки мне очень нравятся, и вот почему: еще когда и речи не было о российской локализации, мы запустили первые бета-тесты ArcheAge. Не знаю как, но игроки из России умудрялись принимать в них участие.
Что касается погоды, то мне сказали, что у вас очень холодно, но сегодня (дело было 17 февраля — прим. интервьюера) довольно теплый день, даже несмотря на снег. Так что дискомфорта я не испытываю. (Смеется; вообще, он очень улыбчивый и смешливый — прим. интервьюера.) И город выглядит красиво — во всяком случае та часть, которую я видел.
Не планируете сделать похожую локацию в игре? Что-нибудь с российским колоритом?
Думаю, такая локация пришлась в игре очень кстати, да. Может быть, добавим. (Смеется.)
Расскажите, пожалуйста, каким мобильником сейчас пользуетесь и почему?
Пользуюсь iPhone. (Смеется.)
Необычный выбор!
Да! (Смеется.)
А до него что было? Ваш первый мобильник?
Моим первым смартфоном был iPhone второго поколения, потому что в Корее эппловские телефоны появились довольно поздно. До него у меня был какой-то Samsung, раскладушка.
Samsung — одна из крупнейших и почитаемых компаний в вашей стране (да и в мире тоже). Как в Корее относятся к пользователям Apple? Не считают ли их предателями Родины? (Если что, мы в шутку!)
Лично мне очень нравится продукция Apple. В старших классах мне очень хотелось заполучить Mac. Но я не мог его себе позволить, поэтому мечтал о нем как одержимый. Теперь-то у меня полный набор: iMac дома, iPhone с собой и т. п. Так что это я такой увлеченный ябломан. А вообще в Корее пользуются «Самсунгами», совершенно верно. Айфонов сильно меньше.
Можете поделиться с нами своим списком незаменимых или просто полезных в работе и быту приложений? У бизнесменов наверняка их много.
Не в порядке приоритета. Мессенджер KakaoTalk, очень популярный в Корее, у нас практически все им пользуются. Приложение-записнушка, тоже корейская, называется Awesome Note. Facebook и Twitter. Игра Triple Town.
Клевая игра, да!
Правда? Вы играли? (Передает телефон, показывает игру.)
Да; правда, добился скромных результатов.
Так вот, в Корее она тоже вышла на платформе Kakao, причем недавно. Так-то релиз состоялся года два назад.
И какой у вас личный рекорд?
500 тысяч очков примерно. (Смеется в голос.)
Да, я построил летающий замок в Triple Town.
То есть, вы построили летающий замок?
О, вы разбираетесь! Да, построил. (Смеется.)
Как относитесь к фотографиям еды в инстаграме?
Я установил Instagram, но не особо им пользуюсь. Фоточки делаю, но не пощу. К фотографиям еды отношусь нейтрально.
А какие-нибудь другие похожие приложения используете?
Иногда пощу фотографии в ФБ или Твиттер.
Приходилось ли вам использовать мобильник каким-нибудь неожиданным или даже нетрадиционным способом? Расскажите!
Ну вот когда я попадаю в новое место, а сориентироваться не получается, то пользуюсь картами, сделанными в Корее (имеется в виду приложение типа «Яндекс.Карты» — прим. интервьюера). А так я вполне традиционный юзер. Много играю. (Смеется.)
Я, наверное, слишком «old school», поэтому не очень пользуюсь встроенными покупками.
А сколько времени тратите на игры? А денег?
Времени трачу не очень много. Делаю перерывы в работе раза три в день, чтобы сыграть партию в Triple Town. Последняя игра, которую я купил, — Threes!, математическая головоломка с очень простыми правилами. (Протягивает телефон, показывает.) Вот такую, видите? Очень увлекательная. Стоит около двух долларов. А вообще я, наверное, слишком «old school», поэтому не очень пользуюсь встроенными покупками.
Самая популярная игра или приложение среди ваших сотрудников?
Очень популярна у нас в команде игра Puzzle & Dragons (в российском App Store ее пока нет — ред.). Ее сделали в Японии. Очень аддиктивная, прямо дни и ночи они в ней проводят. И, само собой, Candy Crush Saga. Я тоже в нее играю, прошел что-то около 300 уровней.
А вы не думали по поводу выпуска своей мобильной игры?
Мы сделали игру в прошлом году. Это была «ферма», но она не достигла успеха в Корее. Поэтому мы сейчас думаем о ролевой игре для аудитории middle core (компетентных, но не фанатичных игроков — ред.).
То есть все равно ролевая игра, без вариантов? Не «ферма», не пазл типа Triple Town, не головоломка «три-в-ряд»?
Головоломки, на мой взгляд, сделать непросто. Особенно для корейских разработчиков. Наша сильная сторона — и это мое личное мнение, прошу заметить! — создание именно ролевых игр.
Но вот есть примеры вроде Puzzle Quest, упомянутой Puzzle & Dragons, или вот «10000000»...
«10 миллионов»?..
Да, очень сложная, но чертовски увлекательная. Сейчас покажу.
(Увлеченно знакомимся с игрой, начинаем с первого уровня.)
Интересно, спасибо, посмотрю, есть ли она в нашем App Store.
На здоровье! Я знаю, что есть мобильные приложения для прототипирования игр. Что думаете, помогают ли они рождаться действительно хорошим играм или это баловство?
Я слышал о них, но сам никогда не пользовался. Но думаю, что человеку свойственно творить в любое время, и когда под рукой есть такой инструмент — это здорово.
Раз уж мы про создание игр: можно ли сделать MMO для мобильных устройств, которая будет интереснее десктопной?
Конечно, можно. Но есть одна проблема: когда вы играете на мобильной платформе — вы можете отключиться в любой момент. Ну, дождались автобуса или поезда метро, например, и надо двигаться. Или ваш босс подходит к вашему столу. И вы выходите из игры. А вы были в рейде, допустим, за хилера. Что скажут о вас напарники? (Очень трогательно складывает кисти рук, ладонями друг к дружке, улыбается.) Поэтому для такой игры нужна некая новая игровая механика. Вот это, на мой взгляд, главное препятствие на пути создания настоящей мобильной MMO.
А как думаете, такая игра была бы успешнее классических MMO для ПК? Могла бы вдохнуть в жанр новую жизнь?
Вполне вероятно. Количество пользователей смартфонов растет очень быстро, а ПК-рынок падает. И, может быть, сейчас как раз тот самый момент, когда надо об этом задуматься. Через каких-нибудь пять лет мощностей мобильных устройств и пропускных способностей сетей хватит для по-настоящему массовых PvP-побоищ. Надо лишь решить проблему, о которой я сказал ранее. Самый простой способ — асинхронный мультиплеер. Ну, или отдавать вашего персонажа под управление искусственному интеллекту. Так сейчас уже делают, но не каждый игрок согласится на такое. И я все-таки уверен, что найдется способ получше.
Давайте про ArcheAge. Многие разработчики выпускают для своих игр мобильные приложения-спутники, дающие какие-нибудь бонусы в больших играх. Стоит ли нам ждать чего-то подобного в АА?
Наша мобильная «ферма» была таким приложением, в некотором смысле. Игроки могли пересылать предметы с фермы в большой ArcheAge. Но играть в нее можно было и без привязки к ArcheAge. Может быть, мы выпустим некое приложение-спутник, но точно не сейчас.
Я прямо представляю NPC с мобильными телефонами. Думаю, это было бы забавно.
AA — большой мир, достаточно технологичный, в нем есть корабли, крепости и осадные орудия. Как считаете, могут ли в таком мире изобрести мобильные телефоны?
(Сначала крайне изумлен, потом заразительно хохочет.) То есть вы считаете, что ArcheAge — не просто фэнтезийная вселенная, туда можно добавить элементы научной фантастики? Это очень приятно, спасибо! Я сам большой поклонник этого жанра. (Смеется.)
Вообще, идея интересная, я прямо представляю NPC с мобильными телефонами. Думаю, это было бы забавно.
Как в этом мире выглядят средства связи сейчас?
Ну вот, например, в игре уже есть некое подобие SMS, которыми могут обмениваться игроки. Если вы не в игре, то сообщение придет на ваш мобильный телефон. Так что — почему бы и нет? (Смеется.)
Почему российским игрокам будет интересно в AA?
Честно говоря, я пока не очень хорошо знаком с российскими игроками. Но я знаю, что Lineage 2 пользовалась большим успехом в России. Думаю, что стили игры и ожидания от игры в России и Корее очень похожи — и у нас, и у вас популярны соревновательные режимы, в частности, PvP. Я бы сказал, что в России PvP любят даже больше (смеется). Например, в прошлом году я получил много сообщений в Твиттере и Фейсбуке от российских игроков примерно такого содержания: «Ни в коем случае не упрощайте российскую версию! Мы хотим настоящую, хардкорную MMO!» (Смеется.)
Дело в том, что после запуска корейской версии мы получили от наших игроков множество отзывов о том, что игра довольно сложная, особенно поначалу. Новое поколение корейских игроков «ослабело» в смысле игр. (Заразительно смеется.) Поэтому мы снизили сложность.
Вы видели ролик о том, как энтузиасты запустили АА на планшете?
Серьезно?!
Это подделка, конечно же, не волнуйтесь.
Но это очень здорово. Думаю, совсем скоро планшетам хватит мощности для таких игр, вопрос только в удобстве управления и синхронизации.
Напоследок пожелайте, пожалуйста, что-нибудь нашим читателям и / или поклонникам АА.
Я бы хотел поблагодарить за такой неподдельный и большой интерес к нашей игре уже на этапе анонса и ЗБТ. Вместе с нашими коллегами из Mail.Ru мы постараемся не разочаровать вас и после запуска.
Ура! Ждем!
Официальный российский сайт ArcheAge: aa.mail.ru
Благодарим за помощь в организации интервью Илью Черных, PR-героя Mail.Ru
Читайте о мобильных приложениях в нашем разделе APPS. Новые материалы — каждый день.