Мобильники бизнесменов: Джейк Сонг

Время от времени мы разговариваем про разное-мобильное не только со звездами, но и с бизнесменами. Люди, кое-чего добившиеся в этой жизни, могут рассказать о многом. Например, о том, во что они играют на отдыхе или каким приложением фиксируют котировки своих акций на рынке ценных бумаг. На этот раз гостем рубрики стал Джейк Сонг — генеральный директор южнокорейской игропром-компании XLGAMES, отец родной многопользовательских хитов Lineage и ArcheAge. Именно ради ArcheAge он и прилетел в Москву — очень хотел стать свидетелем официального запуска своей лучшей игры в стране заснеженных равнин.

Поздравляем с запуском в России. Как вам российские игроки? Московский снег?

Спасибо за поздравления. (Улыбается.) Российские игроки мне очень нравятся, и вот почему: еще когда и речи не было о российской локализации, примерно пару лет назад, мы запустили первые бета-тесты ArcheAge. Не знаю как, но игроки из России умудрялись принимать в них участие. Мои коллеги из Mail.Ru сказали, что закрытый бета-тест российской версии прошел очень успешно — на него записалось невероятное количество участников, порядка миллиона. Я очень доволен. (Радостно смеется.)

Российские игроки мне очень нравятся, и вот почему: еще когда и речи не было о российской локализации, мы запустили первые бета-тесты ArcheAge. Не знаю как, но игроки из России умудрялись принимать в них участие.

Что касается погоды, то мне сказали, что у вас очень холодно, но сегодня (дело было 17 февраля — прим. интервьюера) довольно теплый день, даже несмотря на снег. Так что дискомфорта я не испытываю. (Смеется; вообще, он очень улыбчивый и смешливый — прим. интервьюера.) И город выглядит красиво — во всяком случае та часть, которую я видел.

Не планируете сделать похожую локацию в игре? Что-нибудь с российским колоритом?

Думаю, такая локация пришлась в игре очень кстати, да. Может быть, добавим. (Смеется.)

Расскажите, пожалуйста, каким мобильником сейчас пользуетесь и почему?

Пользуюсь iPhone. (Смеется.)

Необычный выбор!

Да! (Смеется.)

А до него что было? Ваш первый мобильник?

Моим первым смартфоном был iPhone второго поколения, потому что в Корее эппловские телефоны появились довольно поздно. До него у меня был какой-то Samsung, раскладушка.

Samsung — одна из крупнейших и почитаемых компаний в вашей стране (да и в мире тоже). Как в Корее относятся к пользователям Apple? Не считают ли их предателями Родины? (Если что, мы в шутку!)

Лично мне очень нравится продукция Apple. В старших классах мне очень хотелось заполучить Mac. Но я не мог его себе позволить, поэтому мечтал о нем как одержимый. Теперь-то у меня полный набор: iMac дома, iPhone с собой и т. п. Так что это я такой увлеченный ябломан. А вообще в Корее пользуются «Самсунгами», совершенно верно. Айфонов сильно меньше.

Можете поделиться с нами своим списком незаменимых или просто полезных в работе и быту приложений? У бизнесменов наверняка их много.

Не в порядке приоритета. Мессенджер KakaoTalk, очень популярный в Корее, у нас практически все им пользуются. Приложение-записнушка, тоже корейская, называется Awesome Note. Facebook и Twitter. Игра Triple Town.

Клевая игра, да!

Правда? Вы играли? (Передает телефон, показывает игру.)

Да; правда, добился скромных результатов.

Так вот, в Корее она тоже вышла на платформе Kakao, причем недавно. Так-то релиз состоялся года два назад.

И какой у вас личный рекорд?

500 тысяч очков примерно. (Смеется в голос.)

Да, я построил летающий замок в Triple Town.

То есть, вы построили летающий замок?

О, вы разбираетесь! Да, построил. (Смеется.)

Как относитесь к фотографиям еды в инстаграме?

Я установил Instagram, но не особо им пользуюсь. Фоточки делаю, но не пощу. К фотографиям еды отношусь нейтрально.

А какие-нибудь другие похожие приложения используете?

Иногда пощу фотографии в ФБ или Твиттер.

Приходилось ли вам использовать мобильник каким-нибудь неожиданным или даже нетрадиционным способом? Расскажите!

Ну вот когда я попадаю в новое место, а сориентироваться не получается, то пользуюсь картами, сделанными в Корее (имеется в виду приложение типа «Яндекс.Карты» — прим. интервьюера). А так я вполне традиционный юзер. Много играю. (Смеется.)

Я, наверное, слишком «old school», поэтому не очень пользуюсь встроенными покупками.

А сколько времени тратите на игры? А денег?

Времени трачу не очень много. Делаю перерывы в работе раза три в день, чтобы сыграть партию в Triple Town. Последняя игра, которую я купил, — Threes!, математическая головоломка с очень простыми правилами. (Протягивает телефон, показывает.) Вот такую, видите? Очень увлекательная. Стоит около двух долларов. А вообще я, наверное, слишком «old school», поэтому не очень пользуюсь встроенными покупками.

Самая популярная игра или приложение среди ваших сотрудников?

Очень популярна у нас в команде игра Puzzle & Dragons (в российском App Store ее пока нет — ред.). Ее сделали в Японии. Очень аддиктивная, прямо дни и ночи они в ней проводят. И, само собой, Candy Crush Saga. Я тоже в нее играю, прошел что-то около 300 уровней.

А вы не думали по поводу выпуска своей мобильной игры?

Мы сделали игру в прошлом году. Это была «ферма», но она не достигла успеха в Корее. Поэтому мы сейчас думаем о ролевой игре для аудитории middle core (компетентных, но не фанатичных игроков — ред.).

То есть все равно ролевая игра, без вариантов? Не «ферма», не пазл типа Triple Town, не головоломка «три-в-ряд»?

Головоломки, на мой взгляд, сделать непросто. Особенно для корейских разработчиков. Наша сильная сторона — и это мое личное мнение, прошу заметить! — создание именно ролевых игр.

Но вот есть примеры вроде Puzzle Quest, упомянутой Puzzle & Dragons, или вот «10000000»...

«10 миллионов»?..

Да, очень сложная, но чертовски увлекательная. Сейчас покажу.

(Увлеченно знакомимся с игрой, начинаем с первого уровня.)

Интересно, спасибо, посмотрю, есть ли она в нашем App Store.

На здоровье! Я знаю, что есть мобильные приложения для прототипирования игр. Что думаете, помогают ли они рождаться действительно хорошим играм или это баловство?

Я слышал о них, но сам никогда не пользовался. Но думаю, что человеку свойственно творить в любое время, и когда под рукой есть такой инструмент — это здорово.

Раз уж мы про создание игр: можно ли сделать MMO для мобильных устройств, которая будет интереснее десктопной?

Конечно, можно. Но есть одна проблема: когда вы играете на мобильной платформе — вы можете отключиться в любой момент. Ну, дождались автобуса или поезда метро, например, и надо двигаться. Или ваш босс подходит к вашему столу. И вы выходите из игры. А вы были в рейде, допустим, за хилера. Что скажут о вас напарники? (Очень трогательно складывает кисти рук, ладонями друг к дружке, улыбается.) Поэтому для такой игры нужна некая новая игровая механика. Вот это, на мой взгляд, главное препятствие на пути создания настоящей мобильной MMO.

А как думаете, такая игра была бы успешнее классических MMO для ПК? Могла бы вдохнуть в жанр новую жизнь?

Вполне вероятно. Количество пользователей смартфонов растет очень быстро, а ПК-рынок падает. И, может быть, сейчас как раз тот самый момент, когда надо об этом задуматься. Через каких-нибудь пять лет мощностей мобильных устройств и пропускных способностей сетей хватит для по-настоящему массовых PvP-побоищ. Надо лишь решить проблему, о которой я сказал ранее. Самый простой способ — асинхронный мультиплеер. Ну, или отдавать вашего персонажа под управление искусственному интеллекту. Так сейчас уже делают, но не каждый игрок согласится на такое. И я все-таки уверен, что найдется способ получше.

Давайте про ArcheAge. Многие разработчики выпускают для своих игр мобильные приложения-спутники, дающие какие-нибудь бонусы в больших играх. Стоит ли нам ждать чего-то подобного в АА?

Наша мобильная «ферма» была таким приложением, в некотором смысле. Игроки могли пересылать предметы с фермы в большой ArcheAge. Но играть в нее можно было и без привязки к ArcheAge. Может быть, мы выпустим некое приложение-спутник, но точно не сейчас.

Я прямо представляю NPC с мобильными телефонами. Думаю, это было бы забавно.

AA — большой мир, достаточно технологичный, в нем есть корабли, крепости и осадные орудия. Как считаете, могут ли в таком мире изобрести мобильные телефоны?

(Сначала крайне изумлен, потом заразительно хохочет.) То есть вы считаете, что ArcheAge — не просто фэнтезийная вселенная, туда можно добавить элементы научной фантастики? Это очень приятно, спасибо! Я сам большой поклонник этого жанра. (Смеется.)

Вообще, идея интересная, я прямо представляю NPC с мобильными телефонами. Думаю, это было бы забавно.

Как в этом мире выглядят средства связи сейчас?

Ну вот, например, в игре уже есть некое подобие SMS, которыми могут обмениваться игроки. Если вы не в игре, то сообщение придет на ваш мобильный телефон. Так что — почему бы и нет? (Смеется.)

Почему российским игрокам будет интересно в AA?

Честно говоря, я пока не очень хорошо знаком с российскими игроками. Но я знаю, что Lineage 2 пользовалась большим успехом в России. Думаю, что стили игры и ожидания от игры в России и Корее очень похожи — и у нас, и у вас популярны соревновательные режимы, в частности, PvP. Я бы сказал, что в России PvP любят даже больше (смеется). Например, в прошлом году я получил много сообщений в Твиттере и Фейсбуке от российских игроков примерно такого содержания: «Ни в коем случае не упрощайте российскую версию! Мы хотим настоящую, хардкорную MMO!» (Смеется.)

Дело в том, что после запуска корейской версии мы получили от наших игроков множество отзывов о том, что игра довольно сложная, особенно поначалу. Новое поколение корейских игроков «ослабело» в смысле игр. (Заразительно смеется.) Поэтому мы снизили сложность.

Вы видели ролик о том, как энтузиасты запустили АА на планшете?

Серьезно?!

Это подделка, конечно же, не волнуйтесь.

Но это очень здорово. Думаю, совсем скоро планшетам хватит мощности для таких игр, вопрос только в удобстве управления и синхронизации.

Напоследок пожелайте, пожалуйста, что-нибудь нашим читателям и / или поклонникам АА.

Я бы хотел поблагодарить за такой неподдельный и большой интерес к нашей игре уже на этапе анонса и ЗБТ. Вместе с нашими коллегами из Mail.Ru мы постараемся не разочаровать вас и после запуска.

Ура! Ждем!



Официальный российский сайт ArcheAge: aa.mail.ru

Благодарим за помощь в организации интервью Илью Черных, PR-героя Mail.Ru


Читайте о мобильных приложениях в нашем разделе APPS. Новые материалы — каждый день.