Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискСмотриComboВсе проекты

Цифровые клоны: зачем российские операторы собирают досье на абонентов

Несколько лет «большая четверка» фактически создает цифровых близнецов россиян на своих серверах. Накопленные сведения измеряются в петабайтах, и останавливаться операторы не планируют. Что они сохраняют и, главное, для чего?
Фото: flickr/Ansy_NN

За три года МТС накопил 1,8 петабайт (ПБ) данных о пользователях. В 2019 компания планирует довести объем архива до 13 ПБ. Это сопоставимо с воспоминаниями 13 человек за всю жизнь. Или с 4% всего массива информации, который хранит Facebook.

Остальные операторы не отстают: «Билайн» с 2014 года накопил свыше 4 ПБ информации, «МегаФон» и Tele2 тоже сохраняют сведения об аудитории, но не хотят раскрывать объемы. Кстати, официально все это называется Big Data, или Большие данные.

Зачем операторам столько информации?

Потому что она ценна и отражает интересы людей. «Операторы сохраняют ваши поисковые запросы, сведения о том, какими приложениями пользуетесь, как оплачиваете услуги и товары, в каких местах бываете», — объясняет Денис Кусков, гендиректор агентства TelecomDaily.

«Четверка» анализирует и то, как абонент потребляет услуги: отправляет ли СМС, пользуется ли связью за границей, звонит ли в другие регионы, расходует ли все свои минуты/гигабайты и так далее.

Все это нужно, чтобы больше зарабатывать на нас, и пока у операторов неплохо получается.

На основе поведения и вкусов аудитории они создают новые тарифы и опции, выбирают расположение базовых станций, определяют прибыльные локации для новых салонов связи.

Так, например, сделал «ВымпелКом» после раздела «Евросети». Получив торговые точки, компания переоборудовала их под свой бренд и открыла 1600 магазинов, предварительно сверившись с посещаемыми местами в своем архиве.

«Эффективное размещение подняло выручку от оборудования и аксессуаров на 107% на второй квартал прошлого года», — отмечает Анна Айбашева, пресс-секретарь «Билайна».

Фото: РИА Новости

Tele2 тоже использует данные абонентов для торговли:

«Мы взяли 86 тысяч населенных пунктов и совместили с картой на основе больших данных, — объясняет представитель оператора. — Карта учитывает техническое развитие сети, специфику устройств и характеристики аудитории. Это позволяет принимать решения об открытии новых салонов».

Также оператор следит за передвижениями абонентов, чтобы работать над качеством связи: учитывает маршруты людей между базовыми станциями перед их установкой. «Так сигнал не обрывается, если абонент говорит по телефону и пересекает границу какой-то области», — отмечают в Tele2.

В «МегаФоне» анализируют не профили клиентов, а поведенческие паттерны, уверяют представители оператора. И разрабатывают новые продукты, услуги. Так в 2017 году появились тарифы «Включайся!», которые «построены на интересах пользователей». А спустя год выручка «Мегафона» выросла на 5,1%.

А МТС за последние три года заработал на пользовательских данных 3,5 млрд рублей, сообщили Hi-Tech Mail.ru в компании. Оператор использует свой архив почти везде: в маркетинге, обслуживании, планировании сети, HR, в рознице и продажах.

Ну и куда же без рекламы? В «ВымпелКоме» говорят, что с помощью накопленной информации они делают как свои рекламные кампании, так и помогают сторонним бизнесменам: дают им «детальный агрегированный портрет базы покупателей, повышая эффективность рекламы».

Можно ли не отдавать свои данные?

Фото: РИА Новости

Все собирается в обезличенном виде, в один голос твердят операторы. Это означает, что ваше Ф. И. О. и паспортные данные в архивах не фигурируют. Зато там остается ваша цифровая безымянная копия — модель поведения с привычками и «следами». Вы в это ввязываетесь в момент оформления договора, подписывая согласие на обработку персональных данных.

Можно ли отказаться от сбора? Операторы и эксперты не могут прийти к единому мнению.

В «Билайне» считают, что обезличенные данные проистекают из персональных, и по закону «О персональных данных» абонент вправе отозвать подписанное согласие. Для этого достаточно лишь написать заявление в салоне связи. Данные перестанут анонимизироваться и поступать в общий массив, будут просто сохраняться (положено по так называемому закону Яровой) и нигде не использоваться.

«В настоящий момент вопрос не урегулирован, — отмечает Саркис Дарбинян, партнер 'Центра цифровых прав', — Позиция компаний сводится к тому, что обезличенные данные являются собственностью компании в составе базы данных. И на это не требуется согласие пользователя». Поэтому операторы чувствуют себя свободно и сохраняют все, что может пригодиться. 

С этим согласны в Tele2. Представители компании утверждают, что аналитика на основе больших данных не относится к категории персональных данных.

Получается, невозможно отказаться отдавать оператору такие сведения.

«Абонент не может отозвать согласие на обработку того, что обезличено, так как оно обезличено и ему уже не принадлежит», — поясняет юрист крупного холдинга.

Чиновники давно пытаются отрегулировать большие данные, но только в марте дело сдвинулось с мертвой точки: Госдума приняла законопроект о цифровых правах россиян. Поправки в Гражданский кодекс предусматривают специальную форму договора на предоставление информации, причем после подписания документа нельзя будет передавать сведения третьим лицам.

«В законопроекте предлагают брать отдельное согласие на использование обезличенных данных, — говорит Саркис Дарбинян. — Для легализации рынка это важный шаг, процесс уже идет».

Поправки вступят в силу 1 октября. А пока, если вас не устраивает эксплуатация вашей цифровой жизни, можно обратиться к оператору и попросить отключить вас от Больших данных. Вдруг получится?

Читайте также:

Предупредите друзей о сохранении их данных! Для этого выберите нужную соцсеть:
Хиты продаж и новинки
Самые лучшие цены на смартфоны
Комментарии
59
L l
помимо того, что все подсовывают согласие на обработку персональных данных, будут теперь еще подсовывать и согласие на обработку обезличенных данных. а наше дело как было, так и будет - соглашаться !
СсылкаПожаловаться
jamila sharifova
В ответ на комментарий от алекс алекс
алекс алекс
Кроме нологовой и правоохранительных органов не кому твои данные не нужны ....
СсылкаПожаловаться
А рекламщики?.. Ведь задолбают, не отмажешься!
СсылкаПожаловаться
Геля
В ответ на комментарий от алекс алекс
алекс алекс
Кроме нологовой и правоохранительных органов не кому твои данные не нужны ....
СсылкаПожаловаться
...НИКОМУ твои данные не нужны...
СсылкаПожаловаться
алекс алекс
Кроме нологовой и правоохранительных органов не кому твои данные не нужны ....
СсылкаПожаловаться
Semyon Polikarpov
в интересах пользователей платить меньше за связь при этом услуги должны быть 100 раз качественней и лучше за теже деньги! в России будет 5 G и сразу цену поднимут сотовые операторы не смотря на то что они законно подняли
СсылкаПожаловаться
Semyon Polikarpov
сотовые операторы вообще жирует с людей сдирают деньги и поддерживают кого не надо актеров певиц и т.д. Зачем мегафон поддерживает украинкого певца монатика что он сделал . МТС поддерживает нагиева зачем поддерживать знаменитых людей когда у них денег и так полно
СсылкаПожаловаться
compare
да,на здоровье! если мои данные помогают чем-то маркетологам-не жалко,пусть пользуются ...
СсылкаПожаловаться
Алексей Кривчиков
И так все знают, что сотовые операторы собирают и используют пользовательские данные. То же самое делают и соцсети, и сайты, и компании, производящие ПО.
Но большинство граждан переоценивают значимость конкретно своей информации. Она является лишь песчинкой в статистике, конкретно на тебя всем плевать
СсылкаПожаловаться
Dain
В ответ на комментарий от Егор История переписки5
Егор
Меня мнение выскочи мало интересует. Так что оставь его при себе.
СсылкаПожаловаться
Нет проблем. И, раз уж на ты плавно перешли, может своим мнением поделишься? Меня вот интересует. Или уже достаточно на всю страну опозорился?
СсылкаПожаловаться
Сергей Иванов
В ответ на комментарий от Александр Рыбалко История переписки2
Александр Рыбалко
дело в том что блокировщик не может заблокировать рекламу на уровне скриптов.
поэтому надо ставить расширение tampermonkey и закидывать в него скрипт ru adlist.
СсылкаПожаловаться
Спасибо! Попробую.
СсылкаПожаловаться
Егор
В ответ на комментарий от Dain История переписки4
Dain
очередное доказательство тому, что хамство и невежество - близкие родственники
СсылкаПожаловаться
Меня мнение выскочи мало интересует. Так что оставь его при себе.
СсылкаПожаловаться
Dain
В ответ на комментарий от Егор История переписки3
Егор
Ретаргет я и без вас знаю что такое. Кто тут что не понимате так это вы. Почитайте смысл этого слова и что собирается.
СсылкаПожаловаться
очередное доказательство тому, что хамство и невежество - близкие родственники
СсылкаПожаловаться
hoseinr57 aaa
kk
СсылкаПожаловаться
Егор
В ответ на комментарий от Dain История переписки2
Dain
Это называется ретаргет. Ничего страшного. Однако ваше непонимание даже таких простых вещей делает вас (а вернее, ваш компьютер, вы-то мало кому интересны) очень уязвимым
СсылкаПожаловаться
Ретаргет я и без вас знаю что такое. Кто тут что не понимате так это вы. Почитайте смысл этого слова и что собирается.
СсылкаПожаловаться
Сергей
В ответ на комментарий от Mi-han Желнов
Mi-han Желнов
Медленное превращение россиян в отслеживаемых рабов. А поводок все короче и короче.
СсылкаПожаловаться
Вы думаете в других странах не так?
СсылкаПожаловаться
Сергей
В ответ на комментарий от Елена
Елена
прикалываются. Собирали, собирают и будут собирать .Если уж приложния налепии , которые предоставляют информацию любому вопрошающему, как забит номер абонента в телефоне у других людей ( а забит он может быть хоть матом, хоть с написанием сведений , представляющих гос или коммерческую тайну). Чт о остановит операторов не собирать сведния об абонентов? Единственный способ , чтоб о тебе не знали - это выброси мобильник в речку и езжай, куда глаза глядят .И не пользуйся мобильником никогда
СсылкаПожаловаться
А, собственно, что вы так переживаете?
СсылкаПожаловаться
Dain
В ответ на комментарий от Егор
Егор
Сделал заказ на Алиэкспрес. Отправили мне посылку транспортной компанией. И раз приходит в ВК сообщение от группы той транспортной. Ваша посылка пришла готовьтесь ее полчить. Откуда они узнали что это мой ВК? Номер телефона у меня там не привязан Есть только имя и фамилия. Даты рождения тоже нет. Очень подозрительно.
СсылкаПожаловаться
Это называется ретаргет. Ничего страшного. Однако ваше непонимание даже таких простых вещей делает вас (а вернее, ваш компьютер, вы-то мало кому интересны) очень уязвимым
СсылкаПожаловаться
Тихая Песнь в Ночи
Знаем это..нигде не фигурируют.. спокойно сливают базу третьим лицам, а потом звонят всякие дешелисты, риэлторы и тд
СсылкаПожаловаться
Lacost
что бы впаривать, очевидно же
СсылкаПожаловаться
Егор
Сделал заказ на Алиэкспрес. Отправили мне посылку транспортной компанией. И раз приходит в ВК сообщение от группы той транспортной. Ваша посылка пришла готовьтесь ее полчить. Откуда они узнали что это мой ВК? Номер телефона у меня там не привязан Есть только имя и фамилия. Даты рождения тоже нет. Очень подозрительно.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Подпишитесь на нас