Обзор фотокамеры Fujifilm X-E1: ретро-стиль и конкуренция для полного кадра

Запустив свою X-серию в позапрошлом году (начав с APS-C компакта X100), Fujifilm очень неплохо вдохнула жизнь в свою линейку. Параллельно встряхнув весь фотографический мир выпуском в ее рамках беззеркальной модели X-Pro1, по качеству съемки призванной тягаться с полнокадровыми зеркалками. Ограничивающими факторами оказались габариты, цена, скорость (да и точность) фокусировки. Логичным продолжением линейки стала более дешевая, компактная, оснащенная более быстрым автофокусом, а также встроенной вспышкой модель X-E1. Насколько близко на этот раз Fujifilm подошла к созданию оптимальной беззеркалки? Посмотрим.

Модель X-E1 впервые была показана на выставке Photokina 2012, о премьере можно почитать в моем репортаже. Несмотря на младшее по отношению к X-Pro1 положение в линейке, назвать новинку недорогой нельзя: за body в данный момент просят около 40 тысяч рублей, что примерно на уровне стоимости Sony NEX-7, Olympus OM-D E-M5, Panasonic GH2/GH3. И с ними же новая модель призвана конкурировать. С учетом того, что начинка у X-E1 мало чем отличается от X-Pro1 (камеры предельно близки по характеристикам, применены одинаковые сенсор и процессор), перспективы открываются весьма интересные.

Основные характеристики Fujifilm X-E1

  • CMOS-матрица формата APS-C системы X-Trans с первичным цифровым фильтром, число эффективных пикселей — 16,3 млн
  • Байонет X-mount
  • Система очистки матрицы от пыли: ультразвуковая вибрация
  • Стабилизация: только встроенная в объектив
  • Размер снимков: до 4896 x 3264. Motion Panorama до 7680x1440
  • Форматы снимков: JPEG (Exif Ver 2.3), RAW (формат RAF), RAW+JPEG (поддержка формата DCF (Design Rule for Camera File System)/DPOF)
  • Светочувствительность: от 200 до 6400 ISO + режим расширенной светочувствительности 100, 12800 и 25600 ISO; режимы-диапазоны Auto 400/800/1600/3200/6400
  • ЖК-дисплей диагональю 2,8'' с разрешением в 460000 точек
  • Управление экспозицией: замер в режиме TTL по 256 зонам, многоточечный, точечный, средневзвешенный
  • Режимы экспозиции: программная автоэкспозиция, автоэкспозиция с приоритетом выдержки, автоэкспозиция с приоритетом диафрагмы, ручной режим
  • Коррекция экспозиции: -2,0EV-+2,0EV, шаг 1/3EV
  • Выдержка: (в режиме P) от 1/4 до 1/4000*сек., (остальные режимы) от 30 до 1/4000 сек. + длительная (макс. 60 мин.)
  • Максимальная скорость серийной съемки: 6 кадров/c
  • Автобрекетинг: брекетинг с автоэкспозицией (±1/3EV, ±2/3EV, ±1EV); брекетинг с имитацией пленки; брекетинг с широким динамическим диапазоном (DR 100%, 200%, 400%); брекетинг по чувствительности ISO (±1/3EV, ±2/3EV, ±1EV)
  • Фокусировка: покадровая АФ/непрерывная АФ/РФ; выбор точки (49 на экране, 25 на видоискателе); тип — контрастный
  • Баланс белого: точный, тень, флуоресцентная лампа (дневной свет), флуоресцентная лампа (теплый белый), флуоресцентная лампа (холодный белый), лампа накаливания, подводная съемка, автор, пользовательский режим, выбор температуры цвета
  • Симуляция пленки: PROVIA/ стандартная, Velvia/ живая, ASTIA/мягкая, Pro Neg H, Pro Neg S, B/W, B/W+Ye filter, B/W+R filter, B/W+filter, SEPIA
  • Расширение динамического диапазона: 100%/200%/400%
  • Таймер: 2 с, 10 с
  • Вспышка: встроенная выдвижная вспышка с ведущим числом 7; горячий башмак
  • Видоискатель: электронный цветной OLED-видоискатель 0,5” с разрешением 2 360 000 точек (отображение зоны просмотра относительно зоны съемки: прибл. 100%); встроенный датчик глаза, точка обзора — прибл. 23 мм; подстройка диоптрий
  • Запись видео: 1920 х 1080 пикселей (24 кадра в секунду) со стереозвуком. Не более 29 минут
  • Функции фотосъемки: возможность выбора пользовательской настройки, панорамная съемка Motion Panorama, цветовое пространство, цветовая насыщенность, четкость, градация, режим имитации пленки, автоматическое удаление эффекта «красных глаз», инструкция по кадрированию, функция запоминания количества кадров, отображение гистограммы, просмотр глубины фокуса, проверка фокуса, электронный уровень, мультиэкспозиция, ввод даты, настройка кнопки Fn
  • Функции воспроизведения: преобразование RAW, поворот изображения, удаление красных глаз, функция Photobook assist, удаление выбранных снимков, поиск изображения, многокадровый показ (с миниатюрами), показ слайдов, возможность отметки файлов для загрузки, защита, кадрирование, изменение размера, защита, съемка панорамы, избранное
  • Дополнительные функции: PictBridge, печать Exif, выбор языков, разница во времени, режим быстрого запуска, режим энергосбережения OVF, бесшумный режим
  • Интерфейсы: USB 2.0, miniHDMI, выход для микрофона
  • Память: слот для карт памяти SD/SDHC

Цена в России в среднем на комплектацию body — 40 000 рублей. В комплекте с объективом 18—55 мм — в районе 50 000 рублей. Цветовых решения два — в полностью черном корпусе и в черно-серебристом.

Дизайн и конструкция

Ретро-дизайн — необходимая часть концепции X-серии. Преподнести свою камеру как премиальный продукт без соответствующей «упаковки» невозможно. Отмечу, что к знакомой по модели X-Pro1 полностью черной добавилась двухцветная модификация из полированного металла с черными вставками. Смотрится превосходно, ведь кто не любит ретро-камеры? «Ожившая» пленочная дальномерка. Материалы также не подкачали, корпус сделан из магниевого сплава со вставками «под кожу».

Габариты Fujifilm X-E1 — 129 × 75 × 38 мм, вес — 350 граммов (с аккумулятором и картой памяти). Новинка меньше размерами, чем X-Pro1, но все равно совсем не маленькая, с учетом достаточно крупной оптики (из-за широкого относительного отверстия), говорить о какой-то компактности нельзя. Состязание с конкурентками-беззеркалками в этом плане X-E1 скорее проигрывает, смотрясь при этом выигрышно рядом с полупрофессиональными зеркальными камерами. При этом форма корпуса далеко не самая удобная, и выступ под хват правой рукой невелик. Fujifilm X-E1 — камера более красивая, чем ухватистая, к сожалению. Одним пришлось пожертвовать в пользу другого. Стоит, правда, отметить, что в число дополнительных аксессуаров входит рукоятка, увеличивающая хват.

Функциональные элементы. На фронтальной панели находится байонет с кнопкой высвобождения объектива, переключатель режимов фокусировки и диод подсветки автофокуса.

Верхний торец: вспышка, горячий башмак, стереомикрофон, кнопка спуска, «окольцованная» выключателем, селектор выдержки, селектор регулировки экспокоррекции и функциональная клавиша. Кнопка спуска приспособлена под крепление в ней тросика вынесенного спуска.

Нижний торец: отсек для батареи и карты памяти и резьба для штативной площадки. Последняя расположена к отсеку слишком близко, поэтому сменить карту памяти, например, не снимая камеру со штатива, невозможно.

Слева: проушина для ремешка, разъемы для внешнего микрофона, microUSB и miniHD, прикрытые пластиковой крышкой.

Справа лишь проушина для ремешка.

Тыльная панель: слева вверху мы видим окуляр электронного видоискателя, снабженный датчиком приближения и колесиком диоптрийной регулировки; по центру — 2,8-дюймовый экран; слева от экрана — кнопка просмотра сделанных снимков, а также мультифункциональные кнопки регулировки автофокуса, экспозиции и способа съемки; над экраном располагаются кнопка активации вспышки, кнопка смены способа отображения картинки (на видоискателе/основном экране), нажимаемое колесо-селектор; справа от экрана — динамик, индикатор обработки информации, клавиши блокировки автофокуса/автоэкспозиции, вызова быстрого меню, смены типа отображения на основном дисплее, а также пятипозиционный навигационный «джойстик», центральная кнопка которого также отвечает за вызов основного меню, а верхняя за активацию режима макросъемки.

Качество исполнения не вызывает ни малейших нареканий; премиальный сегмент, на который претендует Fujifilm, подтверждается и материалами, и сборкой.

Интерфейс и управление

В схеме управления X-E1 относительно X-Pro1 почти ничего не изменилось. Несмотря на разницу в габаритах, жертвовать органами управления инженерам не пришлось. Но и новых добавлено не было. Бросается в глаза только изменение расположения кнопки воспроизведения и, естественно, появление кнопки активации вспышки, что непосредственно связано с разницей в возможностях моделей. Мне по-прежнему не хватает выделенной кнопки для записи видео и возможности запрограммировать более чем одну клавишу. Удачное решение с быстрым меню и сочетаемым с ним колесом селектора не полностью компенсирует отсутствие возможности для назначения кнопки, например, на регулировку баланса белого. При этом система управления экспопарой осталась той же — близкой к эталонной.

Но только при использовании «родных» объективов. Если прикрутить через переходник объектив другого производителя (например, сюда так и просится Leica), то возникнут определенные проблемы с выбором диафрагмы. Немного отличается работа с диафрагмой нового зум-объектива 18-55 f/2.8-4. На нем также есть кольцо, для этого предназначенное, но без градации — число высвечивается на экране. Переключение в автоматический режим подбора светосилы осуществляется отдельным рычажком.

Вид и быстрого, и обычного меню не изменился. Меню весьма неплохи, пусть и требуют местами привыкания — не все действия предельно интуитивны. Основное меню достаточно прилично русифицировано.

На экран можно вывести гистограмму, сетку нескольких типов, горизонт. Имеется возможность вывода матрицы для ручного выбора точки фокусировки в два движения: нажать кнопку автофокуса слева от экрана, а затем перемещать зону по экрану навигационными клавишами.

Сам экран относительно X-Pro1 потерял не только в размерах (минус 0,2 дюйма), но и, к сожалению, в разрешении (460 000 точек против 1 230 000 точек). Понятно желание Fujifilm хоть как-то развести камеры по разным сегментам, но экран такого разрешения, пусть и весьма пристойный по цветопередаче и бликоустойчивости, смотрится на камере ценой в 40 тысяч рублей слабовато. Также экран фиксированный, неповоротный, а весьма напрасно — при использовании Live View, очевидным образом основнго типа наведения для беззеркальных камер, эта возможность видится крайне полезной (что и подтверждается на большинстве конкурентных моделей).

Видоискатель по сравнению с X100 и X-Pro1 изменился: теперь это не гибрид оптического и электронного с возможностью переключения режимов, а обычный электронный, хоть и OLED, с разрешением в 2 360 000 точек и 100% зоной охвата кадра. Не скажу, что камера от такого размена что-то серьезно потеряла. Да, оптический видоискатель дает естественную картинку без малейшей задержки, но с учетом наблюдаемых на X-Pro1 трудностей подстройки под различную оптику его достоинства несколько нивелируются. Сам по себе OLED-видоискатель вполне хорош, обладает очень приличной разрешающей способностью, скрадывающей разницу между реальной картинкой и переданной с матрицы, и возможностью вывода дополнительных параметров на экран (которая сейчас, конечно, есть и в оптических, и в гибридных видоискателях).

Функциональность

Сенсор на X-E1 взят с X-Pro1 без изменений — это та же самая 16,3-мегапиксельная X-Trans CMOS-матрица формата APS-C с первичным цветовым фильтром, позволяющим отказаться от низкочастотного фильтра и тем самым повысить попиксельное разрешение матрицы. Подробнее про матрицу я рассказывал в обзоре X-Pro1, к нему я вас и отсылаю. Стоит сказать, что Fujifilm позиционирует эту матрицу с кроп-фактором 1,5 как конкурентную для полнокадровых матриц — и свои беззеркалки, соответственно, противопоставляет топовым зеркалкам, сравнимым по стоимости (особенно после выхода Canon EOS 6D и Nikon D600).

Осталась и связка с процессором EXR, при этом работа камеры оптимизирована. Камере так же требуется чуть меньше секунды на включение, осталась серийная съемка шести кадров в секунду с буфером до 11 кадров формата RAW+JPEG, незаметен лаг затвора. При этом запись RAW-файлов на карту памяти требует гораздо меньше времени (производитель утверждает, что в два раза меньше), камера мгновенно выходит из режима ожидания. Общего ощущения медлительности, которым отличалась X-Pro1 до апгрейда, произошедшего осенью, у X-E1 нет с самого начала.

Поддерживает этот почин и обновленный автофокус. Это та же 49-точечная контрастная система, но существенно более быстрая в работе. Мучительное «плавание» в поисках оптимальной точки теперь встречается гораздо реже. Но точность не повысилась — придется время от времени сталкиваться с неприятными промахами, особенно в режиме макро.

Ручная фокусировка опосредована мотором, встроенным в объектив, — она осуществляется так же, как и обычно, через кольцо на объективе, но контролируется все же электроникой. Это минимально замедляет процесс, но не сказывается на результате. Для помощи доступна функция увеличения объекта, на котором вы фокусируетесь.

Режимов работы как таковых на Fujifilm X-E1, как понимаете, нет. За счет оригинального управления экспопарой удалось от них отказаться. Но для возможности задавания произвольной выдержки, большей, нежели 1/4 секунды, необходимо переводить камеру в специальный режим T, в котором уже допустимо задавать выдержку вплоть до 60 секунд. Доступен и спуск при помощи USB-подключения, а не только при помощи спускового тросика (который, тем не менее, поддерживается, обратите внимание на характерный рельеф кнопки спуска), как на X-Pro1.

Дополнительная функциональность по сравнению с X-Pro1 не изменилась. Камера умеет клеить 120-градусные и 180-градусные панорамы, делая это весьма четко и быстро. При этом, что логично для камеры со сменными объективами, нет встроенного фильтра нейтральной плотности, как на X100. И нет уже совершенно привычной для современных камер склейки HDR.

Зато есть возможность склейки мультиэкспозиции, но без настройки по количеству кадров и плотности кадров.

Поддаются настройке следующие параметры: цвет, резкость, тон светов, тон теней, уровень шумодава (по градации от слабого к сильному), динамический диапазон. Можно вручную регулировать сдвиг баланса белого.

Примеры снимков с различными параметрами тона теней и тона светов — камера достаточно неплохо программно «вытягивает» детализацию пересвеченных или затемненных участков. Здесь же можно увидеть пример программного расширения динамического диапазона, полезного для камеры, — по умолчанию динамический диапазон матрицы не вызывает восторга (об этом мы подробнее поговорим ниже). Слева-направо сверху-внизу: DR 100%, DR 200%, DR 400%, компенсация засвета +2, компенсация засвета -2, компенсация теней +2, компенсация теней -2.

Вместо стандартных «фильтров» Fujifilm снабжает свои камеры симуляторами классических пленок компании. Что, безусловно, придает ее камерам шарм и выделяет на общем фоне. Насколько критично отсутствие «встроенного фотошопа» и достаточно ли вам такой функциональности — решайте сами.

Предлагаются четыре варианта брекетинга: по экспозиции, по чувствительности ISO, с динамическим диапазоном и с имитацией пленки. При одном нажатии кнопки спуска затвора создаются 3 различных изображения с брекетингом.

Сама камера не оснащена встроенным стабилизатором. Но уже появился объектив с оптической стабилизацией — это тот самый стандартный зум 18—55 мм. Все остальные уже имеющиеся объективы для X-Mount стабилизаторами не обладают.

На X-E1 есть встроенная вспышка. Обычный пример выскакивающей вспышки, ведущее число — 7 (при ISO 200), есть подавление эффекта красных глаз. Других особенностей нет. Горячий башмак позволяет прикрутить самые разнообразные внешние вспышки с характеристиками, вам необходимыми. Но, в отличие от X-Pro1, у X-E1 нет синхроконтакта для внешней вспышки, что ограничивает ее использование в студии.

Видео. Ничего не поменялось критически, Fujifilm традиционно не делает на этой функции никакого акцента. Камера может снимать FullHD-видео с кодеком H.264 и со скоростью 24 кадра в секунду и со стереозвуком. Но нет ни отдельно вынесенной кнопки для видеозаписи (для доступа к этой функции приходится лазить по списку режимов проводки и брекетинга), ни каких-то особенных достижений в плане качества. Зато, в отличие от X-Pro1, есть разъем для внешнего микрофона. Все-таки кое-какой прогресс.

Качество съемки

Байонет X-Mount приспособлен под фирменный парк оптики, пополняющийся относительно высокими темпами. Если на момент запуска X-Pro1 мы имели три объектива с фиксированным фокусным расстоянием (XF18mmF2 R, XF 35mmF1.4 R и XF60mmF2.4 R Macro), то к выходу X-E1 появились еще два (XF14mmF2.8 и XF18-55mmF2.8-4 IS). В начале следующего года планируется выпуск еще трех объективов, а вообще в планах компании довести за 2013 год парк оптики до 10 штук. Это позволит тягаться и с давно присутствующими на беззеркальном рынке компаниями (вроде Olympus и Panasonic с долго накапливаемым капиталом Micro Four Thirds), и с «читерами» (Pentax с моделью K-01 под «зеркальный» байонет K), и в какой-то степени с зеркальными линейками. Что раньше как раз ограничивалось малым парком оптики. По качеству съемки ограничений уже сейчас, по сути, нет.

Тестировал я камеру с объективами 35mmF1.4 и с 60mmF2.4 R Macro, уже знакомым по тесту X-Pro1 и демонстрирующим не только весьма интересные характеристики, но и очень симпатичную картинку, а также с новым зумом 18-55 mm F2.8-4 IS. Обладающий приятными достоинствами в плане списка характеристик (достаточно светосильный, со встроенным стабилизатором, обязательным для Fujinon XF объективов кольцом смены диафрагмы), этот объектив также отличается прекрасным качеством сборки. Мне не слишком понравилось, как он держит контровой свет, но других претензий не возникло — для комплектной оптики все весьма неплохо.

Уже доступен, кстати, обещанный ранее переходник на объективы Leica M Mount.

Режиму полностью автоматической съемки помогает появившийся диапазон авто-ISO до 6400 единиц (ранее все ограничивалось пределами ISO 3200). Это позволяет избегать неприятных ситуаций со смазанностью там, где раньше камера упиралась в предел автоматически задаваемой светочувствительности и как следствие выставляла длинную выдержку. Общая философия X-серии, правда, изо всех сил подталкивает к ручной экспозиции или, как минимум, к использованию полуавтоматических режимов с экспокоррекцией. Это очень правильный подход — кнопку «шедевр» встроить в камеры все-таки никогда не выйдет, сколько бы мы об этом ни шутили, и необходимо самому учиться подбирать нужные настройки для кадра. А вот автоматический подбор баланса белого более критичен — но и серьезных претензий в этом плане к X-E1 нет. Ошибки неизбежно будут, но их процент не так уж велик, баланс определяется достаточно корректно.

Галерея снимков с различным ISO:

ISO 100

ISO 200

ISO 320

ISO 500

ISO 800

ISO 1250

ISO 1600

ISO 2500

ISO 3200

ISO 5000

ISO 6400

ISO 12800

ISO 25600

Fujifilm X-E1, как и X-Pro1, естественно, — среди лучших в плане работы на высоких ISO. Причем неважно, среди беззеркалок или среди полупрофессиональных зеркальных камер. Рабочий диапазон до ISO 3200 и не самый критичный уровень шумов при правильном экспонировании на ISO 6400 позволяет камере вступать в борьбу с полнокадровыми зеркалками. Не скажу, что выходить оттуда с победой, но как минимум вторгаться, как и обещано, на территорию. Диапазон доступных значений ISO — от 200 до 6400 при возможном расширении до 100 в одну сторону и до 25600 в другую.

По детализации, работе с цветом матрица X-E1/X-Pro1 также смотрится просто здорово — причем, стоит отметить, оптика позволяет раскрыть ее потенциал. Ограничивающим фактором она здесь не выступает. Но мне не слишком нравится динамический диапазон матрицы «по умолчанию» — особенно заметны серьезные засветы в ярко освещенных частях кадра. Частично с этим помогает справиться программная поправка, однако свойство неприятное.

Галерея снимков, сделанных на Fujifilm X-E1:

Батарея

Используется тот же аккумулятор, что и на X-Pro1 — NP-W126 на 1200 мАч. Но хватает его на большее число снимков — в районе 350—370. Для беззеркальной камеры достаточно приличный показатель, но о конкуренции с зеркалками в этом плане говорить особенно не приходится.

Мнение Mail.Ru

Fujifilm последовательно наращивает обороты. Модели X100 и X-Pro1 претендовали на конкуренцию разве что с камерами Leica, то есть, при осознании доли рынка, боролись за весьма условный сегмент. Камера X-E1 видится куда более массовым продуктом.

По сути, Fujifilm еще раз выпустила X-Pro1, только по более низкой цене, в более компактном корпусе, со встроенной вспышкой и с разъемом для внешнего микрофона. Отличия со знаком «минус»: отсутствие разъема синхронизации с внешним светом, экран похуже, электронный, а не гибридный видоискатель. Вся начинка, отвечающая непосредственно за фотосъемку, осталась той же, да еще прошедшей апгрейд — то есть мы имеем дело с беззеркальной камерой, к которой почти нет претензий по качеству съемки (хотя меня несколько озадачили проблемы с динамическим диапазоном) и уже не так много вопросов по поводу скорости. В течение 2013 года, когда число доступных объективов достигнет 10, систему Fujifilm X можно будет окончательно утвердить в качестве одной из самых интересных на рынке.

Но это все равно еще премиальный сегмент. От серьезной популярности X-E1 отделяют несколько вещей: во-первых, 50 тысяч рублей за kit-комплект — это, конечно, не 80 тысяч, которые просили на старте продаж за X-Pro1, но сумма серьезная — основные продажи беззеркалок пока идут в сегменте до 30 тысяч; во-вторых, до преодоления скепсиса публики относительно беззеркальных систем пока еще достаточно далеко — да, X-E1 по качеству съемки не уступает полупрофессиональным зеркальным камерам, и отказ от зеркала вообще видится неизбежным в будущем, но говорить о массовой готовности сменить зеркальные системы на беззеркальные рано. Компании Fujifilm хочется в очередной раз поаплодировать за нетипичный подход, стремление делать неочевидные, но качественные вещи — хотя X-E1 как раз оказалась очень логичной моделью и, хочется надеяться, в какой-то степени прорывной.

Комментарий интернет-магазина «Связной»

Владимир Кондратов, специалист по управлению ассортиментом

Очень интересная новинка в X-серии от Fujifilm – X-E1 – дает возможность владельцу подчеркнуть свою страсть к оригинальным вещам. В первую очередь, это, конечно, внешний вид – соотнести его можно, пожалуй, лишь с фотоаппаратами Leica, исконно создаваемыми в ретро-стиле. Безусловно, это нишевый продукт, и его сложно с чем-то сравнивать в полной мере: Leica он уступит в функциональности, но превзойдет по цене, «зеркалкам» уступит в количестве доступных объективов, но выиграет в размере. Этот фотоаппарат выберут те, кто может себе его позволить, а не те, кто ищет оптимальный функционал или максимальную производительность. Но это не говорит о том, что фотоаппарат плох, он делает отличные снимки и не уступит в качестве «зеркалкам» начального и среднего уровней, особенно со стандартной оптикой в комплекте. Оригинальной чертой является и наличие «пленочных фишек», таких как многократная экспозиция, режимы имитации цвета и тональности известных фотопленок. Любители качественной фотографии и стильных вещей оценят этот девайс.