Съемка статики. Как правило, это съемка ночных пейзажей — и тут в первую очередь, как и всегда в фотографии, надо обращать внимание на свет. Наиболее выгодное время для съемки — сразу после заката, когда небо еще не окончательно почернело, а искусственное освещение уже включено; это время так называемого «режимного света», именно тогда вы можете получить самые впечатляющие кадры. То же касается и рассвета.
Если у вас есть штатив, то при съемке в темноте стоит выставлять минимальное ISO в режиме приоритета диафрагмы, прикрывая, соответственно, диафрагму (как в обычной пейзажной съемке). Эффект «звездочек» на источниках света возникает при закрытой диафрагме. При этом закрывать ее стоит без лишнего фанатизма — максимальная резкость на большинстве объективов достигает на диапазоне значений от 8 до 16, выше может быть уже снова падение резкости.
Смазанные динамичные объекты (полоски от фар проезжающих автомобилей, например, или, как в нашем случае, смазанные фонари карусели) при статичном окружении получаются при выставлении длинной выдержки.
Если штатива нет, то стоит поискать поверхность, на которую можно опереться или положить камеру. Надо использовать автоспуск (таймер затвора), чтобы прикосновение рук не сотрясало камеру. Также следите за поверхностью, где находится камера/штатив — проезжающие машины на мосту или прохожие могут ее сотрясать, и снимки при длинной выдержке получатся смазанные. Если возможности положить камеру на какую-то поверхность нет, то действуйте по ситуации: поднимайте значение ISO, открывайте диафрагму.
При наличии у вас компактной камеры со светосильной оптикой не стесняйтесь опускать ISO за счет светосилы; из-за небольшой матрицы глубина резкости будет достаточной, чтобы получить вполне резкие снимки и с открытой диафрагмой.
Съемка динамики. Здесь мы сталкиваемся со значительно большими требованиями к технике, и нет возможности использовать штатив. Если мы хотим получить резкий кадр, не используя дополнительные источники света, нам понадобится предпочтительно светосильная оптика и камера, работающая на высоких ISO. Здесь нам важна короткая выдержка — она подбирается в зависимости от того, с какой скоростью движется объект. Например, съемку танцев или спорта стоит вести на выдержках в районе 1\250—1\500.
Если возможности камеры не позволяют добиться желаемого, то необходимо привлекать вспышку и под нее регулировать выдержку. В какие-то моменты на помощь могут прийти сюжетные режимы — в частности, «ночной портрет» (при котором устанавливается длинная выдержка и вспышка в конце).
Главный момент съемки при любой освещенности — надо всеми способами пытаться понизить ISO, на котором вы можете получить не смазанный снимок. Используйте как можно активнее режим приоритета диафрагмы. Но это не касается съемки динамичных сцен и портретов, где необходимо использовать возможности вспышки и рассчитывать во многом на характеристики камеры.
В следующей статье мы поговорим о том, как стоит проверять камеру при покупке.