Эластичному мосту землетрясения - не угроза

После девяти месяцев кропотливой конструкторской работы, группа инженеров из США построила мост длиной 33,5 метра, который не удалось разломать самим создателям, как они ни старались. Мост был целиком сооружен из материалов, которые способны помнить и восстанавливать свою исходную форму даже после серьезной деформации.

Любой, даже самый слабый, подземный толчок – это огромная нагрузка на опоры моста. Сейсмическая волна сначала накатывает на одну опору, мгновения спустя – на другую, и так далее. Обычным домам с фундаментом приходится полегче – он принимает на себя весь удар целиком, а поочередное «перебирание» всех опор моста может окончиться для одной из них плачевно. В таком случае не исключено, что из-за одной обрушившейся опоры погибнет весь мост.


Тестовый экземпляр «умного моста» был выстроен на трех площадках, которые по команде экспериментатора начинают сильно подскакивать и дрожать в нужном порядке. Мост длиной тридцать три с половиной метра и весом в 200 тонн подвергся нескольким «подземным толчкам» так, как если бы по опорам в заданном направлении ударила сейсмическая волна силой в восемь баллов по шкале Рихтера.


Бетон, из которого был сооружен мост, пронизан чем-то вроде арматуры, – если это вообще можно назвать арматурой, – из сплава титана и никеля. Материал этот человечеству не в новинку, из него обычно делают гнущиеся оправы очков. Но такого масштабного применения, да тем более в архитектуре, этот сплав еще не получал.


«Титано-никелевые позвонки в нашей конструкции пришли на смену стальным брускам в тех точках мостовых опор, куда приходится наибольшая нагрузка при ударе», – говорит Саид Саиди, один из изобретателей необычного решения.


«Неумная», обычная сталь используется в мостовых опорах в качестве амортизатора. Опора, целиком выполненная из бетона, разрушится при первом же толчке. Сталь же просто погнется и поглотит часть удара, дав конструкции больше шансов на выживание. А вот «умный сплав» не только погнется, но и даже «разогнется обратно». Как бы дико это не выглядело, но мост после подземных толчков, простояв небольшой промежуток времени слегка покореженным, начал буквально на глазах расправляться.


Чтобы подтвердить свои успехи документально, ученые проанализировали данные, полученные свыше, чем с 400 датчиков движения, запрятанных внутри опор моста. И что же выяснилось? Во-первых, гибкие конструкции из сплава титана и никеля гораздо лучше вынесли удар. Во-вторых, они очень быстро пришли из деформированного состояния в исходное. Осталось только подлатать в нескольких местах бетон, и мост окажется как новенький. В случае со стальной арматурой пришлось бы проводить капитальный ремонт или даже перестраивать сооружение заново.