Законопроект об анонимности в мессенджерах: мнения экспертов

Сегодня в Госдуму был внесен законопроект, который запретит мессенджерам работать с неидентифицированными пользователями. Hi-Tech Mail.Ru разобрался, кому и зачем нужен этот законопроект, в чем его цель, и какие будут последствия. На наши вопросы ответил автор законопроекта, а эксперты поделились альтернативной точкой зрения.

Законопроект запрещает мессенджерам работать с неидентифицированными «в установленном порядке» пользователями. Мессенджер, который не последует закону, будет заблокирован. За разъяснениями мы обратились к Олегу Николаеву — депутату Государственной думы, который участвовал в подготовке документа (фракция «Справедливая Россия», член комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству).

О целях закона

Первая — выделить мессенджеры в отдельный сегмент и отрегулировать его. Сейчас область не отрегулирована, из-за чего в ней циркулирует запрещенный контент и вместе с тем — огромный поток информации.

Вторая — наладить взаимодействие участников рынка сегмента с государственными органами. Чтобы организатор услуг мог зарегистрироваться и идентифицировать себя.

Третья — сделать так, чтобы за пользователями мессенджеров стояли реальные люди, которых можно идентифицировать, а не боты.

Четвертая — возможность донести до людей официальную информацию со стороны госорганов, а в случае чрезвычайной ситуации — выйти на человека, предупредить или найти его.

Мессенджеры все чаще используются при совершении террористических актов. Частично и потому, что в неотрегулированном сегменте происходит бесконтрольное распространение информации. И чтобы не лишать людей возможности пользоваться полезными ресурсами, но и не допускать использования в нелегальных целях и блокировать сомнительные источники, нужно законодательное регулирование.

«Идентификация в установленном порядке»

Это означает, что идентификацию проходит сервис [мессенджер] и пользователь. Сервис регистрируется в Роскомнадзоре (законопроект в случае принятия коснется зарегистрированных в Роскомнадзоре мессенджеров — ред.). Пользователь идентифицируется, как абонент, купивший и по правилам оформивший сим-карту.

Как произойдет блокировка

Ровно так же, как блокируются сайты. И она будет временной – как только условия будут выполнены, блокировка снимается.

Как перемены отразятся на пользователях

Никак. Добросовестным операторам мессенджеров нечего бояться, добросовестным пользователям тоже. Изменений в работе никто не заметит, как не замечаем такого же регулирования SMS или звонков.

О спаме и рассылке обязательных сообщений госорганов

Регулирование позволит сделать так, чтобы оператор связи сам блокировал сомнительный контент и не допускал бесконтрольной рассылки информации.

Если рынок будет организован, пользователи смогут получать централизованные информационные рассылки. Это система оповещения о чрезвычайных ситуациях или предупреждения о погоде, вроде тех, что по SMS присылает МЧС. Или, например, недавно были проблемы с «Мегафоном», а некоторые мессенджеры работали – можно было бы рассылку сделать.

Об анонимности

Правительство точно не хочет получить доступ к перепискам. Оно хочет ограничить распространение непроверенной, опасной и экстремистской информации. На мессенджеры будут распространяться те же законы о защите личной информации и переписке. Это в законопроекте тоже прописано.

О готовности закона

Закон требует доработки. Содержание будет дополняться с учетом мнений игроков рынка. На эту тему пройдет круглый стол, может, два. Закон пройдет несколько чтений. Рассмотрение и принятие попробуем провести в течение весенней сессии, то есть до конца июля.

Евгений Черешнев, CEO Biolink.Tech

Закон о запрете анонимности в мессенджерах – это, во-первых, верх технологической некомпетентности: люди, предложившие его, не имеют понятия о том, как работают интернет-технологии идентификации и авторизации – телефонный номер давно уже является рудиментом и во многих мессенджерах отсутствует как класс – никто из коммерческих игроков в здравом рассудке не будет менять своей бизнес-модели ради того, чтобы программировать в свой продукт «костыль» в угоду правительству одной конкретной страны, тем самым существенно увеличивая свою нагрузку на разработку и поддержку продукта.

Во-вторых, неясен истинный мотив этого закона — ссылка председателя Государственной Думы по информационной политике Леонида Левина на пользу проекта закона в деле ограничения действий преступников – это скорее ширма для маскировки действий, направленных на оправдание расширения контроля государства над свободой частной жизни.

Запрет удобных способов авторизации и идентификации ни к чему не приведет с точки зрения поиска преступников. Существуют технологии открытого кода (open source) – любой желающий, в том числе преступник, может за считанные часы «на коленке» собрать свой собственный мессенджер и общаться с кем угодно в зашифрованном виде и без привязки к номеру телефона. Они, собственно, это и делают.

Этот закон с точки зрения технологического здравого смысла – не просто бред, это трата нашего с вами времени и денег как налогоплательщиков.

Кроме того, не могу не обратить внимание на один факт, который с вышеназванным мотивом не вяжется: депутаты предлагают обязать мессенджеры обеспечить выборочную блокировку сообщений и наоборот – «зеленый свет» сообщениям, отправленным по инициативе органов государственной власти.

Это ни что иное, как попытка вмешательства государства в бизнес-модели частного интернет-бизнеса – по факту, государство требует права быть монопольным и, если судить бизнес-категориями, бесплатным рекламодателем с безлимитным доступом к абонентской базе. Это вредит целостности коммерческих продуктов, ибо сегодня приложения не управляются руками, — почти везде оптимизацией занимается самообучающийся искусственный интеллект.

Нам предлагают откатиться назад во времени и в России снова начать управлять настройками передовых сервисов руками. То есть то, что предлагают депутаты и что господин Левин считает позитивным, впадает в противоречие с тем, о чем говорит Владимир Путин, требуя движения России к цифровой экономике. Считаю это крайне странным и непродуманным.

Давайте сначала научимся хорошие дороги по всей стране строить, а потом будем заниматься регулированием интернета. За это время как раз специалисты нужного уровня подрастут.

Пока даже базовой технологической экспертизы законодателям, увы, не хватает и мы получаем до такой степени странные инициативы. Новый закон, по сути, говорит о том, что каждый пользователь Сети обязан иметь телефон, зарегистрированный на паспорт РФ. А это тревожный знак.

Получается, если создастся прецедент – если обязать одно приложение пускать людей только по паспорту (по факту это так – об этом закон) – значит дальше могут принудить всех остальных. Интернет по паспортам – это первый путь к цифровому рабству. Всем разумным жителям России этот подход, я уверен, претит. Лично я – против этого закона уже поэтому.

Что будет с «Телеграмом»? Ничего плохого не будет. «Телеграм» уже сейчас использует номер телефона для авторизации пользователя в своем сервисе. Можно привязать любой номер, в том числе, купить в интенете любой номер IP-телефонии и спокойно общаться.

Дело в том, что в «Телеграме» шифрование работает отдельно от идентификации, – грубо говоря, государство в лучшем случае может видеть что два человека общаются, но не могут видеть, о чем – так как вся переписка шифруется алгоритмами с открытым ключом – ее не может прочитать никто, даже создатели «Телеграма». Технология подобного типа шифрования не является монополией Дурова – хотя к нему я отношусь с огромным уважением. Так работают многие популярные мессенджеры.

И закон тут должен не восставать против вселенной, а наоборот, помочь – сделать шифрование частной переписки свободой, защищенной Конституцией РФ.

Петр Лидов, PR-директор «Мегафон»

Мотивация Госдумы [в рассмотрении законопроекта] ясна. Подобное регулирование мессенджеров должно было случиться рано или поздно, так как они пришли на смену другим видам связи, но из мер регулирования выпадают. Вполне логично регулирование мессенджеров из соображений безопасности. Ограничение спам-рассылок, например, экстремистских сообщений — это же нормальная мера.

Есть и второй момент: если ваша переписка по SMS попадет в чьи-то руки, будут лица, которых можно по закону привлечь к ответственности за утечку информации. А с утечкой информации из мессенджеров никого не привлечешь. Это вопрос потребительского контроля.

Финансовую выгоду операторы мобильной связи на этом не получат — такая мысль (зарабатывать на мессенджерах) была бы уместна на заре появления технологии. Наша выручка строится на трафике мобильного интернета. И никто не планирует обратно всех пользователей свести в звонки и SMS. Тут, скорее, будем подстраиваться. А вот затраты операторов мессенджеров, скорее всего, возрастут на производстве приложений. Что касается анонимности переписки — тут работает то же самое законодательство, что и в случае с SMS и звонками.

Дмитрий Огородников, директор центра компетенций по информационной безопасности компании «Техносерв»

Передача сообщений через мессенджеры технологически уже «привязана» к конкретной sim-карте через SSID (Service Set Identifier – идентификатор предоставления услуг беспроводной сети). В данном случае в закон «О связи» вносятся поправки об обязательной идентификации sim-карты (номера) с конкретным абонентом. Именно на это направлены вводимые штрафы, а также полномочия операторов по проверке данных абонентов. Все нововведения направлены на изменение бизнес-процессов операторов и их отношений с абонентами, а не мессенджеров. Для последних ничего не изменится, и поправки никак не отразятся на их функционировании в России.

Сергей Воронин, адвокат ООО «Правовое решение»​​​​​​

Попадает под сомнение факт, что устанавливать личность пользователя необходимо по номеру мобильного и по соглашению оператора связи. Эксперты считают, что данный законопроект бесполезен. При необходимости есть возможность идентифицировать пользователя по IP-адресу и абонентскому договору. Договор содержит данные паспорта и копии документов. В этом проекте даже не отражены возможности по срокам и регистрации данных пользователя. Совершенно понятно, что закон не проработан. Если взять, допустим, юрисдикцию других стран, то доля пользователей России в WhatsApp порядка 2% от миллиардной аудитории. Никто не будет пытаться привести в порядок данные. А значит, кроме новой бюрократической проблемы решений для упрощения использования мессенджеров не планируется вообще.

Никита Куликов, учредитель проекта #ПравоРоботов

Как ответную реакцию со стороны операторов связи, можно ожидать, что они начнут разрабатывать и предлагать пользователям запрещенных мессенджеров свои аналоги, тем самым освоив данный сегмент рынка. Тем не менее, технологии не стоят на месте, и вполне возможно эти мессенджеры будут доступны через анонимайзеры и VPN, таким образом вопрос сейчас скорее на стороне государства – каким образом планируется реально ограничить доступ граждан России к таким неблагонадежным мессенджерам и с использованием каких технических средств, а не только запретом на бумаге.