Бытовая техника: отечественные бренды-оборотни и иностранные заводы в России

В первой части материала о российской бытовой технике мы отследили судьбу брендов родом из СССР. Теперь поговорим об отечественных марках, которые появились после его распада (а их немало), а также посмотрим, насколько активно крупные мировые производители локализуют производство в России.

Примерно с конца 90-х годов прошлого века россияне начали замечать на прилавках магазинов бытовую технику доселе им незнакомую. Это не были модели крупных мировых брендов, которые тогда уже широко продавались в стране, не были это и устройства известных отечественных марок. На корпусах «неведомых зверюшек» красовались англоязычные названия, что должно было внушить потенциальным покупателям зарубежное (европейское, корейское, американское) происхождение устройств: в сегменте бытовой техники, как и во многих других, заграничные товары у нас, увы, всегда ценились выше, и этому было логичное объяснение – техническая отсталость и посредственное качество отечественных образцов. И действительно, техника эта была, как правило, импортная – большинство моделей было выпущено в КНР: отечественные бизнесмены открыли для себя возможности OEM.

OEM (Original equipment manufacturer — производитель оригинального оборудования). Суть, простыми словами, в том, что бытовую технику выпускают на заводе для заказчика, который выбирает из того, что предприятие может предложить. И на продукцию наклеивается шильдик с названием нужной марки, как правило, принадлежащей заказчику. Подавляющее большинство таких заводов – китайские.

Бренды новой волны

Качество OEM-техники в первые годы ее появления в нашей стране было разным, но все же, как правило, для заказчиков (владельцев брендов) этот параметр стоял не на первом месте, уступая первенство дешевизне, объемам продаж, желаемой величине прибыли. Тогда часто можно было увидеть в российских магазинах совершенно одинаковые модели бытовой техники разных марок – они были произведены на одном заводе, но под разные заказы. Сейчас таких случаев ощутимо меньше, но все равно бывают.

Сегодня все стало сложнее и цивилизованней: OEM-техника никуда с прилавков не делась, но заметно улучшилось ее качество. Растут в этом смысле китайские производители, да и их российские заказчики понимают, что качество нужно поддерживать на приемлемом уровне – пользователь стал куда грамотней и требовательней, чем 15 лет назад. К тому же появилось больше возможностей производства бытовой техники, адаптированной под нужды конкретного OEM-бренда (проводятся исследования потребительских пристрастий, пожеланий и т.д.). Это уже не просто заказ того, что могут предложить китайцы. Во многом теперь именно заказчики диктуют производителям, что выпускать, какая нужна функциональность тех или иных устройств и т.д.

Что же это за OEM-бренды? Они сегодня всем известны в нашей стране. Под маркой BORK, например, в России продается сделанная по большей части в Китае бытовая техника премиум-класса, во всяком случае, так ее позиционируют пиарщики и маркетологи. Впрочем, по информации компании, сегодня география производства шире: пылесосы BORK, например, делают в Германии (когда-то марку вообще представляли на российском рынке как немецкую, но потом от этого отказались, сейчас по-другому: BORK – международный бренд), утюги – в Турции, микроволновки – в республике Беларусь, а мультиварки, часть климатической техники, шнековые соковыжималки – в Южной Корее.

Вообще, сейчас почти никто из OEM-производителей особо не скрывает, что их техника (все товарные линейки или часть) собирается в Китае, что не мешает ей быть качественной (и здесь нет противоречия: уровень китайской бытовой техники в последние годы заметно вырос – это уже далеко не только дешевый ширпотреб). Например, в нашем тесте хлебопечек модель BORK X500 получила главную редакционную награду. Как и REDMOND RBM-M1907 – марка тоже, кстати, пример OEM-производства.

Как правило, OEM-бренды широко представлены в среднем и в бюджетном ценовых сегментах (здесь эти так называемые B-бренды конкурируют между собой, а в более высоких ценовых категориях конкурировали бы еще и с мировыми грандами, А-брендами – это никому не нужно, роли на рынке распределены).

Кроме упомянутых выше к OEM-маркам можно отнести также Rolsen (первоначально бренд позиционировался, как южнокорейский), Vitek, Vigor, Scarlett, Vitesse, Polaris, Mystery, SUPRA (марка была японской, а сейчас она стала российской), Elenberg (бренд принадлежит сети «Эльдорадо»), Erisson, «Ладомир» и некоторые другие. Отметим, что у части компаний есть сборочные мощности в России, но комплектующие все равно поставляются из Юго-Восточной Азии.

Под этими марками сегодня доступен широчайший ассортимент различных устройств – как правило, малой техники для дома и для кухни. При этом все равно иногда доходит до смешного. Например, слоган бренда «Ладомир» звучит так: «Рассекреченные технологии». Здесь явный намек на то, что в чайниках, утюгах, мультиварках, фенах и другой продукции используются чуть ли не разработки отечественного ВПК, космической отрасли (определенная часть целевой аудитории недорогих брендов положительно воспринимает такую информацию). Однако «Ладомир» – все то же OEM-производство «made in China».

Заводы иностранных компаний

Когда СССР распался, техника известных мировых марок просто ввозилась в нашу страну и здесь продавалась. Но постепенно народ богател, объемы продаж росли, повышалась конкуренция между брендами и прозорливые менеджеры стали задумываться о том, как жить дальше. Как бороться за кошельки россиян, увеличивать продажи, упрощать логистику, снижать цены при возможности компенсировать это снижение объемом продаж, как закрепиться на большом и, при этом, растущем рынке? Так у нас появились заводы по производству бытовой техники нескольких ведущих мировых брендов.

Завод LG Electronics работает в подмосковной Рузе с 2006 года. Из бытовой техники здесь выпускают стиральные машины и двухкамерные холодильники, причем разных ценовых категорий: от базовых моделей до наиболее продвинутых на сегодняшний день. Производство растет: в 2012 году было выпущено 663 000 холодильников, а в 2014 – 772 000 штук; стиральных машин, соответственно, 919 000 штук и 1 327 000 штук. В отечественных магазинах доля стиральных машин LG, произведенная в России, составляет сейчас 92% против 8% импортируемых, доля холодильников – 88%.

Не лишним будет упомянуть и о том, что на заводе уже сейчас высокая степень локализации производства (то есть это все в меньшей степени просто отверточная сборка, но еще и отечественные комплектующие), а в планах корейцев на 2015 год довести долю российских составляющих в стиральных машинах до 52%, а в холодильниках – до 48%.

В Кирове работает завод по производству стиральных машин Candy, принадлежащий Candy Hoover Group (ранее на нем выпускались стиральные машины «Вятка-Автомат», компания приобрела его в 2005 году и переоборудовала). Сходят с кировского конвейера и холодильники Candy. Доля российских комплектующих в производстве сегодня доведена до 30%, в компании говорят, что, конечно, очень хотят увеличивать ее, и прилагают для этого усилия. Оно и понятно – это поможет удерживать цены на продукты на более низком уровне, а для техники Candy, которая, в основном, представлена в средней и бюджетной ценовых нишах, это важно. По словам представителей производителя, цены на продукцию завода примерно на 15% ниже, чем на ввозимые модели, выпущенные в других странах.

Российскому заводу по производству стиральных машин Indesit в этом году исполняется 11 лет. Здесь выпускают различные линейки марок Indesit и Hotpoint-Ariston: полноразмерные модели, узкие, суперузкие. Максимальная производительность по стиральным автоматам – 1 100 000 штук в год. Еще с 1993 года на предприятии выпускались холодильники «Стинол», а с 2000, когда Indesit Company завод купила, – холодильники Indesit. Собственно, двухкамерные холодильники Indesit на заводе продолжают выпускать. Одно время были планы по строительству на заводской территории завода плит, но их отложили.

Комплектующие для продукции поставляют около 60 российских предприятий. В прошлом году контрольный пакет акций Indesit Company был куплен корпорацией Whirlpool. Но пока завод работает в обычном режиме – в Whirlpool не планируют отказываться от брендов Indesit и Hotpoint-Ariston, но вполне возможно, что к сходящей с конвейера технике этих марок в будущем прибавят еще и модели Whirlpool.

В Калужской области находится завод компании Samsung Electronics, вступивший в строй в 2008 году. Здесь выпускают несколько видов продукции, в том числе, с 2012 года, стиральные машины – 26 моделей разных линеек, различной вместимости и габаритов. Их электронная начинка поставляется из Южной Кореи, однако в компании нам рассказали, что есть планы по сборке электронных элементов в России (но пока это все же именно сборка, не производство).

Что касается локального сырья, то из него производятся пластик для различных деталей, сталь для корпуса, барабана. В 2014 году с Новолипецкого металлургического комбината на завод Samsung начались поставки металлопроката с полимерным покрытием, разработанного специально для стиральных машин южнокорейского производителя. Ранее он поставлялся только зарубежными партнерами предприятия. В Samsung Electronics признают, что на данный момент повышение уровня локализации – одна из основных задач для завода.

Под Санкт-Петербургом с 2007 года работает завод немецкого концерна BSH Group. Производственные мощности: до 500 000 холодильников и до 450 000 стиральных машин в год. Холодильники здесь делают марок Bosch и Siemens, двухкамерные, шириной 60 см, с нижним расположением морозилки. Моделей – более 100, высотой 185 и 200 см, с одним и двумя компрессорами, со статической (LowFrost) и динамической (Full NoFrost) системами охлаждения. В марте 2015 года с конвейера сошел двухмиллионный холодильник. Стиральные машины в Стрельне, где находится завод, выпускают узкие (глубиной 40 и 45 см), с фронтальной загрузкой, тоже Bosch и Siemens, около 50 моделей. В конце 2014 завод выпустил миллионный стиральный автомат.

Степень локализации материалов и комплектующих сейчас, по обоим производствам, составляет около 50% (с 2011 года увеличение почти вдвое). В компании подтверждают, что локализация позволяет проводить более эффективную ценовую политику, однако подчеркивают, что она не является панацеей от роста цен – инфляция, ослабления рубля все равно повышают стоимость конечного продукта. Поэтому на фоне сдвига спроса в сторону более доступных продуктов, в компании заняты также разработкой новых моделей, отвечающих потребностям и возможностям потребителей.

Также заводы по производству бытовой техники работают во Владимирской области – компании BEKO в Киржаче и Vestel в Александрове. Оба выпускают стиральные машины и холодильники. Производственные мощности первого – 600 000 стиральных машин и 300 000 холодильников в год. Второй рассчитан на ежегодный выпуск 600 000 стиральных машин и 550 000 холодильников. Под Владимиром и в Ижевске выпускают конвективные и инфракрасные обогреватели марки Ballu.