Wake up, Neo...
Первая часть «Матрицы» вышла 20 лет назад – мировая премьера состоялась 24 марта 1999 года, но даже сейчас отдельные сцены фильма кажутся невероятно сложными по техническому и физическому исполнению.
Сценарий фильма был готов намного раньше фактического выхода, но несколько лет он лежал в Голливуде нереализованным, так как проект казался слишком сложным технически и для понимания зрителями. В итоге Вачовски получили от студии лишь 10 миллионов долларов, хотя требовали 70. Они рискнули и вложили всю сумму в начальные 10 минут фильма. Этого трейлера хватило, чтобы студия передумала и перевела необходимый кэш.
Частично это связано с тем, что для съемок актерам ключевых персонажей пришлось несколько месяцев потратить на подготовку: они изучали искусство восточных единоборств. За постановку боев в фильме отвечал Юань Хэпин – легенда Голливуда 90-х и нулевых. Например, он же ставил бои в «Убить Билла».
The Matrix has you...
Восток, а именно Япония – главный источник вдохновения братьев Вачовски в период работы над фильмом. Именно из японского анимэ режиссеры взяли идею эффекта «Bullet Time». Это те самые сцены, в которых Нео уклоняется от летящих пуль, а камера перемещается вокруг него, и все происходящее происходит в замедлении. Для таких сцен требовалось установить вокруг сцены действия 120 камер по кругу, а также две пленочных камеры для захвата общих планов на фоне зеленого экрана.
Во второй части все было еще сложнее. Драки Нео с 80 агентами Смитами снимали практически месяц, 27 дней. Помимо сложностей с созданием картинки были огромные заморочки со звуком. На картинку накладывали запись опрокидывающихся костяшек домино и сбивающих кегли шаров для боулинга, чтобы имитировать удары и другие звуки сцены.
В некоторых сценах возникали неожиданные сложности. Лоуренс Фишборн страдает аллергией на пыль, поэтому ему было невероятно сложно сниматься в эпизоде с дракой в ванной из первой части. Пару раз Хьюго Уоллесу прилетело от Фишборна абсолютно всерьез, потому что тот плохо контролировал происходящее.
Иногда японский след прослеживался даже там, где его сложно было найти. Вы однозначно помните зеленые столбики кода, ставшие одним из символов фильма. Так вот, в них зашифрованы рецепты суши, которые использовала жена создателя кода Саймона Уайтли. Он признался об этом лишь пару лет назад, когда начались слухи о съемках новых частей «Матрицы».
Все должно было выглядеть настолько натурально, насколько это вообще возможно. В одной из сцен () в тело Нео забирается огромный механический жук. Так вот, тело было точной механизированной копией торса Киану Ривза.
Follow the white rabbit
Большинство декораций также не были результатом компьютерной графики, их сооружали с нуля. Это позволяло актерам честно дробить стены пулями, разбивать плитку и производить другую механику взаимодействия. Плюс получались естественные эффекты тени, которых тогда было сложнее добиться, используя хромакей. В итоге для первого фильма создали примерно 30 различных локаций. А во второй части и вовсе был с нуля создан кусок шоссе для сцены дорожной погони и боев. 2,5 километра трассы на территории выведенной из эксплуатации военно-морской базы. После съемок дорогу полностью разрушили. Пострадали и 300 автомобилей, выделенных для этой и других сцен General Motors.
Это тоже интересно: