Компьютер на голове: первые впечатления от Microsoft HoloLens

100 дней назад Microsoft объявила, что простой и скучной реальности пришел конец, равно как и простым и скучным компьютерам. Ура ретрофутуризму – нас ждут голограммы! Получаемые при помощи специальных очков HoloLens. Ну то есть как голограммы – на самом деле это версия дополненной реальности, но с просчитыванием всех параметров среды и дальнейшим вписыванием в нее как двумерных, так и трехмерных объектов. После впечатляющей, но не слишком ясной презентации технологии в январе на Build 2015 Microsoft несколько раскрывает подробности – и даже дает попробовать HoloLens в деле.

Сначала пару слов о технологиях. Очки представляют собой небольшой компьютер, надевающийся на голову, не требующий никакой привязки к внешним устройствам: не нужны ни внешние камеры, ни компьютер, никаких проводов – просто надел и шагнул в дополненную голограммами реальности. В очки, помимо собственно HPU (Holographic Processing Unit), голографического процессора, представляющего собой комбинацию из центрального и графического процессоров, встроены две пары камер на манер Kinect – по одной обычная, по одной инфракрасной. Они позволяют считывать окружающий ландшафт для дальнейшего выстраивания в нем голограмм. Перед глазами находится полупрозрачный экран, на который и подаются видимые объекты, не мешающие, тем не менее, реальному обзору – и создающие полную иллюзию реального присутствия. Звуковая система также специфична – она имитирует звучание, исходящее от конкретного объекта в пространстве. Также не обходится HoloLens и без набора датчиков: гироскопа, акселерометра и магнитометра (да, именно его, для получения информации о магнитных полях).

Как и Kinect, HoloLens умеет понимать жесты, а также голосовые команды (Cortana также задействована в работе удивительных очков) – жестами можно располагать в пространстве окна, менять их размер, листать страницы, менять громкость и так далее. Что можно делать при помощи голосового управления – и так понятно. Окей, Майкрософт.

Раз уж мы вспомнили Google Glass – ключевое отличие HoloLens как раз в том, что нет никакой необходимости завязывать работу очков Microsoft со смартфоном, например. Они полностью автономны. И не показывают крохотные картинки в районе глаза, а вполне реалистично отображают их на расстоянии. Хотите 50-дюймовую проекцию на стене? Пожалуйста. Желаете пообщаться с виртуальным роботом, двигающимся по комнате? Нет проблем. В теории звучит, конечно, фантастически. На практике, как правило, оказывается море подводных камней.

Во время вчерашней ключевой презентации демонстрировались различные варианты применения HoloLens: для визуализации архитектурных проектов, для создания реалистичных 3D-моделей человеческого тела, полезных для врачей, для обучения, для игр – на самом деле придумывать можно много чего. Но самое интересное, что можно сказать сейчас – тот простой факт, что HoloLens уже включена в экосистему Windows 10, это такая же ее часть, как компьютер на базе этой операционной системы, планшет или смартфон. То есть да, все приложения, написанные под Windows 10, можно запускать на HoloLens в виде приклеенных к стене плоских окон – из ограничений тут только вычислительная мощность системы. Трехмерные приложения надо писать отдельно – и это задача для тех самых разработчиков, которых так активно Microsoft обхаживает, еще одна сфера применения их талантов.

На Build 2015 можно было познакомиться с HoloLens поближе и самостоятельно оценить очки в деле. К сожалению, в обстановке секретности – под бдительным присмотром и без возможности снимать фото и видео. Несколько кадров удалось сделать только в специально отведенном месте, где очки покоились под стеклом. Но впечатления у меня никто не отберет.

Выглядят Microsoft HoloLens отлично – эдакий футуристический полушлем с затемненными стеклами и изящной формы двойным оголовьем. Доступны регулировки по высоте и по длине, очки фиксируются чуть ниже темечка специальным винтом – при длительном использовании это может вызвать дискомфорт. Сделаны они из пластика, а каких-то подробностей про составные элементы сказать не могу – никаких разъяснений на демонстрации не давали, а разобраться самому не было времени и возможности - даже самому держать очки в руках просто не давали.

Впрочем, дизайн и материалы еще сто раз могут измениться перед релизом. Очень надеюсь, что и в работе они изменятся кардинально. Пока «вау-эффект» минимален, показанные на демонстрациях вещи – это, конечно, пререндеренные ролики. На практике мы имеем дело с весьма условно трехмерной картинкой, напоминающей таковую на Google Glass с поправкой на то, что дается она на два глаза. Голографию напоминает слабо – и в первую очередь из-за ограниченной зоны обзора, экранчики невелики и обеспечить полное покрытие не могут. В итоге увидеть, допустим, говорящего с тобой голографического робота в полный рост невозможно – только его голову или ноги – зависит от того, куда смотреть. Причем настроить картинку так, чтобы хотя бы часть изображения была видна комфортно, очень трудно, что-то все время разъезжается.

Но эффект наложенной на реальность виртуальности присутствует, интерфейс, картинки, видео и трехмерные модели раскладываются по комнате, лепятся на стену и так далее - как и обещали в промо-роликах. Все не так ярко и реалистично, но технология существует и частично работает.

В плане управления все примерно так, как и обещалось. Жесты поддерживает, мышка перескакивает на «голограмму» как на второй экран монитора (чем очки, по сути, для Windows 10 и являются – они вполне встраиваются в новую операционную систему), голос распознается. С этим все проще, есть долгий позитивный опыт Kinect, который только и оставалось перенести сюда.

HoloLens в таком виде, конечно, больше разочаровывает – но только в сравнении с идеальными технологическими демо на сцене. Вполне следует ожидать, что прототип на ранних стадиях не будет работать предельно гладко, выдавая обещанное в конечном результате.

На данный момент существует порядка нескольких сотен HoloLens. Никаких дат или планов по коммерческим продажам устройства Microsoft не называет – пока его можно рассматривать как концепт. Но концепт, который в самом ближайшем времени может воплотиться в конечное потребительское устройство. Скорее игрушку, чем что-то кардинально меняющее представления о взаимодействии с окружающим миром – опыт Google Glass вынуждает дуть на воду даже самых ярых энтузиастов, - но чем черт не шутит, история смотрится интересно.

Подводные камни известны: перегрев, малое время работы от батареи, непреодолимый дискомфорт для многих пользователей, с трудом отыскиваемый смысл их использования, возможная дороговизна, и так далее. Но скепсис можно оставить до тех времен, когда HoloLens действительно подберется к рынку. Пока же хочется пофантазировать о дивном новом мире.