Мобильное телевидение

Главная отличительная черта нашего века — вовсе не пробки на дорогах или царствование белого воротничка. Нет, самое важное в наше время — доступность информации. Причем любой информации, причем в форме потока, нескончаемого и неостановимого.

Постиндустриальная революция оказалась еще более влиятельной, чем мы могли подумать в конце прошлого десятилетия. Компьютер из микрокосма потихоньку превращается просто в дверь, ведущую в сеть. Интернет пришел не только в каждый дом, о чем можно было догадаться еще тогда, он повис в воздухе, доступный каждому, кто готов выложить вполне осязаемую сумму. Причем скорость его уже сейчас позволяет не только скачивать и передавать крупные файлы, но и смотреть видео в потоковом режиме, «прямом эфире». То есть, фактически, организовывать телевизор из своего телефона, коммуникатора, нетбука.

Именно о нем, мобильном телевидении, мы и поговорим. При развитии Интернета, всей этой web 2.0-истерии, подкастах, видеокастах и тому подобным вещам, телеэфир не собирается уходить в подполье, кончающееся могилой. Все-таки видеокасты — это слишком обрывисто для нашего века непрерывного движения. При этом они, наряду с вышеупомянутым во вступлении способом, потоковом скачивании эфира через Сеть, — лишь один из способов смотреть телевизор, стоя в очереди в «Сбербанк».

Всего таких способа существует в наше время три:

1. Video on demand. Скачивание телевизионных программ по запросу абонента с использованием стандартного мобильного Интернет-соединения.

2. Вещание в сетях специальных стандартов (DVB-H, DVB-T, FLO TV).

3. Стриминговое телевидение с использованием обычного высокоскоростного мобильного соединения (IP-протокол).

Video on demand

Поговорим о каждом из них. Первый способ уже сейчас выглядит архаичным — скачивание видеофайлов против прямой трансляции конкуренции не выдерживает. Эта же проблема и с видеокастами — заранее записанные обращения, конечно, интересны, но в качестве информационного источника вряд ли могут работать.

Тем не менее, «контент по заказу» стал первым реализованным примером мобильного телевидения в России: программа «Видео-портал» сотового оператора «Мегафон» существует с 2004 года. Но на малоперспективность этого направления указывает и то, что других игроков в этой области попросту нет.

DVB-H

Другое дело — самые известные и уже распространенные в мире системы цифрового телевидения, — DVB-T и DVB-H. Стандарт DVB-H (Digital Video Broadcasting - Handheld) является логическим продолжением стандарта DVB-T (Digital Video Broadcasting — Terrestrial) с поддержкой дополнительных возможностей, отвечающих требованиям для переносных мобильных устройств с автономным питанием. Это цифровая система наземного вещания, позволяющая передавать сжатое видео, звук и данные в транспортном потоке MPEG.

Мобильное вещание в стандарте DVB-H работает сейчас в 13 странах, ожидается еще несколько десятков коммерческих запусков по всему миру. Наиболее развитыми рынками мобильного телевидения в DVB-H стандарте является Южная Корея и Япония. В Европе оно только получает свое распространение.

В России же DVB сейчас почти не развито. Ключевой ограничивающий фактор — необходимость развертывания отдельной специфической вещательной инфраструктуры и, как следствие, довольно значительных инвестиций со стороны операторов сервиса. Для приема сигнала также требуется соответствующее оборудование, установленное в устройстве. И если на телевизоры приемники DVB-T устанавливаются в более-менее массовом порядке, то портативных устройств с DVB-H приемниками считанное количество. Также сильно ограничивал развитие этой технологии у нас мораторий на выделение частот в диапазонах 174-230 МГц и 470-790 МГц, отмененный только в августе уходящего года.

Тем не менее, в декабре этого года сразу две российские компании заявили о запуске тестовой эксплуатации DVB-H сетей. В некоторых районах Москвы тестовую эксплуатацию DVB-H запустили компания «Кентавр», подконтрольная «Скартелу» под брендом Yota ТВ, а также дочерняя компания «ВымпелКом» «Доминанта».

Но этого пока чрезвычайно мало, и массовый выпуск устройств с DVB-H-приемниками — дело совсем не решенное. Да и сложные настройки, цена, минимум абонентских терминалов, недостаточно четкое изображение тоже не идут в плюс этой технологии.

Стриминговое телевидение

В данный момент самой актуальной выглядит именно услуга с предоставлением стримингового телевидения через обычное IP-соединение. Доступ в Интернет имеется почти на каждом выпускаемом сейчас портативном мультимедийном девайсе, будь то телефон или даже плеер (моделей со встроенным WiFi становится все больше и больше). Количество сетей растет (GPRS, 3G, 4G), специфического оборудования для предоставления контента не нужно.

На Западе по подобной технологии осуществляет вещание FLO TV, ТВ-сервис компании Qualcomm. Для работы с ним с помощью сотового телефона достаточно просто установить программу на телефон. Для работы со специализированными устройствами, вроде iPhone или iPod touch, необходимо докупать специальный адаптер. Начиная с весны нового года можно будет приобрести и специальный плеер/телевизор производства HTC, оснащенный 3,5-дюймовым экраном. FLO TV предлагает солидный комплект каналов и обеспечивает достаточно неплохой уровень услуг. Но проблема тут в том, что в России этого ТВ-сервиса пока нет. В России стриминговым вещанием занимаются другие компании.

Впервые реализация подобного сервиса мобильного телевидения была представлена в России CDMA-оператором СкайЛинк. Но первый блин вышел комом — набор специально генерируемых каналов, не доступных в обычной сетке вещания, а также необходимость покупки специального оборудования для подключения к этой услуге «похоронили» идею.

Но уже следующую попытку сделать в России стриминговое телевидение можно считать успешной. Выпущенный в сентябре 2008-го года набор сервисов SPB TV оказался полностью адаптированным к российским реалиям. Функции мобильного телевидения SPB TV позволили абоненту получать доступ к полноценному телевещанию тех же каналов, которые есть «в обычном телевизоре». Это продукт практически идентичный функционально обычному домашнему телевизору. Дополнительного оборудования докупать для доступа к SPB TV не нужно. Более того, для некоторых моделей коммуникаторов этот сервис доступен в предустановленном виде. В России первыми до установки клиента стримингового телевидения на продаваемые коммуникаторы «дозрел» тот же СкайЛинк, который осенью 2008 года представил публике коммуникатор AnyData ASP-505, работающий в сетях CDMA и имеющий «на борту» целый пакет программного обеспечения, в том числе и клиента мобильного телевидения SPB TV.

Следующий шаг к массовой популяризации стримингового мобильного телевидения сделал российский вендор коммуникаторов на платформе Windows Mobile – RoverComputers. Осенью 2009 года компания получила эксклюзивные (в рамках рынка GSM-устройств России) права на комплектацию сервисом SPB TV своих коммуникаторов под маркой RoverPC. Этот сервис поставляется бесплатно в комплекте со всеми новыми моделями коммуникаторов RoverPC, в частности, RoverPC Evo X8, RoverPC S8, RoverPC Pro G8 и новой серии имиджевых коммуникаторов RoverPC Indigo. Но в данном случае ставится облегченная версия SPB TV с ограниченным списком каналов, доступных владельцам коммуникаторов RoverPC – 5, среди них деловой канал РБК и музыкальный канал A-One. Чтобы смотреть телевизор на экране своего коммуникатора, необходимо иметь доступ к сетям Wi-Fi или 3G (в случае с моделями Pro G8 и Indigo), а также своевременно оплачивать генерируемый сервисом трафик.

Для доступа к полному пакету каналов SPB TV необходимо оплатить полную стоимость лицензии – 225 рублей. С одной стороны это, конечно, не весело. С другой – платеж небольшой и разовый – в последующем доступ к полному списку каналов не ограничен по времени и дополнительных платежей не требуется.

Клиент SPB TV доступен не только на RoverPC – программу можно приобрести отдельно и установить самостоятельно на любой коммуникатор,. И не только на Windows Mobile – устройство, но и на модели на базе платформ Symbian (смартфоны Nokia и Sony Ericsson), Android и BlackBerry.

Помимо RoverPC и SPB Software также свою попытку наладить стриминговое вещание в России предпринял и WiMAX-оператор Yota. Но проблема их сервиса по сравнению с общедоступным SPB TV — в его слишком узкой направленности, зацикленности на сети WiMAX. Фактически, он доступен только на одной модели коммуникаторов, HTC 4G MAX. И для его более широкого распространения необходима большая интеграция этой технологии, нежели та, что есть сейчас.

Заключение

Главный вывод из этого краткого обзора состояния дел мобильного телевидения в России можно сделать оптимистичный — оно есть. Один из самых очевидных, простых и понятных современных мобильных сервисов, к тому же идеально укладывающийся в тенденции всеобщей мобилизации и непрерывного доступа к информации, больше не служит прерогативой «более развитых стран».

Уровень развития мобильного телевидения в России пока, конечно, невысок. Фактически, полноценное, достойное вещание осуществляет в настоящий только в рамках стриминговых сервисов (SPB TV).

Но, безусловно, массовое проникновения мобильного телевидение в России – вопрос времени. Вслед за первопроходцами (SPB Software и RoverComputers, Yota ТВ) довольно быстро последуют другие производители ПО и коммуникаторов на совершенно разных платформах. Телевидение остается одним из самых востребованных самими широкими слоями потребителей информационным сервисом. Самым понятным и не требующим пояснений со стороны компании-оператора.

Дополнительным стимулом к возрастающему проникновению подобных сервисов станет и интерес сотовых и Wi-Fi операторов к предоставлению пользователям актуальных услуг и сервисов, активно «кушающих» высокоскоростной мобильных трафик. Сам по себе мобильный высокоскоростной Интернет интересен далеко не всем, а, вот, телевизор в телефоне захотят получить многие потребители, как следствие «подсаживаясь» на использование высокоскоростных Интернет-подключений.