Новейшие фотокамеры-ультразумы. Часть 1

Как всегда, в начале года, в преддверии и во время проведения самых крупных фотовыставок CES и PMA производители фототехники анонсируют свои новейшие разработки. В этом году среди них оказалось сразу четыре камеры класса "ультразум", которые мы решили собрать для группового испытания.

Таким образом среди участников тестирования и фигурантов нашего сравнительного обзора оказались четыре новейшие цифровые фотокамеры, оснащенные зум-объективами с кратностью от 20х до 26х, предлагающие фотографу схожие, но все же в чем-то отличающиеся наборы функций, и укладывающиеся в ценовой диапазон от 15 до 20 тысяч рублей.

В первой части обзора мы познакомим вас с особенностями дизайна, управления и функционального оснащения камер-участниц. Вторая часть обзора посвящена не менее и даже более интересному — публикации мнений нескольких фотографов, анализу качества съемки с публикацией исходных снимков, и, конечно, выводам и рекомендациям.

Читайте в первой части:

  • дизайн и эргономика
  • управление
  • функциональность

Участники обзора:

Nikon Coolpix P90
Olympus SP-590UZ
Pentax X70
Sony Cyber-Shot DSC-HX1

Вводная часть

Работа с камерой, оснащенной зум-объективом высокой краткости (ультразумом) диктует особые требования к эргономике, и за несколько лет развития подобных камер разработчики из разных компаний независимо пришли к очень похожим конструктивным решениям.

Именно этим можно объяснить тот факт, что компоновка четырех протестированных камер по многим позициям или совпадает или имеет небольшие и, в общем то, непринципиальные различия.

Также помимо широкого спектра функций, ставших практически стандартными, в каждой из четырех камер можно найти и набор самых модных на данный момент, тех, что находятся на переднем крае конкурентной борьбы. Именно в такие функции производители стараются внести хоть что-то оригинальное, что мы обязательно рассмотрим.

Конечно, в каждой из камер имеются и полностью оригинальные фирменные «изюминки», которые еще больше выделяют ее среди конкурентов. Поэтому, сравнивая модели, мы будем уделять особое внимание именно этим особенностям.

ПРИМЕЧАНИЕ:
В обзоре часто будут приводиться серии из четырех картинок, демонстрирующих сходство или отличие камер-участниц или результаты их работы (см. во второй части обзора). Везде эти серии будут размещаться в алфавитном порядке (по марке производителя): Nikon, Olympus (в первом ряду), Pentax, Sony (во втором ряду).

Поскольку в обзоре присутствует только по одной камере от каждого производителя, для краткости камеры будут упоминаться в тексте также только по марке.

Основные технические характеристики


Nikon Coolpix P90 Olympus SP-590UZ Pentax
X70
Sony
Cyber-Shot DSC-HX1
Разрешение сенсора, пикс 12 млн, 4000x3000 12 млн, 3968x2976 12 млн, 4000x3000 9,1 млн, 3456x2592
Тип, типоразмер сенсора CCD, 1/2,33" CCD, 1/2,33" CCD, 1/2,33" CMOS, 1/2,4"
Объектив 26—624 мм; f/2,8–5,0 26—676 мм; f/2,8–5,0 26—624 мм; f/2,8–5,0 28—560 мм; f/2,8–5,2
Кратность оптического зума 24x 26x 24x 20x
Тип оптической стабилизации изображения смещение матрицы смещение матрицы смещение матрицы смещение матрицы
Диапазон выдержек затвора, с 8—1/4000 15—1/2000 4—1/4000 2—1/4000
ЖК-экран откидной, 3", 230000 точек встроенный, 2,7", 230000 точек встроенный, 2,7", 230000 точек откидной, 3", 230400 точек
Диапазон чувствительности, ISO 64—1600 64—1600 50—1600 100—1600
High ISO (с уменьш. разрешения) 3200, 6400 3200, 6400 3200, 6400 3200
Творческие режимы P/A/S/M P/A/S/M P/A/S/M P/A/S/M
Количество сюжетных программ 14 19 23 13
Серийная съемка, скорость к/с (разрешение) 11, 6, 4 (до 3 Мпикс) 10 (3Мпикс), 6 (5 Мпикс) 11, 6,3, 4 (5 Мпикс) до 10 (н/д)
Запись видео (разрешение/частота к/с) 640x480/30 или 15; и 320x240/15 640x480/30 или 15; и 320x240/30 1280х720/15, 848х480/30 (16:9), 640x480 и 320x240/30 или 15 1440x1080/30 (выс.), 1440x1080/30 (станд.), 1280x720/30, 640х480/30
Форматы записи, фото/видео JPEG/
AVI
JPEG/
AVI Motion JPEG
JPEG/
AVI Motion JPEG
JPEG/
AVC(H.264)
Тип карт памяти SD/SDHC xD Picture, microSD SD/SDHC Memory Stick Duo/Memory Stick PRO Duo
Встроенная память, Мбайт 47 22 33,6 11
Интерфейсы USB/AV USB, AV, HDMI mini USB/AV, DC-in USB/AV/HDMI, DC-in
Питание литий-
ионный аккумулятор
ААх4 литий-
ионный аккумулятор
литий-
ионный аккумулятор
Вес, г (без батареи и карты памяти) 460 435 390 453
Габариты, мм 114x83x99 110,1x89,7x91,0 110,5x82,5x89,5 114,5х82,8х91,8
Ориентировочная цена, руб 15300 16400 18990 19900

Дизайн и эргономика

Один из самых важных моментов в эргономике камеры это удобство визирования в процессе съемки. Для этого во всех камерах-ультразумах, в отличие от современных «мыльниц», имеются не только ЖК-экран, но и электронный видоискатель (ЭВИ).

Конструкция ЖК-экрана разделила участниц на две группы. У камер Nikon Coolpix P90 и Sony Cyber-Shot DSC-HX1 экраны подвижные, т.е. могут принимать различные положения относительно корпуса, а у Olympus SP-590UZ и Pentax X70 экраны жестко встроены в корпус.

Откидной ЖК-экран заметно расширяет возможности съемки, поскольку позволяет легко снимать из неудобных положений (например, от уровня земли, от уровня пояса, со штатива, поверх голов впереди стоящих людей). Отметим, что у Sony Cyber-Shot DSC-HX1 экран может поворачиваться на 180 градусов — от положения "экраном вверх" до "экраном вниз". У экрана Nikon Coolpix P90 возможности чуть скромнее — от "экраном вверх" до наклона вниз на 45 градусов. Как видно из иллюстраций, кронштейн экрана крепится к корпусу камеры тоже по-разному.

Olympus


Sony

При съемке через ЭВИ обычно проще удерживать камеру неподвижно, а кроме того, такой способ визирования позволяет отключить прожорливый ЖК-экран и тем самым сэкономить заряд батарей, т.е. продлить время съемки, как по времени, так и по количеству отснятых кадров. Хотя ЭВИ имеется у всех камер-участниц, только у трех моделей он снабжен колесиком диоптрийной коррекции. Оно отсутствует только у Pentax X70, что может затруднить съемку через видоискатель для фотографов с неидеальным зрением.



Для управления зум-объективом во всех четырех камерах применяется одинаковое конструктивное решение — рычажок, совмещенный с кнопкой спуска затвора. Так что по данному показателю — паритет.



Расположены эти органы управления тоже одинаково — на краю выступа для правой руки, прямо под указательным пальцем.

Olympus


Sony

Зато выступ для правой руки (далее — ручка) у всех камер имеет оригинальную форму и отделку. Сказать, что удобнее, сложно, — это очень индивидуально, потому что зависит от размера руки и длины пальцев.

У Nikon ручка не длинная, имеет нескользящее резиновное покрытие. У Olympus самая большая (по объему) ручка, также с накладкой из резины. Ручка аппарата Pentax по глубине сравнима с ручкой Nikon, но она оформлена пластиковой накладкой, имитирующей текстуру кожи. Пальцы скользят по ней немного больше, чем по резине, но не настолько, чтобы камеру можно было выронить. Похожую отделку имеет и ручка камеры Sony, но зато это самая «глубокая» ручка — она удобна даже для длинных пальцев пианиста.



Вспышки во всех аппаратах устроены по одному и тому же принципу — в нерабочем положении они утоплены в выступ корпуса над объективом, а в рабочем состоянии — откинуты кверху под углом около 45 градусов. В камерах Nikon, Olympus и Pentax для приведения вспышки в готовность нужно нажать специальную кнопку, а в камере Sony ее «выстреливает» скрытый механизм, и только тогда, когда автоматика посчитала это необходимым.



Читайте на следующей странице:
— Управление камерами
— Функциональность

%%%

Управление

На всех четырех камерах сверху на ручке расположены кнопка включения питания и диск-селектор режимов съемки. На этом диске у всех участниц имеются следующие позиции: творческие режимы (P/A/S/M), SCENE (для вызова меню сюжетных программ), видеосъемка. На этом сходство заканчивается — у каждой модели имеются особенности.





Так у камеры Nikon на диске есть отдельные позиции для простого авторежима и автоматического режима с интеллектуальным распознаванием сюжета, позиция для спортивной съемки, две позиции U1 и U2 — для сохранения и затем быстрого доступа к двум сочетаниям настроек, выполненных в режимах P/A/S/M. На стыке верхней и задней граней корпуса расположен управляющий диск, которым удобно изменять настройки и пролистывать кадры при просмотре. Расположенная рядом кнопка DISP управляет выводом информации на ЖК-экран.

Среди дополнительных функций на диске аппарата Olympus имеются позиция для сохранения одной пользовательской настройки (My), позиция для перехода в режим просмотра (она дублирует функцию кнопки на задней панели), позиция Beauty для получения снимка с улучшенной передачей тонов кожи.

На диске камеры Pentax в числе дополнительных позиций есть спортивный режим, режим цифровой стабилизации (Digital SR), позиция для сохранения одной пользовательской настройки (USER). Отметим, что автоматический режим в камере всего один, но зато сразу с интеллектуальным распознаванием сюжета. Также на верхней панели есть дополнительная кнопка для активации режима экспокоррекции. Это особенно полезно, когда фотографу нужно сделать кадр с нестандартной экспозицией (например, при съемке в светлом или темном ключе, дополнительном затемнении на снимке закатного неба и т.п.).

У камеры Sony на диске-селекторе имеется два авторежима — интеллектуальный и простой (Easy). Также здесь есть позиции для режима цифровой стабилизации и для двух фирменных функций: съемки с рук при слабом освещении и панорамной съемки. Об этих двух режимах подробно будет рассказано на следующей странице.

На верхней панели имеется еще две дополнительных кнопки. Первая (FOCUS) обеспечивает быстрое изменение режима фокусировки, а вторая (BRK) — режима записи (одиночные кадры, серийная съемка, брекетинг). Это позволяет оперативно подстроиться под сложный сюжет. Кроме того, на краю панели рядом с кнопкой просмотра есть пользовательская кнопка «С», которую можно запрограммировать на вызов одной из трех настроек: режима Smile Shutter (Съемка улыбок), баланса белого, типа экспозамера.

У всех участниц основная часть органов управления находится на задней панели. Во всех моделях применяются мультиселекторы, кнопки которых во многом совпадают по функциям. Мы же рассмотрим только отличия, а также — функции других дополнительных кнопок, находящихся рядом.

В камере Nikon кнопкам мультиселектора назначены вполне традиционные функции, так же как и трем кнопкам, расположенным вокруг. Это включение режима просмотра; удаление лишних кадров; вызов основного меню (кнопка MENU), через которое выполняются почти все настройки, т.к. специальной кнопки для вызова важных параметров съемки в камере Nikon нет. Частично компенсирует это относительное "неудобство" то, что перемещаться по основному меню можно не только при помощи кнопок мультиселектора, как в других камерах, но и вращая управляющий диск.

А вот у камеры Olympus для вызова меню быстрых настроек используется центральная кнопка мультиселектора (OK/FUNC), что позволяет быстрее добраться и более наглядно изменить самые важные параметры съемки. Кнопка для удаления ненужных кадров (при просмотре) во время съемки включает/отключает функцию осветления теней, а рядом с верхним правым углом ЖК-экрана в углулении расположена небольшая круглая кнопка, дающая возможность быстро включить/отключить систему оптической стабилизации. Это может пригодиться при съемке с проводкой.

На мультиселекторе камеры Pentax три кнопки нагружены традиционно, а нижняя (MODE) служит для входа в меню сюжетных программ, когда диск-селектор повернут в соответствующее положение SCN. Над мультиселектором имеется дополнительная кнопка для активации режима определения лиц/съемки улыбок. Внизу, рядом с кнопкой MENU находится очень полезная зеленая кнопка. По умолчанию она быстро возвращает аппарат в автоматический режим съемки, но, что важнее, ее можно запрограммировать на вызов меню доступа к четырем важным параметрам съемки (например, ISO, баланс белого, тип экспозамера, активация функции компенсации светов).

На углу задней панели камеры Sony, под большим пальцем, находится самый интересный орган управления — управляющее колесо, которое не просто крутится для изменения параметров, но и нажимается. Это действие позволяет активировать настройку текущего параметра, а в тех режимах, где их несколько — еще и переходить от одного к другому (процесс зациклен). Очень удобное и быстрое решение.

Про мультиселектор стоит сказать только то, что его верхняя кнопка-стрелка (DISP) служит для управления выводом информации на ЖК-экран. У всех остальный камер для этого имеется отдельная кнопка. Рядом с мультиселектором находятся лишь две традиционные кнопки — MENU и «мусорный бак».

Функциональность

В данном разделе будут рассмотрены не все возможности камер-участниц (для этого существуют инструкции пользователей), а только их ключевые особенности, дающие им какие-либо особые преимущества при творческой и нестандартной съемке.

Nikon Coolpix Р90

В этой модели имеется четыре режима фокусировки: автоматическая (AF), ручная (MF), установка на бесконечность, макросъемка. Последний режим позволяет делать снимки с минимального расстояния в 1 см от объектива.

Для ручной фокусировки применяется управляющее колесо, что очень удобно, а для контроля расстояния фокусировки используется вертикальная шкала в правой части ЖК-экрана.

Среди особых режимов съемки отметим автоспуск по улыбке и отслеживание моргания фотографируемых людей. Меню с этими функциями вызывается через кнопку на мультиселекторе.

Для улучшения качества съемки сюжетов с большим перепадом яркостей применяется функция высветления глубоких теней (D-Lighting), которая имеет три градации интенсивности.

Серийную съемку камера способна производить с тремя значениями скорости 4, 6, 11 кадров/с, правда только в низком разрешении (максимально 3 Мпикс).

Панорамы камера снимает традиционным способом — с отображением в окне кадрирования области, необходимой наложения следующего кадра. При съемке панорамы камера может двигаться в любом (заранее выбранном в меню) направлении. Количество кадров может быть большим, т.к. склеивание панорамы оставляется самому фотографу. Входящее в комплект камеры приложение Panorama Maker поможет даже не очень искушенному пользователю создать на компьютере панорамный снимок из серии кадров, сделанных в панорамном режиме.

Olympus SP-590UZ

У этой камеры среди особенностей, которых нет у других участниц, отметим наличие режима заполняющей вспышки, полезного, например, при съемке портрета напротив окна.

В списке необычных сюжетных программ имеются такие творческие режимы как «Мультифейерверк» и режим мультиэкспозиции, позволяющие накладывать друг на друга два кадра.

Режим определения лиц и съемки улыбок в Olympus SP-590UZ включается при помощи отдельной сюжетной программы.

Уникальная функция Beauty, вынесенная на диск-селектор, позволяет при съемке продублировать кадр, записанный в высоком разрешении, кадром с разрешением 2 Мпикс, на котором улучшена передача тонов кожи на лице модели.

При съемке видео будет очень полезна сюжетная программа "Пре-съемка видео". В этом режиме запись видео как бы начинается примерно на две секунды раньше, чем фотограф нажал на кнопку спуска.

Для расширения динамического диапазона в Olympus, так же как у Nikon и Sony, применяется функции осветления теней. Среди режимов фокусировки отметим наличие режимов макро и супермакро, а также отсутствие ручной фокусировки.

В отличие от конкурентов, камера Olympus предлагает два разных стиля создания панорам, "склеиваемых" прямо в камере, но, правда, только из трех кадров. В одном варианте после съемки первого кадра автоматика с помощью специального маркера показывает на ЖК-экране позицию, куда фотографу нужно направить «прицел». Во втором варианте после записи первого кадра она традиционно показывает область необходимого перекрытия со следующим кадром.

Примечание:
Данная камера после тестирования побывала в двух путешествиях, и наш коллега поделился своими личными впечатлениями от съемки в поездках.

Pentax X70

В плане удобства съемки камера имеет очень интересную фирменную функцию памяти настроек (практически всех основных).

Это может здорово сэкономить время, если фотограф регулярно или с небольшими перерывами снимает одинаковые сюжеты (например, выполняет макросъемку в одном масштабе и с автоспуском или снимает много портретов в одном стиле).

Pentax также имеет широкий выбор вариантов фокусировки: автофокусировка, ручная фокусировка, режимы макро и супермакро, установка на бесконечность.

В режиме приоритета лица, который активируется отдельной кнопкой, камера распознает до 32 лиц и помещает на ЖК-экране до 15 рамок. Этот режим расширен функцией распознавания моргания. Имеется и другое модное расширение — Smile Capture (съемка при распознавании улыбки).

Очень удобно реализована функция отображения зоны фокусировки в режиме следящей автофокусировки, которая применяется при съемке спортсменов и других быстро движущихся объектов. Рамка меняет форму с прямоугольной на круглую, ярко подсвечивается зеленым и перемещается по экрану вслед за отслеживаемым объектом.

Во время съемки динамичных сюжетов, когда нет времени отслеживать настройки, также будет весьма полезна функция автокорректировки чувствительности в пределах заданного диапазона (ISO100–200, 100–400, 100–800, 100–1600).

Стоит отметить, что в отличие от всех остальных камер из нашего обзора, в Pentax X70 для расширения динамического диапазона (ДД) применяется не функция для осветления теней, а функция для компенсации ярких зон, что, по моему мнению, более востребовано, поскольку в камерах с небольшим ДД чаще безвозвратно пропадает информация как раз в самых светлых областях изображения (например, белые облака, блики на воде, ярко освещенные волосы).

Sony Cyber-Shot DSC-HX1

Разработчики снабдили камеру очень гибкой функцией для съемки портретов. Начнем с того, что помимо уже ставшего «стандартным» автоматического распознавания лиц здесь имеются расширенные возможности: помимо авторежима определения лиц можно сделать приоритетным распознавание лиц детей, либо более высокий приоритет отдать определению лиц взрослых.

Если у конкурентов имеется функция автоспуска при распознавании улыбки в кадре, то в модели Sony Cyber-Shot DSC-HX1 имеются более гибкие настройки — можно задать необходимую интенсивность улыбки, причем двумя способами — ступенчато (три значения) или при помощи движка на экране.

Уникальной и весьма впечатляющей по скорости работы функцией в данной камере является панорамная съемка. Начнем с того, что она подразделяется на стандартный и широкий режимы, что влияет на угол захвата. Далее скажем, что съемку можно вести, двигая камеру в любом требуемом направлении (влево, вправо, вверх и вниз). При этом ничто не мешает развернуть камеру вертикально, чтобы получить снимок с большим разрешением по высоте. И самое главное — панорама «сшивается» в камере автоматически, почти мгновенно — она готова через пару секунд после завершения съемки. Приведем возможные размеры панорамы: стандартная – 3424х1920 или 4912х1080, широкая — 4912х1920 или 7152х1080.

Возможности скоростной серийной съемки (до 10 к/с), применяемые при создании панорам, также используются в еще одной уникальной функции — съемке с рук при плохом освещении. Так при съемке неподвижного предмета в сумерках камера, записав серию кадров, совмещает изображения, избавляясь от нечетких деталей и цифрового шума (съемка ведется на высокой чувствительности). Весьма впечатляющие результаты можно оценить во второй части обзора.

Напоследок отметим, что Sony Cyber-Shot DSC-HX1 способна снимать видео в наибольшем среди участниц количестве режимов, в том числе, с HD-качеством. Но видео лучше увидеть, чем прочесть о нем. Примеры тестовой съемки опубликованы во второй части обзора.

Итак, читайте во 2-й части обзора:
— Мнения пользователей
— Качество съемки
— Примеры съемки (превью и исходные файлы)
— Дополнительные снимки самих фотокамер
— Подведение итогов

— Резюме