Зачем все это?
Чтобы протестировать Интернет вещей, сэкономить ресурсы и улучшить жизнь горожан. Выбор пал на густонаселенный участок в Марьино, на юго-востоке Москвы. Тут семь жилых домов, две школы, детский сад.
Людмила Михайловна Савченко — старшая по подъезду в одном из домов. До пенсии она работала главным бухгалтером. А сейчас занимается вопросами ремонта, ходит на все собрания жильцов и знает по имени каждого дворника в округе.
За развитием смарт-квартала Людмила Михайловна следит с самого начала. Она помнит: жители не хотели, чтобы их район «поумнел». «Были собрания, все отказывались, но на нас надавили, — признается активистка. — Пришлось участвовать».
На территории в прошлом году сделали ремонт. Параллельно внедрили технологии: зарядку для электромобилей, умное освещение и домофоны, Интернет вещей для учета электроэнергии. Почти все инновации «на ходу», кроме бесплатного Wi-Fi.
Смартфоны вместо ключей и видеочат в лифте
Первым делом отправляемся смотреть на смарт-домофоны. Людмила Михайловна набирает код, слышится роботизированное: «Добрый день». Домофоны умеют здороваться. А еще они оснащены дисплеем и камерами.
Есть и продвинутый вариант домофона. «Он больше для молодежи», — замечает консьержка Елена, с которой мы познакомились во время прогулки. В качестве ключа можно использовать смартфон с приложением «Умный домофон».
«Через программу можно подключиться к внешней камере и в режиме трансляции посмотреть, кто пришел в гости», — рассказывает Артем Перелыгин, один из жителей.
«Навороченные» устройства стоят не в каждом подъезде. Дело в деньгах: ежемесячная плата за такой домофон с каждой квартиры составляет 90 рублей, что дороже обычного домофона на 25 рублей.
В домах заменили лифты. Там тоже инновации: около кнопок дисплеи, рядом встроена камера для общения с диспетчером. Под потолком еще одна, непрерывно все записывает. «Помогает от вандалов», — радуется Людмила Михайловна, показывая нам лифт.
Мы нажали «Вызов» и начали видеочат. Оказалось, что мы «позвонили» не в обычную диспетчерскую, а в местный Ситуационный центр. Туда можно пожаловаться на любую коммунальную проблему. Что и сделала Людмила Михайловна:
«Пользовались, нам понравилось, — делится впечатлениями Артем Перелыгин. — Прямая связь по всем вопросам: если лифт сломался, нет света в доме или воды».
Инновационное ЖКХ
Диспетчерская тоже попала под обновление — превратилась в ситуационный центр. «Очень много денег на ремонт потратили», — заметила Людмила Михайловна, впуская нас внутрь — по знакомству с начальницей участка.
«Все сотрудники недавно получили карточки-ключи, — рассказывает Валентина Ивановна Мельникова, та самая начальница участка. — Каждый проход к коммуникациям фиксируется по картам». Раньше служащим приходилось брать обычные ключи, а затем возвращать.
Электронные замки, к которым нужно приложить ключ, стоят почти везде.
«У нас много ноу-хау, — продолжает Валентина Ивановна. — В домах сделали регулировку температуры с помощью специальных датчиков. Вот зима была разной, то теплой, то холодной. В квартирах топили в зависимости от температуры».
Этим занимаются автоматизированные узлы управления системой отопления. В итоге город не расходует лишнюю энергию, а население за это не платит. Экономия на человека — от шести до восьми рублей с квадратного метра в месяц. Владелец «однушки» может сберечь чуть больше 200 рублей.
На крыше ситуационного центра поставили метеостанцию. Она измеряет температуру, влажность и направление ветра. Все показатели — на экранах у сотрудников. Там же баланс электроэнергии: сколько пришло на трансформаторную подстанцию, сколько ушло в каждый дом. За это отвечают 60 «умных» приборов в трансформаторных будках и в домах.
Город сможет сэкономить 120 тысяч киловатт-часов электроэнергии. Это средний расход за год на 1000 человек.
Зарядка для электрокаров, сортировка мусора и «Большой брат»
«Заправка для электромобилей?, — нахмурился житель Дмитрий, которого мы остановили на улице. — В последний раз видел такое в Дубае. Тут она вряд ли есть».
Есть: притаилась среди обычных парковочных мест под специальным дорожным знаком. Станцию установила «Московская объединённая электросетевая компания», которая развивает общественную сеть «зарядок».
Просто так ее не открыть: нужна карта клиента, ее дают бесплатно в офисе компании. С собой придется захватить паспорт и свидетельство о регистрации транспортного средства. Зато сама зарядка бесплатная.
Хоть и не все жители о ней знают, зарядка нарасхват. По данным МОЭСК за первые 1,5 месяца работы потребление составило 538,4 кВт/ч. Столько же энергии за два месяца тратит семья, у которой есть холодильник, телевизор, плита, компьютер и стиральная машинка.
«В основном одна и та же машина заряжается, — припомнил местный дворник, — Но иногда приезжают электрокары из других районов». Людмила Михайловна жалуется, что это боль для жителей: «И так парковаться негде, а теперь и соседи едут».
Идем дальше, к центру квартала. И замечаем разноцветные баки для мусора: отдельно для пластика, бумаги, стекла и металла. Внутри стоят датчики заполняемости. По ним коммунальные службы определяют, когда нужно опустошить контейнеры.
«В основном молодежь пользуется, — признается Людмила Михайловна, когда мы проходим мимо. — Для нас, пенсионеров, тяжело это — разделять, потом все относить».
И все же люди втягиваются в сортировку мусора: в подъездах сами поставили емкости для пластиковых крышек. Их нужно откручивать перед тем, как выкинуть бутылку в бак. Когда емкость заполняется, кто-то из жильцов везет ее в официальный пункт приема. А оттуда крышки поедут на мусороперерабатывающий завод.
Пока мы гуляем по окрестностям и подъездам, за нами всюду следят камеры видеонаблюдения. Их установили недавно. По словам Людмилы Михайловны, полиции стало легче.
«Когда у соседа украли велосипед, преступника нашли быстро, это местный наркоман, — делится активистка. — Велик он, правда, продал, но понес ответственность».
Жители тоже могут следить за порядком: подключаться к любой камере и смотреть трансляцию на сайте. Но для этого должна быть прописка в смарт-квартале.
Счетчики из будущего и странные дисплеи
Интернет вещей решили протестировать на коммунальных услугах и бесплатно установили умные счетчики. Они сами высчитывают показания по расходу электроэнергии и передают данные в «Мосэнергосбыт».
В теории жильцу остается только заплатить, но на практике все иначе. «Со счетчиками удобнее не стало, — вздыхает Артем. — Скорее наоборот. Иногда они ошибочно отправляют данные, приходит неправильный расчет». Так что приходится перепроверять цифры в личном кабинете.
Главная загадка для местных — экраны в подъездах. Одни работают, другие просто пылятся. «Мы не хотели, чтобы их вешали, — жалуется Людмила Михайловна. — Сначала сказали, что на них будет информация о районе. Потом что экраны отдают под рекламу. Но этого не произошло — нет финансирования».
Выключенные мониторы снимать пока не планируют. Те, что работают — не сенсорные, на них транслируются объявления и телефоны разных служб. «Непонятно, для кого они: нам без надобности, а молодые все в интернете ищут», — замечает Людмила Михайловна.
Чиновникам дисплеи тоже не нужны, об их состоянии особо не заботятся. На каждом экране высвечивается «Активация Windows». То есть, «винда» у ответственных айтишников не настроена до конца. Или вообще пиратская.
«Очень умные светильники»
Так Людмила Михайловна называет систему освещения, которую установили на лестницах, на площадках у лифтов.
«Есть обычные светильники, которые всегда горят, а есть те, которые для экономии, — объясняет она. — Если на этаже никого нет, лампы горят мощностью 3 ватта, а когда приходят люди, свет становится ярче до 10 ватт».
На лестницах светильники реагируют на звук, убеждена консьержка одного из домов. Мы проверили, так и есть: стоит подойти, как свет зажигается, а затем гаснет, когда шаги стихают. Такое освещение может сэкономить городу до 80% электроэнергии.
Но не все разделяют восторг пенсионерки. Во дворе мы встретили мужчину, который очень недоволен освещением. «Лампы постоянно моргают, раньше такого не было», — сетует прохожий. Говорит, что уже писал жалобы, но пока все без толку.
Безопасность и жизнь без проводов
В каждом доме на этажах установили систему пожаротушения. «Реагирует на дым и сама вызывает 'пожарку'», — говорит Людмила Михайловна. Теоретически — в действии ее еще не проверяли. Так умеют не все сигнализации. Некоторые предусматривают, что пожарных вызовет охрана или консьерж.
Под козырьками подъездов спрятались новые «матюгальники». Так жители ласково называют систему оповещений. Она есть не только снаружи, но и внутри домов. К радости местных жителей «тревога» еще ни разу не включалась.
Небо тоже прошло апгрейд — зачистку от проводов. Это называют «кабельной канализацией». Без лишних кабелей сбоев связи будет меньше, рассчитывают чиновники.
«Приезжали ребята, убирали провода в большие бочки и закапывали под землю, — вспоминает наша спутница. — Грязи-то было! Теперь кабели где-то здесь» — показывает на несколько обычных люков между домами.
Под землю спрятали провода от новых уличных фонарей. Правда, некоторые шнуры все равно остались в небе, их обещают убрать в будущем.
«Половина населения не в курсе, что они живут в смарт-квартале, — резюмирует Людмила Михайловна. — Народ толком не вводили в курс дела обо всех технологиях». О них рассказывали лишь на собраниях, которые посещает 10-15 активных граждан. В основном это пенсионеры.
«С технологиями лучше стало, особенно для молодых, — считает она. — Они хоть заинтересовались тем, что вокруг происходит. К ремонту у нас есть вопросы, а остальное пока устраивает. Плохое, конечно, всегда можно везде найти, но нужно уметь видеть и хорошее».
Читайте также: