Обзор Fujifilm FinePix REAL 3D W1: первая в мире 3D-фотокамера

Новый год по всем признакам должен стать натурально «годом трехмерности». Полазив по восточным календарям, вы такого, конечно, не найдете, но стоит последить за тенденциями на рынке потребительской электроники — и услуги календарей уже не понадобятся. Взять, например, последнюю CES — букво-цифросочетание (простите за выражение) HD 3D было там едва ли не самым популярным. 3D-ноутбуки, 3D-проекторы, 3D-телевизоры, конечно же. А успех фильма «Аватар»? А заявленный формат Blu-ray 3D, контент в котором следует ожидать уже этой весной? Вот и с этим, уникальным, первым в своем роде аппаратом нам довелось познакомиться на очередной вечеринке, устроенной NVidia в поддержку своей трехмерной технологии 3D Vision, где помимо камеры были и мониторы, и проекторы, и фоторамки, и игры, заточенные под 3D-отображение. И, кстати, фоторамка приехала к нам вместе с этой камерой.

Но, конечно, большую часть внимания мы уделим именно камере. Основные характеристики Fujifilm FinePix REAL 3D W1: двухлинзовая и двухматричная система; разрешение CCD-матриц — 10 МПикс., физический размер — 1/2,3''; максимальный размер снимка —3648x2736; разрешение видео — 640х480; светочувствительность — от 100 до 1600 ISO; 3D ЖК-дисплей диагональю 2,8’’; тип карты памяти — SD/SDHC; минимальная дистанция фокусировки — 0,08 м; скорость серийной съемки — 3 кадра/с; мультизонная и точечная фокусировка; шесть режимов съемки; четыре режима съемки; формат фото — JPEG, форматы видео — MPEG, AVI; HDMI-выход, USB-выход. Цена — 25 тысяч рублей.

Технологию получения 3D-снимков легко «вычислить» по техническим характеристикам. Да, два объектива и две матрицы. Получаем стереоскопическое изображение, обрабатываемое подготовленным для этого процессором. Позволено снимать как мгновенно, в автоматическом режиме, с задаваемыми процессором настройками, так и после ручной настройки двух систем съемки независимо друг от друга, чтобы снимать одновременно два разных изображения одного объекта.

Чуть подробнее непосредственно о технологии. Стереофотография, вообще-то, дело не новое: первый стереоскоп (устройство для просмотра объемных картинок), создал Чарльз Уитстон в 1837 году, Дэвид Брюстер развил эту тему, подробно расписав принципы стереофотографии. Принцип работы: сфотографировать какую-либо сцену с двух точек, расположенных на некотором расстоянии друг от друга (примерное расстояние между глазами человека), а затем расположить получившуюся пару снимков (так называемая стереопара) так, чтобы один глаз видел только один снимок, а другой глаз—второй. Мозг полученную картинку «достраивает» до «объёмного» вида.

Как на Fujifilm FinePix REAL 3D W1 получаются два разнесенных по расстоянию снимка, мы уже написали. Остается совместить их с помощью процессора, сохранить в специальном формате (MPO, при этом в обычном формате JPEG сохраняется только один из двух снимков) и вывести на экран специальной конструкции, на основе Light Direction Control System, формирующий отдельное изображение для каждого глаза. Соответственно, если смотреть на такой экран непосредственно под прямым углом, то создается иллюзия объемной картинки. Если угол не прямой, тогда мы видим одну картинку.

Более сподручно просматривать трехмерное фото и видео с помощью системы Nvidia 3D Vision, о которой мы уже писали, и которая с тех получила значительное развитие (широкий выбор мониторов, 3D-проекторы). Также трехмерные фотоснимки можно распечатывать, но по очень сложной, громоздкой схеме — для этого необходимо файлы пересылать в Британию и ждать уже оттуда отпечатков в виде бумаги, ламинированной микролинзами (если помните, подобные «объемные» картинки, переливающиеся и меняющие вид под разными углами обзора, мы могли рассматривать в детстве).

Дизайн и конструкция

Малость приоткрыв завесу тайны над использующимися в «первой в мире 3D-фотокамере» технологиями, теперь перейдем к более приземленным вещам. Рассмотрим поближе Fujifilm FinePix REAL 3D W1. Внешне это — вполне стандартная «мыльница» со сдвижной крышкой объективов (тут — во множественном числе, да). Алюминиевый корпус черного цвета, сдвижная крышка объектива, работающая одновременно и выключателем, пластиковая серебристая окантовка.

В принципе, довольно изящное оформление, если бы не размеры — 124x68x26 мм. Вес — 260 грамм с батареей и картой памяти. Это очень много для такой камеры, в итоге создается впечатление чего-то такого, пленочно-мыльного из середины 90-х. Но не берусь утверждать, что у вас создастся то же впечатление. Дизайн — штука субъективная. Смотрите фотографии.

В карман такую вещь, сами понимаете, не положишь. 260 грамм веса и 3 сантиметра толщины — это, конечно, не сверхкомпакт. Такие цифры объясняются не только наличием в корпусе двух матриц и двух объективов, но и алюминиевой рамой, отвечающей за устойчивость положения обоих объективов.

Лицевая часть Fujifilm FinePix REAL 3D W1: гладкая черная поверхность, сдвигающаяся крышка, на которой выгравировано лого фирмы-производителя, а также волшебная плашка 3D, подсвечивающаяся голубым при включении аппарата.

Под крышкой мы видим два идентичных объектива с вписанными в единые блоки к ним микрофонами. К стереокартинке полагается и стереозвук. По центру находится стандартная для фотокамеры непрофессионального уровня вспышка.

Левое ребро свободно от функциональных элементов.

На правом ребре — проушина для ремешка, а также прикрытые крышечкой порт соединения с ПК и разъем для зарядки.

На верхнем ребре мы видим ИК-датчик, рычажок зума и кнопка спуска.

Снизу — болтики, динамики, техническая информация, а также прикрытый крышкой аккумуляторный отсек. Он же — отсек для карты памяти, которая вставляется в соседний с батареей слот.

Сзади находится 2,8-дюймовый экран с двумя вертикальными наборами клавиш по бокам от него. Клавиши, выполненные в виде сдвоенных блоков с выделением рельефом. Выделение небольшое, пользоваться этими клавишами не слишком удобно.

Назначение правого блока клавиш описывать не будем, они полифункциональны и типичны для современных фотокамер. Отметим только, что смена специфических параметров съемки (диафрагма, выдержка, светочувствительность и т.д.) в ручном режиме осуществляется в два «присеста»: сначала вызывается отдельное меню, а там уже — нужный параметр.

А вот слева — нетипичный блок. Наверху — вызов меню режимов, а также переключение между видео и фотосъемкой. А вот ниже — регулировка параллакса (разницы по расстоянию между парой изображений, определяющую трехмерный эффект), а также переключение между двухмерным и трехмерным режимами съемки.

Все кнопки подсвечиваются голубым цветом.

В целом интерфейс достаточно запутанный и местами организованный против всякой логики. К примеру, чтобы запустить просмотр видео, нужно нажать на клавишу «вниз» вместо логичных Play или хотя бы «вправо». Но ключевым эргономическим недостатком Fujifilm FinePix REAL 3D W1 стоит считать необходимость держать камеру аккуратно за самые уголки, что и опасно (так и выронить недолго!), и неудобно. Без ремешка лучше ей не пользоваться. А такой необычный хват объясняется расположением одного из объективов в самом углу, отчего заслонить его пальцем ничего не стоит.

Экран работает в двух режимах: трехмерном (о нем мы написали выше) и обычном. Экран достаточно неплохой: крупный, яркий (есть режим увеличения яркости по нажатию одной кнопки, что помогает справиться с бликами), четкий.

Комплектация

  • Зарядное устройство
  • USB-кабель
  • Программное обеспечение FinePixViewer, позволяющее помимо обычной функциональности работать с MPO и 3D AVI файлами. В частности, сводить два обычных снимка в один стерео-MPO
  • Документация

Фоторамка Fujifilm FinePix REAL 3D V1

Вот он — один из вариантов смотреть трехмерные фотографии. Не самый лучший, честно говоря. Тут применена та же, что и на экране камеры, технология Light Direction Control System, при которой получить иллюзию трехмерности можно, только глядя на картинку под прямым углом.

Основные характеристики Fujifilm FinePix REAL 3D V1: 3D/2D переключаемый цветной дисплей c барьером параллакса, диагональ — 8 дюймов, разрешение — 800x600 (3D: 400x600x2 канала), форматное соотношение дисплея — 4:3, яркость — 250кд/м2; внутренняя память — 512 Мбайт; совместимые форматы изображения — JPEG, MPO, AVI, 3D-AVI; цифровой вход/выход; USB коннектор — mini-USB (Тип B); слоты для карт памяти xD, SD, SDHC; ИК-порт; размеры —216x162x30.9 мм, вес — 630г. (включая подставку).

Рамка сделана из черного пластика, глянцевая спереди, матовая сзади и по бокам. Маркую лицевую поверхность советую протирать исключительно тряпочкой из микрофибры, от салфеток остаются царапины. Но со включенной подсветкой сенсорных (да, здесь применены именно они) клавиш и чистая, она смотрится очень неплохо. Как восьмидюймовый телевизор, если позволите.

Подставка — небольшая пластиковая палочка, крепится на шарнир. Снизу центрального выступа — все интерфейсы, сверху — кнопка включения, сбоку — прикрытый крышкой слот для карты памяти. Через ИК-порт можно передавать фотографии прямиком с камеры (на Fujifilm FinePix REAL 3D W1 тоже есть инфракрасный порт). Правда, в таком режиме придется долго ждать, пока они появятся на экране. Но и с карты памяти «толстые» 3D-снимки подгружаются небыстро.

Настройки: слайд-шоу, громкость, фоновая музыка, эффект смены кадра. Обычный набор для цифровой фоторамки. Но есть еще и настройка параллакса, и упомянутое 2D/3D переключение.

Сам по себе экран достаточно четкий, очень яркий, отличается естественной цветопередачей, да и размеры для такого рода устройства оптимальны. Возможность воспроизведения видео (трехмерного, в том числе) тоже радует.

Но в общем и целом неплохая, по сути, фоторамка с возможностью воспроизведения 3D выглядит довольно нерентабельным вариантом по цене в 16690 рублей. Трехмерное видео и трехмерные фотографии лучше смотреть на другой технике (читай — «полноразмерные» мониторы и проекторы), а простую фоторамку можно купить и за значительно меньшую сумму.

В работе

Переходим непосредственно к описанию возможностей камеры. Не тестированию, а именно описанию. Дело в том, что тестирование подразумевает некое сравнение на выходе, положение тестируемого по отношению к конкурентам, что в данном случае невозможно, так как конкурентов у Fujifilm FinePix REAL 3D W1 на данный момент просто нет. И неизвестно, когда они появятся. Так что раздел непосредственно фотографических возможностей камеры будет напоминать подобный у другой экспериментально-серийной модели — фотоаппарата со сменными матрицами Ricoh GXR.

Настройки для «плоской» съемки в большинстве своем аналогичны тем, что есть в других «мыльницах». Сюжетные режимы (естественное освещение, естественное освещение и вспышка, портрет, пейзаж, спорт, ночь, ночь (штатив), закат, снег, пляж, под водой, вечеринка, anti blur), определение лица, ручной режим, режимы приоритета диафрагмы и программный, таймер, несколько режимов для вспышки, макросъемка, размер снимка, соотношение сторон и т.д. Ручного выставления баланса белого нет, равно как и других «продвинутых настроек». В принципе, авторежима хватает для большинства ситуаций. Ручные режимы там, где не справляется местный авто, в принципе, не помогают: возможностей настройки не хватает для того, чтобы «исправить» ситуацию. Недостаток интерфейса — отсутствие среди доступных языков русского. Что, впрочем, вполне исправимо в будущих прошивках.

2D-съемка для Fujifilm FinePix REAL 3D W1 не является столь уж важной, поэтому и прилагать к обзору галерею из 226 тестовых снимков не будем. Немного прилагается выше.

Камера ведет себя в 2D-режиме так, как и должна себя вести современная 10-мегапиксельная «мыльница». На высоких ISO шумит и привирает по цветопередаче, даже при не слишком слабом освещении то и дело норовит включиться вспышка (а если и не включается, то снимки зачастую получаются нечеткие), ошибается с балансом белого; при достаточном естественном освещении демонстрирует неплохую цветопередачу, снимки четкие, детализация достаточно высокая. Но все это относительно. Да, Fujifilm FinePix REAL 3D W1 снимает лучше мобильного телефона, но... Но не для обычных же фотографий ее стоит покупать.

Трехмерный снимок сделать с помощью Fujifilm FinePix REAL 3D W1 совсем несложно. В авторежиме достаточно просто нажать на спуск — два кадра сами сольются в стереопару. Настраивать можно параллакс (уровень сведения стереопары), вертикальное положение левого объектива (OPT AXIS CONTROL), а также степень глубины стереоэффекта (три ступени — 3D LEVEL). Съемка возможна как в смешанном формате JPEG+MPO, так и только в MPO. Можно делать два кадра одновременно, можно и поочередно, в этом случае первый кадр остается на экране в полупрозрачном виде. Создать таким образом стереопару непросто, но можно. Этот метод рекомендуется использовать для съемки из движущегося объекта (автомобиля, самолета).

Стереобаза в 77 мм ограничивает глубину эффекта трехмерности, но для выделения переднего плана, создания «выносных» объектов этого хватает, особенно зафиксированных на удалении где-то от одного до четырех метров. Для пейзажей и макро-объектов эффект может показаться слишком слабым (в первом случае) или слишком сильным (во втором). Fujifilm FinePix REAL 3D W1 не «творит трехмерность», нет. Камера дает такую возможность, а вот применять эту возможность нужно учиться самим: выбирать объекты, примеривать расстояние, находить выносные детали. 3D-фотосъемка — это уже отдельное от фотографии в общем понимании, совершенно новое искусство, и в нем нужны особые навыки.

На этих трех снимках вполне легко можно увидеть два кадра, наложенные друг на друга. В архив помещены несколько файлов в формате MPO. C помощью ПО, скачиваемого с сайта Fujifilm при наличии нужного оборудования можно посмотреть трехмерные снимки. Понимаю, конечно, что такая возможность есть не у всех, но у кого есть — милости прошу.

Особенности есть и при 2D-съемке. Есть три необычных режима, связанные с наличием двух объективов и двух матриц:

Съемка одновременно в широкоугольном и телефото положении (с заранее отрегулированным зумом) объективов.

Съемка с разными числами ISO и выдержкой — это позволяет получить одновременно два снимка, с «размазанным» задним планом, и с четким.

Съемка одновременно в двух цветовых схемах. В частности, съемка одного объекта в цвете и монохромно.

Видео. Максимальное разрешение съемки видео на Fujifilm FinePix REAL 3D W1 — 640x480. В наш век HD этого, конечно, недостаточно. Тем более для просмотра трехмерной картинки, довольно требовательной к разрешению. Пример снятого видео в формате 3D AVI, тут, в приложенном файле.

Просматривать на обычном компьютере его нет большого смысла, но, тем не менее, при желании можно это сделать или на специальной программе от Nvidia, или на Light Alloy. Можно будет увидеть два совмещенных видео.

Резюме

Как и любая новаторская, первая-в-своем-роде, вещь, камера Fujifilm FinePix REAL 3D W1 не лишена недостатков. Причем довольно многочисленных и заметных, как то: спорная эргономика как клавиш, так и меню, неудобный хват, посредственное качество съемки в сложных условиях, тяжелый вес и большие размеры. И цена, конечно же, цена! 25000 рублей — это серьезный ограничитель.

Но подходить к уникальной вещи с привычными мерками бессмысленно. Все мерки сняты с чего-либо, они сравнительны, а этот аппарат, повторюсь, сравнивать не с чем. Он (пока что) уникален, это первая серийная 3D-камера, первая возможность рядового потребителя создавать трехмерные фотографии и видео без заморочек с программами наложения снимков друг на друга и двумя камерами. Купил один девайс — и готово. Насколько именно вам нужна возможность создавать 3D-полотна, никто кроме вас не решит. Еще раз повторюсь, 3D-фотосъемка — это отдельное от фотографии в общем понимании, совершенно новое искусство, для нее нужны особые навыки. И в этом искусстве пока нет еще занятых ниш, каждый «3D-фотограф» становится значимой фигурой, первооткрывателем.

Только возникает вопрос — кто будет ваши творения ценить, кроме вас самих? Да и на чем именно вам смотреть свои шедевры? Кажется, что Fujifilm с помощью системы Light Direction Control System сумела преодолеть зависимость от очков или специальных навыков (вспоминаем стереокартинки с обратных сторон школьных тетрадок). Но это преодоление пока очень ограничено — эффект погружения не сильный и очень сильно зависит от угла зрения. Развитие технологии, возможно, решит эту проблему, но пока хочется порекомендовать какие-то иные решения, вроде Nvidia 3D Vision, со специальными очками и массивными системами вывода картинки. Впрочем, в этом году ожидается бум 3D-технологий — так что, возможно, уже скоро эта проблема будет казаться смешной.

Александр Бабулин