Предварительный обзор фотокамеры Olympus OM-D E-M1: навороченный флагман

Как и предполагалось в обзоре Olympus PEN E-P5, в сентябре японская компания представила новый флагман, оставив старшему PEN нишу чуть пониже. Новинка, получившая название OM-D E-M1 (да-да, именно так, после E-M5 вышла E-M1 — и не спрашивайте про политику, которой придерживается фирма, именуя свои камеры), получила всё, чем могли похвастаться предыдущие топовые беззеркалки компании и много больше. Эта модель призвана заменить не только непосредственную предшественницу E-M5, но и зеркальную камеру E-5 — да, производство зеркалок Olympus потихоньку сворачивает (либо приостанавливает — покажет время).

Прошлогодняя Olympus OM-D E-M5, несмотря на свой флагманский статус и соответственную стоимость, оказалась одной из самых успешных беззеркалок в мире — и по регалиям, полученным от журналистов и фотографов, и по продажам. Казалось бы, чтобы развить успех, Olympus было бы достаточно внести косметические изменения в удачную концепцию, но японская компания явно намерена развить и приумножить успех модели. Обновление очень обширное: новая гибридная система автофокуса, очень большой электронный видоискатель, новый процессор TruePic VII, встроенный Wi-Fi, полностью новая эргономика, повышенный уровень защищенности корпуса.

Внешне OM-D E-M1 сильно отличается от предшественницы. Сказывается полностью новая эргономика корпуса: с большим выступом под хват правой рукой; с заимствованной с модели PEN E-P5 системой управления 2х2 с двумя селекторными кольцами, размещенными на верхней панели, и переключателем их функций; с новой двойной клавишей управления протяжкой и автофокусом, занявшей место селектора режимов, сместившегося направо. И даже по тем нескольким десяткам минут, что мне удалось пообщаться с камерой, надо сказать, что это изменения к лучшему. Управление стало заметно более оперативным за счет большого числа аппаратных клавиш, а хват — значительно более естественным. Да, нанесен урон внешнему изяществу E-M5 — но, думается, для камеры подобного формата это более чем обоснованные жертвы. За изяществом стоит обращаться к PEN E-P5, камере, очень близкой по характеристикам к прошлогоднему флагману.

При этом E-M1, конечно же, не стала намного крупнее — именно ее приемлемые габариты при максимальной функциональности и достаточно высоком качестве съемки и сделали серию столь популярной; выступ несколько прибавляет габаритов, но не настолько, чтобы это стало критично.

Корпус, как и ранее, пыле- и брызгозащищен. Но на E-M1 добавилась еще и морозоустойчивость — камера не должна терять работоспособность при температурах до -10 градусов Цельсия.

Ключевым новшеством E-M1 можно считать гибридный автофокус DUAL FAST AF — в новую матрицу (Micro Four Thirds, 16 мегапикселей) встроены фазовые датчики. Причем это редкий случай, когда гибридный автофокус применен не для повышения скорости и точности его работы, а для поддержки максимальной линейки объективов. Объективы Four Thirds работают с фазовым детектированием, в то время как с форматом Micro Four Thirds используется контрастный автофокус. Для крепления объективов Four Thirds используется специальный адаптер, никак не ограничивающий возможности использования камеры, — и именно за счет этого появилась возможность заместить одновременно и беззеркальную E-M5, и зеркальную E-5. По скорости и точности работы нового автофокуса можно будет сказать что-то определенное только при полноценном тестировании камеры.

Другим важнейшим обновлением стал новый электронный видоискатель с кратностью увеличения 1.48х (что примерно на 1.3х больше, чем в зеркальных камерах), разрешением в 2,360,000 точек и очень большой площадью, реально сравнимой с той, что мы можем видеть на оптических видоискателях профессиональных фотокамер. Естественно, электронный видоискатель предлагает весь спектр настроек предпросмотра, что есть в режиме Live View — например, можно увидеть HDR-снимки в EVF прежде, чем вы сделаете кадр. Это один из лучших электронных видоискателей сегодня на рынке, безусловно сравнимый с теми, что устанавливаются на топовые камеры Sony, или даже превосходящий их.

E-M1 — первая камера Olympus с процессором нового поколения TruePic VII, который должен обеспечить максимальную скорость и гладкость работы; также предлагается новая технология обработки кадра New Fine Detail Technology II. Доступны все привычные по камерам Olympus программные навороты: множество творческих фильтров (их число на E-M1 расширено еще двумя), творческие рамки, функция Live Bulb, склейка HDR, мультиэкспозиция, интервальная съемка; знакомая по E-M5, но не перешедшая на другие камеры Olympus регулировка светов и теней с помощью выставляемой вручную кривой.

Выше вы можете увидеть примеры снимков с различными творческими фильтрами.

Из нового выделяется режим Colour Creator, позволяющий играть с цветом, всего лишь изменяя положение ручки регулировки на верхней части камеры с оценкой результата в режиме реального времени. Система достаточно удобная, хотя и будет полезна только тем, кто предпочитает как можно меньше возиться с отснятым материалом на компьютере, снимая сразу в JPEG и обрабатывая прямо внутри камеры.

Выше вы можете видеть примеры снимков с различными настройками цвета. Портрет снят со стандартным (слева) и настроенным вручную цветом (справа).

Встроенный модуль Wi-Fi реализован так же, как на модели E-P5, соединение между камерой и смартфоном устанавливается после считывания QR-кода, что менее удобно, нежели контакт по NFC, но предпочтительнее ввода пароля. На смартфоне, помимо уже известных вещей, можно будет регулировать настройки камеры вручную (ранее режимы P, A, S, M были недоступны), просматривать в реальном времени снимки, сделанные с применением функции Live Bulb.

Безусловно, перекочевали на Olympus OM-D E-M1 и другие технологические достижения компании, опробованные ранее, — в частности, 5-осевая система стабилизации, обеспечивающая четкость изображения при сильном ветре и длинной выдержке, но грешащая артефактами на коротких выдержках (что отмечено в обзоре модели E-P5), механический затвор, работающий при минимальной выдержке 1/8000 с, откидывающийся в вертикальной плоскости экран (OLED диагональю 3'' с разрешением в 610 000 пикс).

Во время презентации мне удалось сделать несколько кадров на E-M1 (оптика 45mm 1:1.8; 12mm 1:2.0). Этого, безусловно, недостаточно, чтобы составить окончательное мнение о камере, тем более что кадры сделаны на предсерийный образец — для всестороннего представления обязательно дождитесь полного обзора камеры. Но что-то вы можете увидеть уже сейчас:

Специально под эту камеру запускается новая серия оптики M.ZUIKO PRO, отличающаяся сопротивлением физическому воздействию, пыле-, брызго- и морозоустойчивостью.

Первым объективом в этой линейке станет M.ZUIKO DIGITAL ED 12-40mm 1:2.8, выходящий этой осенью одновременно с камерой OM-D E-M1. На следующий год запланирован телеобъектив M.ZUIKO DIGITAL ED 40-150mm 1:2.8. Всего на данный момент для этой камеры доступно 63 различных объектива, с учетом оптики как стандарта Micro Four Thirds, так и Four Thirds, работающей с камерой без малейших ограничений при использовании адаптера. Адаптер MMF-3 стоит 8449 рублей, но обладателям камеры E-series он достанется бесплатно при покупке модели E-M1 до начала ноября 2013 г.

Те, кто успеет сделать предзаказ до начала продаж камеры в октябре, бесплатно получат батарейную ручку HLD-7. Собственно, парк аксессуаров будет со старта широким: помимо вышеназванного, можно будет со старта приобрести сумку, чехол и бокс для подводной съемки.

Это максимально «нафаршированная» на сегодняшний день камера Olympus и одна из самых программно совершенных камер на рынке вообще. Она позиционируется как конкурент всему беззеркальному сегменту, а также любительским и полупрофессиональным зеркальным моделям. В продаже эта модель появится в середине октября 2013 г. с дополнительным предложением для пользователей камер E-System. Стоимость составляет 59 999 руб. за камеру без объектива и 89 999 руб. за комплект с новым M.ZUIKO DIGITAL 12-40mm 1:2.8. Комплект со стандартным зумом Olympus ED 12-50mm f/3.5-6.3 EZ будет стоить в районе 70 тысяч рублей.

Olympus делает на OM-D E-M1 очень серьезную ставку, не просто расширяя возможности успешной модели E-M5, а формируя новую повестку дня для себя, отказываясь от зеркальных камер в пользу унифицированной старшей беззеркалки, способной работать с оптикой Micro Four Thirds и Four Thirds — рассчитывая тем самым и на поклонников марки, обладателей старых моделей E-series, и на широкий круг фотографов, заинтересованных в небольшой, но максимально функциональной камере. На сегодняшний день, помимо высокой начальной цены камеры, я не вижу серьезных ограничений для того, чтобы E-M1 стала не менее успешной, чем ее предшественница в линейке OM-D. Но в плане серьезных выводов я не буду торопиться до полноценного обзора, который своевременно появится на Hi-Tech.Mail.Ru. Оставайтесь с нами!