Как заработать на своих знаниях в интернете. Инструкция

Во время режима самоизоляции спрос на онлайн-курсы по разным специальностям ожидаемо увеличился. Из-за огромного количества курсов понадобился туториал о том, как успеть пройти их все. При этом аудитории хотелось не только учиться чему-то новому, но и создавать курсы самостоятельно. Наедине с собой многие осознали, что их знания и компетенции могут пригодиться кому-то еще.
Ищите экспертов
Цель и результат
Теория и практика
Команда
Техническая база
Деньги
Аудитория
Ищите экспертов
Цель и результат
Теория и практика
Команда
Техническая база
Деньги
Аудитория
Ещё

Редакция Hi-Tech Mail.ru поговорила с теми, кто занимается созданием онлайн-курсов, и составила 7 карточек, которые помогут каждому запустить собственный обучающий трек.

1

Ищите экспертов и консультируйтесь с ними

Профессия человека, который занимается созданием онлайн-курсов, называется дизайнер онлайн-курсов. Ему не обязательно знать все о предмете курса, который он проектирует. Гораздо важнее понимать, как структурировать материал таким образом, чтобы понятно донести чьи-то знания до аудитории. В качестве источника этих знаний обычно выступают эксперты, которых нужно опросить, прежде чем планировать запуск курса. К ним же можно дополнительно прийти за консультацией и итоговой проверкой материала.

2

Определите цель и результаты обучения

У любого курса должна быть четкая структура. Чтобы ее построить, нужно исходить из глобальной цели обучения. Для этого необходимо понимать, на кого именно рассчитан курс и какой результат хочется получить после его прохождения. Если это начальный курс по Ableton, рассчитанный на новичков, то цель курса — познакомить пользователей с основными функциями ПО. Результат — после прохождения курса человек способен написать простую мелодию.

Важно определиться с целью потому, что выбор подходящих форматов занятий зависит в первую очередь от нее.
Вебинар — занятия, где преподаватель и студенты взаимодействуют в рамках онлайн-встречи. Во время вебинара студенты могут писать вопросы и уточнения в чат, а преподаватель отвечает на них по ходу лекции.

Видео — формат, в котором лекция уже записана для студентов. У них нет возможности взаимодействовать с лектором, зато нет и запланированного времени проведения занятия. Создатели онлайн-курса в таком формате могут максимально контролировать контент, дробить его на микро-занятия.

Использование образовательных тренажеров, интерактивных и электронных учебников. Такая методика позволяет преподнести сложные книжные темы просто, поскольку их разбор происходит с изображениями и видео. Плюс интерактивного обучающего материала — скорость его подготовки и обновления. Контент можно достаточно быстро трансформировать при необходимости.

3

Совместите теорию и практику

Для того чтобы понять уровень подготовки аудитории, применяют методы входного тестирования: опрос, фокус-группы — все, что даст понимание, на каком уровне ученики сейчас.

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash

Начать курс желательно с теории, а потом перейти к практике. Закрепить знания в конце лучше тестированием. Это может быть либо стандартный тест, либо творческое задание: сделать что-то и в качестве проверки оценить работы сокурсников. Такую практику применяют создатели популярной платформы академических онлайн-курсов «Открытое образование». Каждый курс включает в себя несколько текущих контрольных, которые оцениваются сокурсниками. Финальный тест или эссе, которое подтвердит знания по итогам курса, также может оцениваться по такой механике.

Чтобы добавить практики, создатели курсов используют принципы геймификации. Это формат, который позволяет сделать процесс обучения игровым. Именно элементы игры добавляют студентам мотивацию продолжать обучение на курсе. За каждое достижение — окончание блока, программы или модуля — даются бонусы.

4

Подберите классную команду

Для создания полезного курса потребуется широкий набор навыков. Гораздо продуктивнее, если каждым из необходимых навыков будет владеть отдельный человек.

Дизайнер онлайн-курса — это главный менеджер проекта. Он руководит созданием курса и несет полную ответственность за все процессы в нем. Именно он отвечает перед студентами за все этапы: разработку структуры курса, маркетинг, визуальную составляющую.

Ему же предстоит искать информацию и составить техническое задание для специалистов.

Дизайнер курса организует и контролирует всю остальную команду, поэтому он должен разбираться в образовании, в маркетинге, в дизайне и видео-продакшене. Он проверяет, отвечает ли курс ожиданиям студентов.

Методист — член команды, который отвечает за контент курса и работу с преподавателями. Он должен глубоко погружаться в содержание образовательной программы, разрабатывать модули и итоговые задания для проверки знаний студентов. Работа методиста всегда завязана на общении с экспертами курса, он «вытаскивает» из них знания, которые нужны студентам.

К обязанностям методиста относятся переговоры с преподавателями, проработка и «упаковка» контента в учебные материалы и презентации. Он не просто переписывает тексты лекций и раскрывает профессиональные термины. Он разрабатывает графики, инфографику, тесты и практические работы. Методист отвечает за координацию всех занятий и анализ обратной связи от студентов.

Иногда в разработке программы курса участвует внешний автор. Это может быть эксперт, который обладает обширными знаниями по теме. Внешний автор вместе с дизайнером выстраивает программу и структуру курса, а затем помогает методисту прорабатывать программу и искать других преподавателей для курса.

Видео-оператор и режиссер монтажа. Видеомонтаж лекций — одна из ключевых задач подготовки курса. В зависимости от сложности и объема курса это могут быть либо два сотрудника, либо один.

После того, как курс разработан, к его продвижению подключается маркетолог. Его главная задача — рассказать про курс аудитории, привлечь к обучению студентов. Маркетолог выбирает, с помощью каких каналов будет происходить взаимодействие с аудиторией. Вся работа чаще всего строится на основе брифа на продвижение, который заполняет дизайнер курса.

Дизайнер оформления разрабатывает всю визуальную составляющую для презентации курса. В его работу входит создание лендинга, подбор цветовых решений, образов, а также отрисовка баннеров для продвижения.

К работе нужно привлечь бета-тестировщиков, чтобы проверить качество своего курса и получить обратную связь. Важно дополнить команду службой поддержки, которая будет помогать студентам общаться между собой.

Состав команды всегда индивидуален и зависит от сложности курса: есть технические курсы, есть интерактивные, в которых много профессиональных видео, есть достаточно простые. Если курс не претендует на профессиональность, можно записать его даже самостоятельно.

5

Подумайте о технической базе

Иногда все проще, чем кажется. Онлайн-курс по программированию можно собрать из скриншотов и записи происходящего на вашем мониторе. Есть много классных курсов, которые созданы одним человеком с помощью слайдов с визуальной графикой, текстом, иллюстрациями. Если это онлайн-курс, сделанный как тренинг в сфере IT, то его можно составить от и до в формате записи экрана. Для этого не нужно ни камеры, ни дополнительного оборудования. Технологическая составляющая полностью зависит от бюджета, потребностей и того, за какие деньги продается конечный продукт.

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash

Можно подобрать отдельную тренинговую платформу для создания курса. Такой подход дает возможность использовать разные форматы обучения: опросы, тесты, онлайн-экзамены, флипчарты, заметки, сверки по чек-листу, диалоговые тренажеры.

Если делать курс самостоятельно с освоением всех продуктов и техник, потребуется сесть, написать сценарий, рассказать его, записать себя на камеру, смонтировать — и получить конечный результат.

6

Посчитайте финансы

Допустимо использовать стандартные программы по созданию электронных курсов. Нужно купить лицензию, работа одного специалиста над курсом заказчика может стоить 300$. Дополнительно оплачиваются фотографии и другие материалы, которые будут использованы в курсе. Возможность привлечь специалистов на фрилансе никто не отменял.

Стоимость создания онлайн-курса зависит от сложности сферы, которой будет посвящен курс, и объема информации. Так, например, курс может длиться 1-3 месяца, включать только один модуль и около 10-15 часов видео. А может длиться до года с несколькими модулями и 50 часами видео. Создатели программы закладывают расходы на разработку преподавателями программы, оплату их выступлений, подготовку презентаций, практических занятий и записей видео. Один небольшой курс может стоить от 370 тыс. рублей и выше, а полноценная программа до года от 1,2 млн. рублей.

Бюджеты за рубежом отличаются от российских и зависят от технического наполнения. В канадской компании простой курс — слайды с начиткой, включая структурирование материала, но без общей сборки — это примерно две тысячи долларов.

7

Узнайте свою аудиторию

Для того, чтобы успешно продвигать любой онлайн-курс, желательно заранее знать аудиторию. Обычно люди, которые приходят на живые встречи, приходят и на онлайн-курс. Разница лишь в расширении географии.

Делать онлайн-курс на аудиторию «для всех» — не очень эффективное решение. То же самое касается плана делать курс на очень узкую аудиторию: в узкую нишу можно не попасть, а с широкой аудиторией сложно достичь конкретных целей. Если это онлайн-курс по конкретному навыку, обычно есть представление о том, для кого он нужен: либо для новичков, либо для людей, которые повышают квалификацию

Перед тем, как приступить к разработке программы курса, необходимо провести исследования будущей аудитории курса и всего рынка. На этом этапе участники команды смотрят, есть ли конкуренты с похожими курсами, кто они и чему учат. Дизайнер курса изучает тематическую литературу и программу высших учебных заведений. И что самое важное — определяет портрет студента и его цели. Такой анализ может занимать от месяца до полугода, в зависимости от сложности сферы курса.

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash

Чаще всего исследование будущей аудитории проводится с помощью процесса кастдев (от англ. customer development). Он выполняется в формате глубинных интервью с потенциальными студентами или теми, кто уже учился на схожих курсах в других учебных заведениях. Кастдев позволяет понять, что студенты больше всего будут ценить в курсе, каких результатов хотят добиться, какие были слабые стороны в других курсах.

Иногда проводится кастдев экспертов, чтобы обозначить основные тематические блоки программы и понять, что ценят работодатели в навыках будущего специалиста.

За помощь в составлении карточек спасибо дизайнеру онлайн-курсов Алисе Мясищевой, руководителю учебно-методического отдела образовательной компании «Нетология» Владимиру Синицыну, начальнику управления подбора, обучения и развития персонала банка «Хоум Кредит» Дарье Якубович, продакт-оунеру образовательной программы по интернет-маркетингу в «Яндекс. Практикуме» Андрею Силину

Это тоже интересно: