У россиян остались деньги на развлечения
Директор по маркетингу компании «ЛитРес» Евгений Лисовский полагает, что резкого падения спроса на мобильные приложения в России не будет — основная масса приложений находится в низкой ценовой категории ($1–$3), поэтому даже двукратный рост цен не способен оказать заметного влияния на бюджет пользователей. Рост пиратства возможен среди малообеспеченных потребителей, для которых 100–300 рублей в месяц — серьезная сумма; но таких меньшинство. В «Литресе» не фиксируют падения спроса на мобильные приложения и электронные книги (которыми компания торгует в том числе через мобильные приложения); более того, отмечается рост. «Как бы кризис ни зверствовал, но на развлечения люди все равно деньги найдут» — резюмирует господин Лисовский. С ним согласен директор департамента Lingvo и мобильных продуктов компании ABBYY Артем Кумпель: он отмечает, что в категориях «Игры» и «Развлечения» сохраняется динамика, характерная для всего российского рынка приложений в последние несколько лет — быстрый рост. При этом в прочих категориях рост спроса замедлился, но о стагнации или спаде речи не идет. Естественно, в последнее время растет спрос на бесплатные приложения. Руководитель направления развития продуктов «2ГИС» Павел Мочалкин сообщил, что всего за два последних месяца 2014 года количество активных пользователей справочного сервиса увеличилось с 8,6 млн до 9,1 млн.
Разработчики адаптируются: фримиум, скидки, упор на Android
Эффект возможного дальнейшего падения курса рубля к доллару для покупателей мобильных приложений будет смягчен по нескольким причинам. Во-первых, основная для России платформа — Android, а в Google Play цены можно устанавливать отдельно для каждой страны. (В App Store цены на приложения фактически привязаны к долларовым.) Во-вторых, российские разработчики мобильных приложений, для которых важен отечественный рынок, адаптируются. Они корректируют свои платформенные предпочтения (в «Литресе» намерены в 2015-м уделить Android особое внимание) и меняют схемы монетизации, чтобы сохранить существующую аудиторию и привлечь новую.
Директор по маркетингу Navitel Марина Кузнецова рассказала, что в опережение изменений на рынке приложение «Навител Навигатор» осенью 2014 года было переведено на фримиум-модель. До того пользователю предоставлялся бесплатный пробный период (30 дней), после чего нужно было либо купить лицензионный ключ, либо отказаться от пользования приложением. Теперь пробный период короче (7 дней), но частью функций можно пользоваться бесплатно и после его завершения. В «Навителе» отмечают рост спроса на подписку на премиум-версию «Навигатора», причем наибольшей популярностью пользуется схема с ежемесячными платежами (от 40 рублей).
В ABBYY используют новые возможности App Store. С выходом iOS 8 в магазине Apple появились коллекции приложений одного издателя (бандлы); как правило, они продаются с существенными скидками. ABBYY уделяет внимание конфигурации бандлов, составляя их под задачи пользователя, а также ориентируясь на то, какие приложения покупатель уже мог приобрести отдельно. Также компания стала чаще делать скидки на свои приложения в App Store.
Кризис не сломает тренд «мобилизации» жизни
Экономическая рецессия не нарушит тенденции к росту спроса на приложения-утилиты, производящие «”мобилизацию” нашего стиля жизни» (выражение Евгения Лисовского, относящего к этой группе соцсети, приложения для заказа такси и еды, фитнес-приложения и решения, связанные с медициной). Артем Кумпель полагает, что устойчивой популярностью также будут пользоваться финансовые приложения (планировщики бюджета и приложения с курсами валют).
Все наши собеседники проявляют оптимизм в отношении перспектив российского рынка мобильных приложений. Он будет расти расти и дальше; этому может угрожать только замедление продаж смартфонов, которое пока не отмечается (есть тенденция роста спроса на недорогие Android-устройства).