Русские нашли «Колобка 2.0»
Белый шар смотрит на меня электронными глазами. И улыбается. Промоутер, девушка с красивым именем Михоко, поднимает стеклянный короб, и теперь глазастый шар свободен.
– Допустим, ваш ребенок не хочет есть кашу, — начинает свой рассказ Михоко.
– Простите, но у меня пока нет детей, — отвечаю я и предвкушаю сюжет научно-фантастического фильма ужасов. Роботы, которые нас захватят, точно будут милыми.
– Ничего-ничего, — Михоко тоже ярко улыбается. — Вы включаете робота и отправляете к ребенку. Он прикатывается к малышу, а они очень живо на них реагируют, и объясняет, почему кушать кашу полезно. Дети здорово реагируют на него!
– Лучше, чем на маму?
Тут Михоко ослепляет меня улыбкой, сравнимой с действием нейрализатора из «Людей в черном». Я забываю, о чем спрашивал, а она рассказывает, что робот-компаньон вообще стал звездой на IFA 2017. Причем круглый андроид особенно полюбился русским туристам:
– Совершенно разные люди, незнакомые, подходили к нему и тыкали пальцем: «О, Колобок, Колобок!». Потом нам рассказали, что в России есть известная сказка про круглого парня, который был очень «smart» и почти всех обхитрил в итоге. Мы про это не знали, но здорово, если так. Наш робот тоже очень умный и многому учится.
«Колобок» на это одобрительно засмеялся. С таким героем сказка завершилась бы очень неудачно для лисы.
Фанаты косплея были звездами выставки
Русских на берлинской выставке вообще было немало. Причем во всех сферах: среди посетителей, стендистов, промоутеров, бизнес-наблюдателей, блогеров.
На стенде с «умной» колонкой Panasonic людям разрешали поговорить c Google Assistant. Большинство заказывало у виртуального диджея что-то из классики или актуальную поп-музыку. Ребят на стендах аж передернуло, когда на максимуме громкости зазвучала гитара песни «Trunderstruck» от AC/DC. Парень из России объяснил, что легендарный рок — лучший способ проверить звучание колонки.
Красок на IFA 2017 добавляли косплееры. Девушки в ярких платьях и париках расхаживали по павильонам, и внимания к ним было едва ли не столько же, сколько к новинкам техники. Среди них оказалась Софи Токарева. Ее родители несколько лет назад переехали в Германию. Теперь она живет в Берлине и занимается художественной гимнастикой.
– Люди очень удивлялись, когда видели нас, радовались и просили сфотографироваться, — гордится Софи. — Было безумно приятно, особенно когда нам дарили подарки. Все говорили: «Какие вы ми-и-илые!».
С выставки косплееры уходили с сумками, набитыми портативными зарядными устройствами. Это самые ценные безделушки, которые раздавали на стендах. Охота за подарками для многих посетителей превратилась в отдельный вид спорта. Тут принцип «главное — участие» слабо мотивирует.
– Я участвовала в нескольких презентациях, но выиграла десять пустых мешков, три открытки и одну батарейку для телефона, — расстроена Виргиния Де, берлинский фотограф. — Да, я понимаю, что [Берлин] — это холодный немецкий город, но — come on! — люди приехали со всего мира. Сделайте больше шоу, как в Лас-Вегасе!
Чаще всего в фирменных сумках валялись бесполезные буклеты и канцелярия, а то и вовсе пустые пакеты. Их дают за просто так, иногда за какую-то нехитрую активность. Самое сложное задание, которое я встретил, — висеть на перекладине. Чемпион выдержал почти 3 минуты.
Дети балдели от VR, взрослые — от автомобилей
– Шнелле! — мальчик командует так звучно, что я разом вспоминаю все стереотипы о немцах. Schneller, то бишь, быстрее! Вместе с другом он несет толстенную сумку, и друг отстает. Впереди быстро шагает третий добытчик помладше. На нем сразу две кепки от какого-то китайского бренда, в одной руке связка шариков, на плече другой — десяток пустых сумок. В рюкзаке самое ценное — портативные зарядки.
На мою просьбу рассказать, чем им запомнилась выставка, мальчишки стесняются и краснеют, будто их поймали за воровством яблок. Маркус, тот самый, с командирским голосом, заверил, что больше всего им понравился VR-тренажер, где имитировался спуск на горном байке:
– Все трясется так! Было даже страшно, я держался за руль, но все равно постоянно смотрел по сторонам и поворачивал голову назад.
Отношение к игре и вовлеченность разительно отличала ребятню от вялых и расчетливых взрослых, которые тоже пытались стать виртуальными джедаями. Дети размахивали «мечом» во все стороны, уклонялись и чуть ли не кричали: «Сила течет во мне, и я един с Силой!».
Взрослых вдохновляли соответствующие возрасту игрушки — автомобили. На IFA 2017 привезли сразу несколько моделей Tesla и Ford Mustang. Пожилая женщина с таким восторгом держалась за руль «Мустанга», что было понятно: в своей фантазии она сейчас мчится где-то по автобану.
Иногда машины оживали:
– Мы потихоньку активировали разные режимы автомобиля и шутили над людьми, — улыбается Джеффри. — Подходит человек к закрытой «Тесле», а она, раз, и открывается, начинает ему подмигивать огоньками. Ну и мы тут появляемся, типа: «Ты что, Гарри Поттер, открываешь машину силой мысли?». Некоторые пугались, конечно, но большинству нравилось.
Будущее за Smart-планетой
На первой IFA в 1924 году было 242 участника, теперь состав вырос до громадной цифры — 1805. Они заняли 160 тысяч квадратных метров площадей, это 22 футбольных поля. Нормальный человек, конечно, выставку в Берлине обойти не сможет. Но люди идут сюда и не за этим
– Творческие идеи возникают только тогда, когда люди собираются вместе, — считает Дирк Кословский, исполнительный директор IFA. У него уникальная способность улыбаться, но сохранять серьезный взгляд. — Никакая связь не заменит личного общения. В эпоху цифровых технологий потребность во встречах и обмене опытом возрастает.
На IFA выступал Альберт Эйнштейн, здесь впервые показали телесистему на электронно-лучевых трубках, первый аудиомагнитофон, кассету, которую в России помнят, как «перемотай ее карандашом». Мне интересно, о каком будущем выставка в Берлине рассказывает теперь.
– Smart, — отвечает Дирк Кословский, но это не комплимент мне. — «Умный» мир. Все начиналось с «умного дома», а вскоре расширится до «умных зданий» и «умных городов». Поглядите на всю новую технику: всюду функции подключения и оцифровки данных, развивается робототехника, VR. Плюс возобновляемые источники энергии и беспилотные автомобили.
Для убедительности, с видом «мне можно верить», он показывает на баннер IFA, где написано: «Официальный партнер будущего с 1924 года».