Способ первый. Поверхностный
У каждого уважающего себя и, прежде всего своего покупателя, магазина должен функционировать понятный, удобный сайт, начиненный исчерпывающей информацией о товаре, производителе и прочем.
Приступая к общей оценке официальной страницы магазина стоит прежде всего обратить внимание на навигацию. Она должна быть быстрой, четкой и ни в коем случае не должна походить на хитроумную многоходовку, имеющую перед собой лишь одну цель – ввести в заблуждение покупателя и, как следствие, обмануть его. Алгоритм поиска необходимого товара, будь то японская электрическая зубная щетка или сложная аудиосистема, всегда должен быть очевиден и прост.
В хорошем интернет-магазине вы буквально за считанные секунды находите товар, изучаете его данные, так называемую «карточку артикула», сведения об оплате, наличие на складе, сроки и способы доставки, и прописанные параметры ответственности сторон.
Способ второй. Аналитический
Обязательно интересуйтесь, как выглядит доменное имя выбранного сайта в адресной строке. Реальные магазины с хорошей репутацией всегда имеют платные домены верхнего уровня (например, tttt.com или nnnn.ru). Такие адреса регистрируются провайдерами и всегда имеют законных юридических владельцев, найти которых не составим особого труда, если воспользоваться элементарным сервисом WhoIs. Вводите адрес магазина и получаете название организации (.org). Если имеются реквизиты, то их можно запросто проверить по базе ФНС. Не нужно, наверное, объяснять, что наименование организации в базе должно совпадать с информацией, предоставленной на сайте.
Помните, что мошенники часто размещаются на бесплатном хостинге, заводя доменные имена, разбитые двумя-тремя точками. Обратите внимание на дату регистрации домена, чем «старше» сайт, тем лучше.
Способ третий. Общественное мнение
Отзывы о работе магазина в Сети – понятие достаточно субъективное, но этим инструментом для проверки интернет-продавца можно и нужно пользоваться. Во-первых, они не должны быть все как один быть положительными и хвалебными. Клиент, довольный оказанной услугой, вряд ли будет тратить время на комментарии. Качественно и в срок выполненный заказ – это норма любой торговой операции. Но определенный процент негатива в комментариях о работе любого крупного магазина наверняка найдется. Для простейшего мониторинга годятся и поиск по блогам, и форум защиты прав потребителей.
Способ четвертый. Обратная связь
Перед тем как оформить заказ в интернет-магазине, обязательно ознакомьтесь с вкладкой контактов и способами связаться с продавцом. Этот раздел также хорошо бы изучить внимательно. Чем больше перечень вариантов коммуникации, тем лучше. Хорошо бы при малейшем подозрении позвонить в службу тех поддержки и провести телефонную «контрольную закупку». Любая неадекватная реакция со стороны менеджера по продажам будет означать неуважительное отношение к клиенту, что почти всегда означает низкое качество обслуживания.
Крупные ритейлеры уже давно присутствуют на всех крупнейших площадках социальных сетей. Наличие аккаунтов и их активность в Twitter и Facebook – гарантия того, что магазину важно общественное мнение и ему нечего скрывать от своих покупателей. К тому же, это еще один источник информации о скидках, акциях и выгодных предложениях.
Способ пятый. Документация
Не пропускайте правила и соглашения, приведенные в исходной информации на сайте. Тексты, оговаривающие отношения «продавец-покупатель» существует практически у всех интернет-магазинов. Зачастую, люди очень редко дочитывают их до конца. Некоторое терпение и юридическая ответственность в данном случае помогут, как минимум, сэкономить деньги на доставке и ознакомиться с прочими нюансами работы данного ритейлера, как максимум – избежать обмана и потери денег.
Способ шестой. Расчетный
Требование предоплаты всегда настораживает и может являться признаком неблагонадежности интернет-продавца. Более безопасным является оплата банковской картой наличными или непосредственно при получении товара в точке самовывоза или при доставке курьером. Главное – не забывать о своем праве отказаться от покупки и праве вернуть товар в оговоренный правилами и условиями срок. На руки вы должны получить свой заказ, а также - обязательно - чек и гарантийный талон.
Самые распространенные недочеты в работе онлайн-ритейлеров
Многие онлайн-магазины по халатности или же специально не указывают информацию, касающуюся вариантов возврата покупки. Поэтому в сопроводительных данных на своих сайтах они зачастую просто пропускают информационный блок об обмене и возврате, пренебрегая также указанием адреса, по которому это можно осуществить.
Следующим по распространенности злом является замалчивание сроков возврата средств за сданный на склад товар. Некоторые просто удерживают деньги на своих счетах, пеняя на банк и «замороженность» суммы. Выход тут один – всеми доступными способами добиваться соблюдения прав покупателя. Лучше всего дублировать звонки и письменные запросы и банковскую службу по обслуживанию клиентов, и в «суппорт» самого магазина.
Очень часто ритейлеры пренебрегают информацией о последовательности этапов доставки. Так называемый «трекинг» отправления, в основном, используют западные магазины, российские продавцы довольно часто игнорируют эту опцию, исходя из соображений географического единства.
И, наконец, последнее – до сих пор на рынке работают магазины, отрицающие как данность возможность безналичного расчета, что в корне противоречит базовым нормам, введенным Ассоциацией Компаний Интернет Торговли (АКИТ).