История в игре про черепа разворачивается крайне макабрическая. Уклон — в махровый кабуки. Изничтожив всех противников, крайне удачливый генерал Акамото за секунду до провозглашения великого себя сёгуном получил удар в спину и от огорчения скончался. После смерти ему предложили отстоять 500 лет в очереди к райским кущам; заслуженный ветеран в ответ на такое хамское отношение справедливо возмутился и затеял мятеж: собрал под своим хата-дзируси наиболее беспокойных мертвяков и ринулся брать стены рая приступом. Ситуация в итоге вот такая: Акамото штурмует, а местные жулики-аппаратчики, покрикивая что-то вроде «В очередь, Асукины дети!», нашему герою изо всех сил вооруженно противостоят.
Битвы в самурайском чистилище ведутся в походовом режиме. Сначала выбираем, куда переместить бойца, затем — кого из бедняг, оказавшихся в пределах досягаемости, наградить тумаками. Отдав пять таких приказов, передаем ход противнику. Система достаточно необычна и хороша в первую очередь тем, что нивелирует численный перевес армии, заставляя игрока побеждать исключительно умением.
Основных типов войск три штуки: мечники, всадники и лучники. Перед нами тот самый классический «стратегический треугольник», где один бьет другого, но боится третьего. Есть еще монахи, которых можно нанять в ходе боя. Святоши исцеляют потрепанных вояк, вызывают на подмогу демонов и знают еще много способов нагадить противоборствующей стороне. К пятому типу войск условно можно отнести генерала, который бьет два раза за ход, но не имеет права гибнуть — иначе небесный рефери засчитает проигрыш.
Из прочих военных развлечений — поедание потустороннего риса и вызов подмоги из захваченных додзё. Военное дело идет под аккомпанемент шуток про усы, обсуждение выпуклых частей тела локальных богинь и пожирание вражеских черепов. Благодаря ему самурайское воинство исцеляется, отращивает демонические рога и начинает бить по два раза за ход. Монахи, пожевав отрубленных голов, осваивают новые зловредные заклинания и начинают донимать неприятеля пуще прежнего.
Skulls of the Shogun при всей своей внешней несерьезности относится к классу игр, про которые говорят: легко освоить, сложно овладеть. Для того, чтобы выбить максимальный рейтинг за прохождение каждого уровня, придется усиленно скрести в затылке и активно использовать все тактические ухищрения. Нырять в кусты, прятаться за скалами, сталкивать врагов с обрыва и думать о позиционной войне не только в плане сунь-цзышных истин, но и наперед прикидывать, где очередной бедняга сложит свою голову, и кто оной головой позавтракает (а может, пообедает). Компьютерный оппонент обучен искусству войны на твердую четверку. Поэтому тем, кто желает отпраздновать победу Акамото над злодеями, придется стать отличниками.
Предмет отдельной гордости разработчиков — межплатформенный асинхронный мультиплеер, позволяющий надавать по упрятанной в кабуто сопатке счастливому владельцу Xbox 360 прямо с телефона, прогуливаясь вдоль набережной. Можно считать это завершающим штрихом к портрету лучшей мобильной стратегии про японцев и рис. Надо брать.