Обзор Sony NEX-3: удивительная «беззеркалка»

Тот рывок в мир беззеркальных цифровых фотокамер, который совершили в позапрошлом еще году Panasonic и Olympus, долгое время оставался, казалось, незамеченным конкурентами. Они продолжали делать свои «зеркалки» и «компакты» без акцента на промежуточное звено, созданное этим стандартом. Но в этом году ситуация кардинальным образом изменилась. Причем в неожиданном ключе. Конкуренты не стали брать разработанный Panasonic и Olympus стандарт Micro Four Thirds с матрицей сокращенных размеров, а взялись переплюнуть «первооткрывателей» нового формата на этом фронте. Сначала появилась Samsung NX10 — первая в мире беззеркальная камера с крупной матрицей APS-C (большей, чем 4/3 на Lumix G и Olypmus Pen), отличающаяся помимо этого еще и невысокой ценой. Теперь же на этот рынок выходит и Sony, и тоже с недорогой камерой на основе матрицы APS-C.

На рынок будет выпущено две камеры этого формата — NEX-3 и NEX-5. Отличия старшей модели от младшей: корпус из магниевого сплава (против пластикового у NEX-3), возможность съемки Full HD видео (против 720p у NEX-3) и цена. $650 (против $550 у NEX-3). Обращаем внимание, что эти незеркальные новинки относятся Sony к категории профессионального и полупрофессионального фотооборудования Alpha.

Основные характеристики Sony NEX-3:

  • CMOS-матрица формата APS-C, размеры — 23,4x15,6 мм, число эффективных пикселей — 14,2 млн.;
  • байонет Sony тип E. Совместимость с объективами на байонет A только через переходник только с ручной фокусировкой;
  • размер снимков — 4592x3056, 3344x2224, 2288x1520 (3,5M); формат — RAW, JPEG;
  • разрешение видео — 1280х720;
  • светочувствительность — от 100 до 12800 ISO;
  • ЖК-дисплей диагональю 3'' с регулируемым углом наклона;
  • максимальная скорость серийной съемки — 7 кадров/c;
  • фокусировка: многоточечная (25 точек), центровзвешенная, универсальная точечная, ручная;
  • тип экспонометрии — 49-сегментный замер матрицей;
  • видоискатель — опционален;
  • затвор: контролируемый электроникой, вертикального хода, шторно-щелевого типа
  • диапазон выдержки (сек.): 1/4000 – 30;
  • экспозиция: многозонная, точечная, центровзвешенная;
  • баланс белого: дневной свет, тень, облачность, свет лампы накаливания, люминесцентный свет, вспышка, установка цветовой температуры (цветовая температура от 2500 до 9900 К с 19 уровнями компенсации по шкале пурпурный/зеленый), пользовательский (ручной);
  • сюжетные программы: авто, портрет, пейзаж, макро, спорт, закат, ночной портрет, ночной вид, ночная съемка с рук, программное авто (P), приоритет диафрагмы (А), ручная экспозиция (M), приоритет выдержки (S), панорамный обзор (Sweep Panorama), устранение размытости движений;
  • защита от пыли: антистатическое покрытие матрицы;
  • система AutoHDR — расширенный динамический диапазон;
  • цифровое шумоподавление при длительной выдержке;
  • вспышка: подключаемая, ведущее число (при ISO 100) — 7, система замера вспышки — TTL с предвспышкой, компенсация вспышки — +/-2.0 EV (с шагом 1/3 EV), время перезарядки — около 4 сек;
  • память: слот для карт памяти формата MS-Pro и SDHC;
  • интерфейсы: miniUSB, mini HDMI.

В продаже появятся три модификации этой модели: NEX-3A (с объективом—«блинчиком» с фокусным расстоянием 16 мм и светосилой 2,8); NEX-3K (с зум-объективом 18-55 мм F3.5-5.6); NEX-3D (с двумя этими объективами в комплекте). Помимо этих объективов на байонет Е выпускается объектив с фокусным расстоянием 18-200 мм, светосила 3.5-6.3. Три объектива — это не один, конечно, но совсем немного, выбор для творческой съемки маленький. Olympus и Panasonic в этом плане немного ушли вперед.

Цветовые решения корпуса: «мокрый асфальт», серебристый, красный. Цена — ориентировочно $550 за версию с одним объективом в комплекте. Сколько NEX-3 будет стоить на российском рынке (где он ожидается в июле), пока не сообщается.

Дизайн и конструкция

Ох, совсем не зря мы воздержались от первых суждений по поводу дизайна NEX после показа прототипов на «Фотофоруме-2010». Впечатление от корпуса серийного аппарата разнится с тем, первоначальным, от муляжа, как впечатление между изображением черной икры и ее вкусом. Новинка выглядит необычно, чуть странновато (самый обычный объектив 18-55 несоразмерен корпусу), но привлекательно. Даже в пластиковом (не магниевом, как у NEX-5) корпусе камера вызывает желание заполучить ее в свое безраздельное пользование. В отличие от недавно протестированной видеокамеры bloggie, это действительно Sony-style, это та вещь, которую нужно хотеть, а не просто купить, потому что она нужна. Из современных камер (опускаем Leica) подобное впечатление оказывает, пожалуй, только Panasonic Lumix GF1.

Корпус действительно чрезвычайно компактный. Габариты — 117,2х62,6х33,4 мм. Это без объектива, тот (если это не «блинчик») размерами превосходит корпус. Если носить объективы в отдельной сумке, то Sony NEX-3 помещается в карман без проблем. Это самый маленький аппарат из всех «беззеркалок».

Вот, для сравнения, он рядом с Panasonic Lumix G10, ближайшим конкурентом того же класса, но с матрицей формата 4/3.

При этом, конечно, ему недостает выступа в правой части корпуса для более уверенного хвата. Не сказать, что неудобно, но одной рукой «вскидку» снимать уже, по ощущениям, опасно. Можно и выронить камеру. При наличии крупного объектива всегда прихватываешь за него. Как управляться с NEX-3 при нацепленном «блинчике» — сказать трудно.

Проедемся по функциональным элементам. Спереди мы видим байонет со стандартным рычажком фиксации объектива, лампу предвспышки и покрытый рифленым пластиком выступ для хвата правой рукой.

Сзади — экран, поворачивающийся в вертикальной плоскости, две софт-клавиши (работающие «по ситуации» — в зависимости от высвечивающихся на экране команд) и нажимающееся колесико с центральной клавишей, будто бы перенесенное из больших «зеркалок». Именно с помощью него осуществляется большая часть команд, других органов управления тут минимум. Благодаря этому выигрывает дизайн и сокращаются габариты, но управление становится странным — подробнее об этом ниже.

Слева — два разъема, miniUSB и mini HDMI. И проушина для ремешка. Справа ничего, кроме такой же проушины, нет.

Сверху мы видим два микрофона для записи стереозвука, небольшие прорези динамика, прикрытый крышкой аксессуарный мультипорт (одновременное размещение вспышки и видоискателя невозможно), кнопка воспроизведения, кнопка спуска, совмещенная с рычажком выключения камеры, и кнопка быстрой видеозаписи.

Расположение всех кнопок как раз не вызывает вопросов — указательный палец правой руки автоматически ложится на спуск, большой — на колесико регулировки. Управление становится интуитивным. Что делать левшам — вопрос риторический, и не в этой статье его стоит задавать.

Снизу — резьба для штатива, а также аккумуляторный отсек. Туда же вставляется карта памяти.

Комплектный с Sony NEX-3K объектив фокусным расстоянием 18-55 мм отличается крупными размерами и металлическим покрытием. Выглядит, как и сама камера, превосходно.

Комплектная вспышка. Устанавливать очень неудобно, но вряд ли вам понадобится часто снимать ее и ставить назад.

Интерфейс и управление

Та самая область, где Sony обещала произвести если не революцию, то как минимум, очень удивить. Удивила.

На основном экране набор элементов вполне стандартен для современных фотокамер. Можно выводить полные шкалы доступных выдержки и диафрагмы, убирать «ненужное» и вызывать нажатием одной кнопки небольшой мануал по съемке. Задействуется система софт-клавиш. Функции клавиш зависят от режима съемки. Хотя советы не уходят с экрана даже в ручном, рассчитанном, казалось бы, на опытного пользователя, режиме. При регулировке некоторых функций на экран выводится соответствующее меню — выполненное, как правило, в виде того же кругового «селектора».

Интерфейс чрезвычайно красочен и отличается максимально упрощенной и от того понятной любому новичку терминологией. К тому же любое более-менее специфическое понятие снабжено подсказкой в виде всплывающего окошка. Очень оригинально решен переключатель режимов съемки — обычный для камер селектор, только изображенный на экране. Вроде бы все неплохо, но уже именование пунктов основного меню заставляет недоуменно приподнять бровь. Настройки, которые всегда находятся в едином подменю, зачем-то раскиданы по нескольким. Некоторые очевидные, требующие постоянной поправки, вещи запрятаны глубоко и приходится немало «побегать» по спискам, чтобы их найти.

За всем этим многообразием кроется главный недостаток управления NEX — отсутствие быстрого меню. Про минимализм в органах управления уже было отмечено выше, но он, казалось, будет компенсирован каким-то необычным решением с выводимым на экран меню основных настроек. Но нет — чтобы настроить, например, светочувствительность, нужно делать пять (!) кликов. А чтобы просто сменить режим съемки с автоматического на какой-то иной, необходимы четыре движения. Возможности быстро менять выдержку и диафрагму в ручном режиме уже радуешься.

В попытке соединить «мыльничное» управление (минимум кнопок и превосходно выглядящий простейший интерфейс) со «взрослым» набором возможностей Sony добилась определенных успехов. Но именно что определенных — результат вышел, безусловно, оригинальным, но очень и очень спорным. Можно быть уверенными, что следующая инкарнация NEX (которая не задержится появиться — делаем ставки на начало следующего года) будет оснащена сенсорным экраном, который для подобного интерфейса подойдет лучше. Но не исправит ситуацию кардинально.

Функциональность

Поворотный в вертикальной плоскости (в этом плане за Lumix G1 и G2 остается преимущество) экран диагональю 3 дюйма отличается повышенной яркостью, благодаря чему даже при попадании прямых солнечных лучей картинка остается читаемой, а в более комфортных условиях — просто очень яркой и сочной, откровенно радующей глаз.

Sony NEX-3 быстро фокусируется, быстро снимает и быстро сохраняет снимки, но при этом очень медленно включается и выходит из спящего режима — 2-3 секунды. Зато вот «сшивает» панорамы и кадры в AutoHDR на редкость шустро.

Хм, раз упомянули пару интересных функций камеры — продолжим именно про них. Затронем самые интересные.

Sweep Panorama. Система, позволяющая без малейших усилий снимать сверхширокоугольные изображения. И потом с помощью специального ПО и соответствующей прошивки (выйдет летом) просматривать в 3D.

Снимать же панорамы на NEX-3 действительно просто, склеивает камера их сама, небезупречно, но неплохо. Максимальное разрешение — 12416x1856. Солидный, но не профессиональный, конечно же, уровень. Для профессионального нужна и камера соответствующая.

AutoHDR. Появляющийся все в большем числе камер режим, позволяющий камере делать последовательно три снимка с различной экспозицией и затем склеивать их в один, с повышенной детализацией в тенях и на ярко освещенных поверхностях. Интересный и полезный режим, которым, конечно, не стоит злоупотреблять — сделанные в таком режиме кадры часто выглядят не слишком естественно. На фото — примеры. Слева — «обычный» снимок, справа — совмещенный.

Также в «состав» AutoHDR входит режим с подбором наилучшей экспозиции для равномерного освещения всех объектов в кадре. Панацеей он, естественно, не становится.

Размытие фона. Одна из самых удивительных функций аппарата. В автоматическом режиме съемки в правой части экрана появляется соответствующая «кнопка» — при нажатии на нее мы получаем шкалу, двигаясь по которой можно менять степень резкости заднего фона. Достигается это через простейшую процедуру изменения диафрагмы, но натурально — вызывает умиление. Это шаг не столь полезный для пользователя, сколь выводящий на передний план одно из немногих преимуществ матрицы большего размера (на что сильно акцентируют внимание Sony и Samsung).

SteadyShot. Активизация оптической системы стабилизации изображения, встроенной в некоторые объективы. На комплектном с NEX-3K объективе 18-55mm эта система установлена. Работает вполне очевидным образом, но не совсем понятно, зачем для этого нужен специальный режим. Также в этом месте очень уместно отметить, что встроенного в корпус стабилизатора у NEX нет.

Съемка с рук в сумерках. Автоматическое объединение шести кадров, сделанных с помощью функции высокоскоростной серийной съемки, для создания одного кадра с низким уровнем шумов в условиях плохой освещенности.

Съемка видео. Sony NEX-3 пишет видео в разрешении 720p. Что еще про это сказать? Благодаря хорошим объективам получается неплохо. Можно скачать пример видео по ссылке ниже.

Батарея

Одно из самых слабых мест Sony NEX-3 — недостаточно емкая батарея. Ее хватает, фактически, только на один день более-менее активной съемки. При том, что двигать зеркало не надо, у крупной «зеркалки» вроде Sony A450 по этому параметру «малыш» не выигрывает. Скорее наоборот. Также обращаем внимание на то, что обольщаться неспешным снижением заряда в районе 90-100% не стоит. Ниже 50 батарея садится значительно быстрее.

Качество съемки

Скорость автофокуса не вызывает никаких вопросов — быстрее в этом классе работает только Samsung NX10, у которой это главное достоинство. Затвор срабатывает шустро, придраться сможет только профессиональный репортажный фотограф. Но зачем ему любительская Sony NEX-3? Для любительского уровня хорошая скорость. Другое дело, что время от времени автофокус мажет, фокусируясь откровенно «не на том», и приходится или переключаться в ручной режим, или менять режим автофокуса, или просто пытаться сфокусироваться заново. К счастью, так происходит не слишком часто — автофокус достаточно корректный.

Цветопередача вполне корректная. Изображение контрастное, четкое, с детализацией все в порядке для камеры этого уровня (с Nikon D3x сравнивать не будем, конечно). Детализация в тенях все же оставляет желать лучшего.

Авторежим небезупречен. При проблемном освещении может выбрать неправильное сочетание выдержки и диафрагмы и, как следствие — пересвет важных областей или излишнее падение в тени.

Режим макро с объективом 18-55 трудно назвать полноценным, но результат может быть вполне симпатичным.

Пример снимка со вспышкой.

Скорострельность камеры отличная — как у «зеркалки» A450. 7 кадров в секунду — это серьезно.

С шумами для такой камеры тоже все очень хорошо: при ISO 1600 шум заметен, но приемлем, и даже при ISO 6400 он не катастрофичен. Тестовые снимки с различной светочувствительностью:

ISO 200

ISO 400

ISO 800

ISO 1600

ISO 3200

ISO 6400

ISO 12800

Галерея фотоснимков, сделанных на Sony NEX-3:

Еще фотографии, сделанные на Sony NEX-3, можно посмотреть в галерее, посвященной корейской выставке. В частности, там показательна работа камеры в помещении с искусственным освещением.

Резюме

Самая маленькая из «беззеркалок», оснащенная «взрослой» матрицей, кажется едва ли не главным фаворитом в этой фото-гонке. Если Sony сдержат обещание не превратить $550 на западном рынке в более чем 20 тысяч рублей на нашем — камера грозит стать хитом. У нее все для этого есть: приятный дизайн, обширная функциональность, отличное качество съемки, яркий поворотный дисплей, приспособленность под новичка в мире фотографии. Парк оптики невелик, но будет расширяться. Недостатки, правда, тоже налицо: странное, громоздкое управление, излишне шустро сходящая на нет батарея, небезупречный авторежим, отсутствие в списке аксессуаров «башмака» для вспышки.

Но у Sony NEX-3 есть, пожалуй, главное для находящегося в столь конкурентной среде устройства: эта камера привлекательна, ее хочется купить. Те же самые эмоции (даже более сильные) вызывает, например Panasonic Lumix GF1, но она стоит в два раза дороже. В своей же ценовой нише NEX-3 смотрится очень сильно.