Привет, Илья! Как продвигается работа над альбомом «Пиратские копии»?
Работа кипит — мы решили показывать песни из него постепенно: на нашем YouTube-канале уже можно видеть клипы на песни «Кажется» и «Мошка», которые мы сделали совместно с художником Андреем Flakonkishochki, экс-участником группы NRKTK, а также ролик на заглавную песню альбома.
С чем обычно связаны самые большие сложности при записи альбома? Мы ни разу не записывались, не представляем, каково это вообще.
«Пиратские копии» «Мумий Тролль» выпускает «расширенным составом». Помимо DZA (он же электронный музыкант Саша Холенко), который уже приложил руку к первым синглам, в записи участвовали музыканты из американской группы Julien-K. Эти ребята принимали участие в прошлогоднем фестивале Vladivostok Rocks (V-Rox; www.vrox.org), а также мой хороший приятель Кифус Чанчиа, теперь известный публике по музыке к сериалу True Detective. Все мы обитаем на разных континентах и участвуем во многих проектах.
Сейчас, с повсеместным развитием интернета и новых технологий, «собрать» альбом стало гораздо проще и быстрее, можно даже не встречаться в студии, а обмениваться файлами в облаке. Но особую атмосферу, царящей во время записи «живых» сессий, никак не заменить. Так что первый раз собраться вместе — самое тяжелое.
Назовешь любимую песню с нового альбома — если, конечно, можешь выбрать среди собственных песен самую любимую?
Из опубликованных, пожалуй, «Мошка». Многие мои друзья и коллеги встретили ее в штыки. Но мне кажется, что это и есть сегодняшний я, продвигающийся сквозь тернии открытий — с юморком, не забывая считаться с ежедневными реалиями.
Как думаешь, сколько пиратских копий «Пиратских копий» разойдется по интернету?
Мы, признаться, сами инициировали тиражирование пиратских копий одной из песен. Заранее выложили в интернет трек «Последний отпускной» без гитарной партии, предложили всем желающим девушкам-гитаристкам записать свою версию песни, снять это на видео. Совместно с компанией Gibson уже выбрали трех финалисток — они получают в подарок гитары Gibson Min-ETune Futura, а победительница едет с нами на фестиваль Vladivostok Rocks и получает возможность сыграть вместе с «Мумий Тролль» на главной фестивальной сцене.
Отличная идея! Еще один вопрос про пиратов: как относишься к тому, что люди слушают вашу музыку бесплатно?
Конечно, переживаю, что за прогорклый салат в «шашлычке», от которого вас ждет изжога, вы готовы заплатить больше, чем за песню, которая, может быть, станет вашим саундтреком навсегда.
Мы тоже не понимаем такого подхода. С пиратами боретесь или предполагаете, что можно извлекать из них неденежную выгоду?
Музыка выше борьбы. Я просто пытаюсь сделать жизнь красивее и разнообразнее. Я вам напишу красивую песню, а вы под ее влиянием спрограммируете что-то красивое, так и будем жить...
Попробуем! Мы с удовольствием вспоминаем «Необыкновенный концерт Мумий Тролля в Гостином Дворе», помним о выступлении в кратере вулкана Горелый. Что дальше? Каких сюрпризов ждать фанатам?
В следующем году выйдет художественный фильм «SOS Матросу!» — увлекательная драма-комедия с музыкой, снятая во время нашего кругосветного путешествия на барке «Седов».
Одним из первых ваших хитов «федерального уровня» стала песня «Владивосток 2000». Понятно, что вы всей группой Владивосток любите, но, может, есть и другой город, про который вы хотели бы спеть так же зажигательно?
Мне нравятся большие города у моря или океана, в разных частях света — Лос-Анджелес, Кейптаун, Гонконг — с их сумасшедшим ритмом жизни и особой атмосферой, которая возникает от смешения сотен культур и наций.
Если бы ты мог, что в первую очередь изменил бы во Владивостоке?
Я каждый год бываю во Владивостоке и вижу, как меняется город — он становится более современным, строятся дома и мосты. Но ведь кроме комфортной инфраструктуры городу и его людям, я в этом уверен, нужна творческая среда, и я, как продюсер фестиваля Vladivostok Rocks, уже второй год делаю все, чтобы среду эту как-то заставить бурлить и кипеть, а город наш превратить в настоящий культурный центр всего Тихоокеанского региона.
Это замечательная затея. Можешь раскрыть нам имена самых интересных участников V-Rox в этом году?
В этом году на фестиваль приедут десятки гостей из Китая, Монголии, Японии, Великобритании, Германии, музыканты из Екатеринбурга, Москвы, Владивостока и Санкт-Петербурга, будет много владивостокских групп. Хедлайнерами заявлены Galaxy Express. Это одна из самых известных рок-групп Кореи, которых уже хорошо знают в Европе, но пока еще не у нас. Японцы Buffalo Daughter, китайская рок-группа Queen Sea Big Shark (невероятно популярная у себя на родине), группа из Монголии Mohanik.
Кого бы ты назвал самым интересным открытием прошлогоднего фестиваля?
Панк-рокеры No Brain, поставившие на уши абсолютно незнакомую для себя аудиторию в первые три минуты своего выступления. Красивейший психоделик-джаз-бэнд из Японии Ego Wrappin — я мечтал показать их российской публике лет десять, и, наконец, удалось. Группа «Айфо» из Екатеринбурга — на мой взгляд, очень цельная и крепкая, обреченная на федеральную популярность.
Фанатский вопрос: песня «Новая луна апреля», из-за которой вас прессовали, — она про что? Явно ведь не про пленумы советских коммунистов?
Это на то время наш барабанщик страдал, что одноклассница ему не..., то есть не замечает. Хотел перемен, так сказать...
А «Так надо»? Там в начале фигурирует мертвый шофер; нам почему-то кажется, что он из одного из рассказов Сомерсета Моэма.
Это про скоропостижные перемены. Но уже от лица певца.
А «Не звезда» в какой-то мере вдохновлена сериалом «Стар Трек: Вояджер»?
А это просто продолжение песни «Инопланетный гость», сиквел. «Стар Трек» тогда еще не показывали по телевизору.
«Делай меня точно» — потрясающая песня, и она была у вас в 1987-м. Если бы «Мумий Тролль» стал бешено популярен на 10 лет раньше, то как изменилась бы отечественная музыка? И страна? Мы почему-то уверены, что если бы вы выстрелили тогда, то очень многое было бы совсем иначе. Да-да, в масштабе страны — и мы абсолютно серьезны.
Время и место, безусловно, имеют значение, но обстоятельства подчас сильнее наших умозаключений. Может, и в мировом масштабе все было б по-другому. Но есть так, как оно есть. А будет, как мы постараемся. Хотя, признаюсь честно, обожаю петь свои песни, оказавшиеся неподвластными времени, будь то «Делай меня точно» или «Инопланетный гость», которую я написал еще тинейджером.
Есть ли сейчас какая-нибудь молодая группа, которая способна сделать то, что сделали вы — то есть изменить восприятие отечественной музыки широкой публикой? (И заодно изменить публику?)
Сегодня ситуация несколько иная, чем в девяностых и даже начале двухтысячных. Музыки стало в разы больше, в техническом отношении записать песню и донести ее (посредством интернета) до потенциального слушателя стало проще. Сложнее удержать внимание публики. У публики слишком много забот кроме музыки. Да и есть из чего выбрать. Трудно представить, что в сегодняшнем климате разразится настоящий гром.
О книжках. «Владивосток 3000» через три года после выхода стала более или менее реалистичной?
На днях узнал, что местный депутат предложил туризм привлекать посредством климатических изменений — отвернуть течение в Татарском проливе. Явно фанат нашей фантастической повести.
«Владивосток–3000» — фантастическая, но тесно связанная с реальными событиями киноповесть о существовании параллельного мира-пространства: города Владивосток–3000, в котором черты настоящего Владивостока слились с чертами его альтернативных, но нереализованных воплощений — от английского Порт-Мэя до китайского Хайшеньвэя. Владивосток-3000 — романтическая мечта о Тихоокеанской республике, где власть принадлежит морским офицерам. Мечта об идеальном городе-порте — свободном, экологически чистом, независимом, где никто не обращает внимания, с какой стороны у машины руль, а добыча даров моря из отрасли экономики превратилась во всеобъемлющую полумистическую республиканскую марикультуру.
Киноповесть рассказывает о том, как попасть в эту Тихоокеанскую республику, можно ли попросить в ней политического убежища, как связаны между собой два мира — реально существующий Владивосток, воспетый Ильей Лагутенко в песне «Владивосток–2000», и удивительный Владивосток–3000, существующий на страницах одноименного произведения.
Ты уже упоминал выше, как пару лет назад «Мумий Тролль» ходил в кругосветное плавание на паруснике «Седов». Не было ли ломки от отсутствия связи и интернета?
Совершенно не страдал, а, скорее, радовался, что был лишен всяческого информационного мусора в виде якобы крайне важных политических и иных ежедневных новостей. Расстраивало лишь то, что не всегда мог позвонить домой и спеть дочкам колыбельную.
Расскажешь о телефонах, которыми сейчас пользуются участники группы?
iPhone — потому что они все работают вместе с компьютерами, которые мы используем в нашем музыкальном деле.
Илья, мы знаем, ты любишь Китай. Готов ли ты перейти с нынешнего девайса на Xiaomi?
Вы знаете, что Лей Дзюня, основателя Xiaomi, пресса называет пиратской копией Стива Джобса? В свете нашего нового альбома надо, кстати, подумать и о новых гаджетах. И, кстати, для продвижения «Пиратских копий» «Мумий Тролля» в Китае, мы начали работать вместе с китайским музыкальным сервисом Xia Mi. Только не путайте, это разные иероглифы.
Самый первый мобильник свой вспомнишь?
Уже нет. Кажется, Ericsson.
Пригождается ли мобильный в работе?
Как будильник и почтовый ящик. Я ужасно не люблю говорить с людьми по телефону.
Просто не нравится. Мне кажется, кратких сообщений достаточно.
Наверняка недостаточно, пользуешься же приложениями наверняка?
Очень удобное приложение Uber — вызов такси. В Лос-Анджелесе пользуюсь им постоянно, так как таксисты в этом городе ненадежные. Машина приезжает быстро, за ее перемещением можно следить в режиме онлайн, а оплачивать картой. Без торговли за чаевые. Появилось оно уже и в России, по-моему, но пользоваться тут пока не приходилось. Еще постоянно пользуюсь Google Maps и Vivino (полезное приложение про вино).
Как относишься к играм на мобильниках?
Я не игровой человек, а в долгих перелетах предпочитаю спать или читать книжки.
Может, припомнишь случай, когда мобильник спас?
Я однажды потерялся в Японии, когда там еще не ввели GSM. Случись это сегодня, то попал бы домой гораздо раньше.
Получается, что не спас. Чего не хватает современным мобильникам? Инженеры нынче все что угодно сделают, была бы идея.
По-моему, они уже все придумали, далее — дело времени. Думаю, что какой-то синхронный перевод, более качественный, чем Google Translate, пригодился бы многим.
Ну вот же, даже Google есть куда развиваться. Спасибо за беседу и попутного ветра с «Пиратскими копиями»!
Сайт фестиваля Vladivostok Rocks (V-Rox): www.vrox.org
Фото: Huchalava, Юрий Ложечник, Дмитрий Плавшудин, Олег Бабенко, Натали Бородина, Ольга Костина