Эксперимент проходил на обычных, не самых ровных дачных 10 сотках, где трава иногда не выкашивается неделями, а кроме мягкого клевера и одуванчиков встречаются более суровые и жесткие сорняки.
Зовут нашего коллегу-дачника Павел. Раньше он пользовался сетевыми электрическими триммерами – на битву с травой на всем участке тратил часов по 12 (дело растягивалось на два дня). Да еще и дорожка к колодцу оставалась необработанной – не хватало провода, даже с удлинителем. Из-за перегрева горели моторы – больше двух сезонов ни один триммер не проработал. В общем, ему хотелось изменений к лучшему на своем участке, который стоял некошеным ко времени начала нашего эксперимента уже две недели. И они пришли – в образе двух садовых триммеров: бензинового (Makita EBH253U) и аккумуляторного (Makita DUR 182 LZ).
Наиболее продаваемые триммеры в нашей сети магазинов – бензиновые и электрические. Да и вообще по рынку это так. На триммеры пока никак не повлияли кризисные явления в экономике – падения спроса мы не зафиксировали. Хотя рост цен был, причем был он неравномерным: на какие-то бренды на 10%, а, например, устройства Husqvarna подорожали более значительно. Нельзя сказать, что в триммерах за последнее время появилось что-то инновационное в плане технологий. Покупателей производители, в основном, привлекают различными промо-акциями (подарки, скидки), рекламой. Ожидаемая инновация – автовключение (кнопкой) бензиновых триммеров; недалек тот час, когда они поступят в магазины.
Какой же из триммеров лучше себя показал? Чем косить траву на обычном участке, с его неровностями, сорняками и неожиданными пеньками в траве? Бензиновым или аккумуляторным триммером? А может, наш горожанин с дачей не променяет их на электрический, несмотря на его недостатки (у него ведь еще и плюсы есть: тихий, не тяжелый, экологичный). Это и есть главный вопрос нашего загородного теста.
Бензин, трава и новые впечатления
Бензиновый триммер, честно говоря, вызывал у нашего экспериментатора Павла страх и ужас. Все потому, что он где-то слышал, будто для этих шайтан-машин надо готовить какую-то смесь из бензина и масла. Да не ошибиться в пропорциях, да залить потом все это в бак, а после покоса не забыть вылить, если что-то останется (иначе через пару недель смесь испортится, триммер не заведется, а мотор радостно примут на починку в сервисном центре).
Семен Поляков, сеть магазинов «220 Вольт»:
Триммеры бывают с прямой и изогнутой штангой (непрямой передаточный вал, более хрупкий). Вторые обычно комплектуются только режущей леской: предназначены для более мягких условий работы.
Режущая леска может быть разного диаметра: обычно в инструкции модели есть информация о минимальном и максимальном. Круглая леска подойдет для дикорастущей травы. Леска с разнообразным сечением (квадрат, пятиугольник, звездочка и т.д.) хороша для ухоженой газонной травы, благодаря острым граням она лучше срезает стебли, но сильнее истирается, чем круглая. Поэтому следует выбирать леску с сечением повышенной прочности.
Триммеры с прямой штангой могут иметь на вооружении, как леску, так и литой нож из закаленной стали (или металлический зубчатый диск), который обеспечит такому устройству «повышенную проходимость». По сути, форма штанги сразу говорит, для каких условий эксплуатации пригодится триммер.
И Павел был прав в своих опасениях. Все эти мучения действительно актуальны для бензиновых триммеров с двухтактным мотором. Вчерашний день, да и только! Но мы вручили ему триммер с мотором четырехтактным – здесь «наводить смесь» не нужно: куда надо наливаешь бензин, а куда надо – масло. И никаких тебе проблем после покоса. Радостный Павел, облачившись в дачные одежды, уехал на фазенду – косить.
Основные технические характеристики бензинового триммера Makita EBH253U:
- мощность двигателя – 0,95 л.с./ 0,71 кВт;
- тип двигателя – четырехтактный, бензиновый;
- объем мотора – 24,5 см3;
- объем бензобака – 0,5 л;
- приводной вал – жесткий (прямая штанга);
- работа мотора на макс. мощности – 8500 об/мин;
- уровень производимого шума – 97,1 дБ;
- тип ручки – Т-образная (велосипедная);
- рекомендуемый диаметр лески – от 2,4 до 3 мм;
- вес без упаковки – 5,7 кг.
Мы ждали, что будут проблемы с запуском мотора (это случается у мотокос, в итоге часто бывает залита свеча зажигания), но с дачи пришли радостные новости – триммер завелся без проблем. И мы выяснили почему. Мало того, что мотор более современный, четырехтактный, так в нем еще есть праймер. Суть в том, что нажатием кнопки ты перед запуском предварительно подкачиваешь бензин в карбюратор (излишки после уйдут обратно в бак). Без праймера топливо качает насос карбюратора за счет стартера – заводить триммер дольше и сложнее.
Но завести триммер – это даже не полдела. Главное – покосить траву. И наш горожанин на даче сначала опечалился – косить бензиновым триммером было непривычно и даже как-то неудобно. Дело в том, что четырехлопастным ножом – им укомплектована эта модель – срезать траву можно только двигая им в одну сторону – справа налево в нашем случае (нож вращался против часовой стрелки). Обратно – бесполезно, ничего не срезает. Если просто поднести к траве – режет, но нехотя. Но вообще это касается многих триммеров с ножами. Крепись Павел, крепись и коси – выдай результат на-гора!
И вот еще что оказалось немного неудобным – таким ножом с лопастями довольно трудно обрабатывать участки около забора, стен дома и им подобные. Здесь бы, конечно, режущая леска пригодилась (а ее в комплекте поставки нет, хотя работать с ней триммер может, производитель явно жадноват: стоит Makita EBH253U около 16 000 рублей – далеко не самый дешевый вариант).
Цены на бензиновые триммеры начинаются примерно с 4 500 рублей (Hammer Flex MTK25A, Champion T221). Обычно это бытовые двухтактные модели мощностью от 0,60 л.с до 1,5 л.с. Мощность профессиональных моделей, которые пригодны для использования даже работниками коммунальных служб, может быть около 3 л.с., стоимость их может доходить до 50 000 рублей. Нижняя ценовая планка для четырехтактных моделей выше – 9 000-10 000 рублей (Champion T334FS, Caver GBC-31F). Их мощность обычно начинается от 1 л.с.
Понравилось ли что-то в этом триммере нашему Павлу-косарю? Еще как! Подопытные 10 соток он сумел привести в относительный порядок бензиновым триммером всего за 6 часов! И это при том, что косить «в одну сторону» было поначалу непривычно. Правда, раз в час приходилось наполнять бак новым бензином, но много времени это не отнимало. А еще Павел очень благодарил разработчиков специального крепления мотокосы, которое переносит большую часть веса непосредственно на тело – слабые руки современного горожанина, конечно, все равно подустали, но это была, скажем так, приятная усталость человека труда – с ног Павел через 6 часов покоса не валился (с рук тоже).
А еще Павел очень благодарил разработчиков специального крепления мотокосы, которое переносит большую часть веса непосредственно на тело
А как у бензинового триммера с шумом? Шумит, конечно – во время работы под 100 дБ, а это, простите, уровень оркестра или вагона метро. Примерно так же, кстати, шумит бензопила. В общем, лучше косить в специальных защитных наушниках или хотя бы использовать беруши для снижения уровня шума.
Семен Поляков, сеть магазинов «220 Вольт»:
Не забывайте про ширину обработки участка триммером. Чем больше режущая гарнитура (нож или режущая головка с леской), тем более широкую зону он захватывает при работе. В продаже есть модели, обрабатывающие, например, за раз полосу длиной 23 см. Обычно нож способен в этом смысле на меньшее, а вот с леской можно покосить и до 43 см за один проход.
Основные плюсы бензиновых триммеров:
- высокая мощность и производительность;
- справляется не только с травой, но и с молодой порослью деревьев и т.д.;
- быстрая работа (подходят для больших участков);
- нет ограничений в плане мобильности (нужен только запас бензина);
- электропровод не мешает косить;
- в продаже есть модели разных ценовых категорий.
Основные минусы бензиновых триммеров:
- более ощутимый вес, по сравнению с другими триммерами;
- больший шум от работы;
- наименее экологичные;
- довольно требовательны в обслуживании (особенно модели с двухтактным мотором).
Бензиновый триммер подходит для быстрой обработки больших участков, справится с высокой травой, даже с кустарником или молодняком деревьев (нужно использовать металлический нож, но и режущая леска в комплекте не помешает). Берите триммер помощнее, с четырехтактным мотором и желательно со специальным креплением для переноса веса триммера с рук на тело.
Коса на батарейках
Аккумуляторным триммером наш дачный экспериментатор Павел собирался косить подросшую траву через неделю. Но жизнь, простите за журналистский штамп, внесла свои коррективы – выходные выдались дождливые. А мокрую траву (в том числе с выпавшей росой), если кто не знает, косить крайне не рекомендуется, особенно триммерами с электромотором снизу (у нашего Makita DUR 182 LZ он, правда, сверху, но решено было не рисковать).
Семен Поляков, сеть магазинов «220 Вольт»:
Но у верхнего движка тоже есть проблемы: из-за наличия передаточного вала от него к ножу теряется часть мощности. Если взять два электротриммера, мощностью 1 000 Вт, то модель с верхним мотором будет менее производительной.
Суть в том, что вода и электричество – совсем не друзья, и моторы с плохой защитой от влаги, которые часто ставят на дешевые, в основном китайские триммеры быстро выходят из строя. Когда Павел владел дешевым китайским триммером – у него как раз случилась такая неприятность. В общем, трава через две недели, когда по солнышку наш современный горожанин добрался-таки до родимой дачи, стала такой же, как и когда ее косили бензиновым триммером. И это хорошо – полностью одинаковые условия теста.
Никакого опыта использования аккумуляторных электрокос до этого у Павла тоже не было (как и бензиновых). Оттого еще интересней, правда, Павел? Триммер Makita DUR 182 LZ комплектуется только режущей леской (диаметр – 2 мм). Это значит, что малинник им точно не выкосишь. Но никто и не собирался: в ход пошло все то же разнотравье с редкими включениями молодого кустарника.
Вооружен наш отважный косарь был не только триммером, но и двумя Li-Ion-аккумуляторами, емкостью 1,5 А·ч каждый (вообще, этот тримммер может работать с батареей емкостью до 4 А·ч). Они, кстати, с триммером не поставляются, но подходят к нему батареи от всех других аккумуляторных приборов Makita (такая вот унификация с элементами «подсаживания» на бренд). Мы выдали Павлу батареи от дрели.
Семен Поляков, сеть магазинов «220 Вольт»:
В современные аккумуляторные триммеры устанавливают литий-ионные батареи (Li-Ion). Такие заряжаются не более часа, а работать могут несколько часов (зависит от емкости, конечно). Нет эффекта памяти и саморазряда, как у никель-кадмиевых. Даже при малом заряде Li-Ion-триммер будет выдавать полную мощность, тогда как в случае с NiCd-батареей она снижается со снижением уровня заряда.
Основные технические характеристики аккумуляторного триммера Makita DUR 182 LZ:
- Источник питания – аккумулятор;
- Аккумулятор в комплекте – нет;
- Максимальная емкость аккумулятора – 4 А·ч ;
- Режущий элемент в комплекте – леска;
- Возможность работы с лопастным ножом или диском – да;
- Напряжение питания – 18 В;
- Ширина скашивания – 30 см;
- Частота холостого хода мотора - 3500-6000 об/мин;
- Габаритные размеры: 1830×287×253 мм;
- Масса - 3,9 кг.
И чем, вы думаете, кончилось дело? Как прошел покос? Ничем и никак, по сути. Павел разочаровано сообщил в редакцию, что зря в этот раз ехал на дачу. Во всяком случае, покосить траву толком не получилось – одного заряда аккумулятора хватало минут на 20 работы. При этом лески для предложенной травы явно не хватало, триммер «плохо тянул» – косил как-то нехотя, еле-еле. То есть, здесь пригодился бы металлический нож (с ним этот триммер тоже работает, но приобретать нужно отдельно), да и мощность мотора бы побольше.
Цены на аккумуляторные триммеры начинаются с 5 000-6 000 рублей (Makita, Bosch, Gardena, Worx, напряжение питания от 12 В) и доходят до 30 000 рублей (Husqvarna 536LiL, Makita DUR361URF2 с двумя аккумуляторами в комплекте поставки, 18 В). Чаще всего модели с нижним расположением мотора стоят дешевле, чем устройства с двигателем в верхней части. Триммер Makita DUR 182 LZ с верхним мотором, которым косили траву мы, обойдется примерно в 12 000 рублей.
Промыкавшись с «этой бесполезной шваброй» (цитируем нашего экспериментатора) около 3 часов – 40 минут работы, плюс по часу на заряд каждого аккумулятора, плюс еще 40 минут работы – Павел разочаровано сообщил, что более-менее обработано было в итоге не более 2 соток территории. Такое вот аккумуляторное фиаско.
Основные плюсы аккумуляторных триммеров:
- мобильность;
- небольшой (по сравнению с бензиновыми) вес;
- меньший уровень шума (в сравнении с бензиновыми).;
- экологичность;
- простота обслуживания;
- в продаже есть модели разных ценовых категорий.
Основные минусы сетевых электротриммеров:
- ограничения по времени работы (из-за емкости аккумулятора);
- меньшая производительность (мощность);
- возможен перегрев мотора (автоотключение).
Аккумуляторный триммер с режущей леской – это вариант для небольших участков с «легкой» травой. С ножом он мог бы решать более сложные задачи, но до бензинового ему далеко. С ним легко справится женщина: он прост в использовании, имеет малый вес, не требует сложного обслуживания. Мобильность – большой плюс, но только если работать с емким аккумулятором.
Сводная табица результатов работы садовых триммеров на опытном участке
Напомним, что на обработку этого же участка сетевым электротриммером уходило около 12 часов, а качество кошения (легкость, результат) Павел в итоге назвал хорошим – немного хуже, чем у бензинового триммера. Но провода не хватало на всю лужайку, так что часть ее оставалась необработанной.
Мнение Hi-Tech.Mail.Ru
Для большого участка однозначно лучший вариант – бензиновый триммер. Никаких ограничений по времени работы (только лей бензин). При этом получите качественный результат за относительно небольшое время (зависит от площади участка и мощности модели, конечно). Желательно, брать такой триммер с четырехтактным мотором – это самый неприхотливый бензиновый вариант. Обязательна возможность работать как с ножом, так и режущей леской – задачи даже на 10 сотках бывают разные. Дополнительное удобное крепление на теле облегчит кошение, но все равно, работа с бензокосой – дело мужское. Она по весу больше других, работает громко, да и воздух выхлопными газами на время портит.
Если косить нужно не много (так, траву у дома) – подумайте об электротриммерах. У сетевых есть ограничение мобильности из-за длины провода, но вы же рядом с домом – ничего страшного. Только осторожно – не обрежьте сам провод. И не косите ими мокрую траву.
У аккумуляторных триммеров, которые якобы лишены проблем с мобильностью, на самом деле эти проблемы еще больше, чем у сетевых. Li-Ion-аккумуляторы – это, конечно, хорошо. Но для того, чтобы обработать придомовой участок с «легкой» травой (на 10 соток даже не замахивайтесь, да что там – и с 5 сотками могут быть проблемы) хотя бы за пару циклов кошения – придется запастись емким аккумулятором (просто купите самый емкий, который подходит к триммеру). Это дополнительные траты, если батареи нет в комплекте поставки. Зато электрокосы не сильно шумят и меньше весят – справится с кошением травы не только мужчина. Плюс экологическая чистота – на даче этого особенно хочется.
P.S. Как уже отмечалось – инициатива наказуема. На этом наш эксперимент не закончен. Скоро вас ждут новые приключения Павла на даче: на этот раз в дело пойдут газонокосилки разного типа. Ведь ему нужна идеальная лужайка.
Благодарим сеть магазинов «220 Вольт» за предоставленные садовые триммеры.