Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
28 мая 2009

Все о мониторах

От качества изображения на экране монитора напрямую зависят уровень комфорта при работе на ПК, успешность выполнения множества задач, связанных с компьютерной графикой (в том числе цифровой фотографией), и даже здоровье и самочувствие пользователя. Поэтому дисплей для ежедневного использования нужно выбирать тщательно, а после покупки грамотно его настроить, чтобы «подогнать» картинку к условиям эксплуатации и характеру решаемых на компьютере задач.
Данные в этой статье советы пригодятся абсолютно всем пользователям. Занятые выбором монитора смогут расставить приоритеты и найти нужную модель; те, кто пока не готов к его покупке, получат возможность критически оценить свой рабочий дисплей и на основании полученных данных понять, надо ли оперативно искать ему замену или пока можно не спешить. Инструкции по настройке позволят значительно улучшить качество изображения даже на старом или дешевом мониторе, а владельцы дорогих и полупрофессиональных моделей смогут довести картинку на экране до совершенства.

Материалов по этой теме так много, что мы мало того, что разбили эту статью на несколько страниц, но даже были вынуждены разделить ее на две части. Вторую часть ищите тут.

Конструкция ЖК-дисплея
Основным элементом конструкции является сеть ячеек (1) , заполненных жидкими кристаллами, – веществом, молекулы которого могут менять пространственную ориентацию под воздействием электрического поля. Управляющая электроника (2) дисплея получает с видео входа (3) сигнал, в зависимости от которого на ячейку либо подается напряжение, либо нет. В зависимости от наличия/отсутствия напряжения жидкие кристаллы располагаются так, что поляризующая пленка (4) перестает пропускать свет ламп подсветки (5), распределенный специальной пленкой (6), или, наоборот, практически полностью его пропускает. Рисунок на экране образует «мозаика» из множества ячеек, закрытых на заданную величину.
 

Каждый пиксел состоит из трех субпикселов, снабженных светофильтрами базовых цветов – красного, зеленого и синего, – благодаря этому становится возможным вывод цветных изображений. В матрицах типа TN+Film применяется пленка, увеличивающая максимальные углы обзора (7).


Основные характеристики монитора

Прежде чем идти в магазин за новым дисплеем, надо определить, по каким критериям его оценивать. Понятие «качественное изображение» складывается из нескольких объективных параметров, понимание сущности и важности которых необходимо для осознанного выбора. Малую часть из них можно почерпнуть из паспортных данных устройства, некоторые характеристики пользователь может оценить самостоятельно, но самые важные параметры можно измерить только с помощью специального оборудования – в этом лучше полагаться на тесты мониторов.

1 Размер экрана. Самая понятная характеристика монитора. На сегодняшний день модели с диагональю 20–22 дюйма являются универсальными для домашнего использования. Более крупные мониторы хорошо подходят для просмотра видео, но работать будет не очень удобно. Покупка моделей меньшего размера для большинства пользователей попросту лишена смысла: даже большинство 24-дюймовых мониторов сейчас можно приобрести по цене до 10 тыс. руб.

2 Соотношение сторон. Стандартной пропорцией экрана для современных мониторов является 16:10. Дисплеи формата 4:3 уже практически вымерли. При этом появились первые модели мониторов с весьма спорным соотношением сторон 16:9. Разрешение на их экранах соответствует формату High Definition. К примеру, классический широкоформатный монитор с диагональю 24 дюйма имеет разрешение 1920х1200 точек, а «новомодный» – 1920х1080 и, соответственно, высота его экрана меньше на 120 точек. Единственное, что оправдывает эту потерю, – возможность смотреть фильмы в HD без горизонтальных черных полос по краям.


3 Зерно. Мониторы, по размеру экрана принадлежащие к смежным категориям, нередко имеют одинаковое разрешение (например, у 20- и 22-дюймовых дисплеев штатно – 1680х1050 точек). В таких случаях единственное преимущество, которое имеет более крупная модель, – более крупная картинка. Размер изображения в пикселах у большего дисплея не превышает размер у меньшего, более того – на мониторе с большей диагональю в этом случае картинка будет менее четкой изза большего размера пиксела (который и называется зерном).

Внимание! Ноутбучные экраны отличаются большим разнообразием комбинаций размера экрана и разрешения. В продаже можно найти модели с одинаковой диагональю дисплея, при этом количество пикселов на них будет различаться раза в полтора. В этом случае до покупки устройства необходимо посмотреть оба варианта «вживую», иначе вполне вероятно, что картинка на экране приобретенного ноутбука будет казаться недостаточно четкой, либо вам придется «ломать глаза», работая с мелкими элементами интерфейса при повышенном разрешении.

4 Яркость. Этот параметр измеряется в канделах на квадратный метр (кд/кв. м). Для комфортной работы с текстовыми документами и веб-серфинга яркость монитора не должна быть менее 80 кд/кв. м., а для игр и просмотра фильмов можно дать только одну рекомендацию: чем выше яркость, тем лучше. Вопреки возможным опасениям, монитор с «избыточной» яркостью не повредит глаза, так как ее можно понизить, а вот повысить яркость сверх максимума в случае, если монитор «ослепнет» в яркий солнечный день, уже не получится. Яркость монитора всегда указывают в его техническом описании, и этим данным можно верить – в большинстве случаев они недалеки от реальности.

5 Контрастность. Определяется как отношение яркости белого цвета на экране к яркости черного (см. следующий параметр) и записывается как пропорция (например, 500:1). Высокая контрастность делает изображение более «осязаемым» и «живым», поэтому ее значение трудно переоценить. Для современного жидкокристаллического дисплея нормой является контрастность в районе 400–500:1, у более «серьезных» моделей этот параметр может доходить до 700:1 и даже выше. Минимальный рекомендуемый уровень контрастности для домашнего монитора – 300:1. В отличие от яркости контрастность монитора, указанная производителем, не всегда соответствует действительности.

6 Глубина черного цвета. Жидкокристаллическая матрица не излучает собственного света и, независимо от того, черный или белый цвет отображает, подсвечивается лампами постоянной яркости. Недостаток такого подхода заключается в том, что закрытые пикселы не полностью задерживают свет и некоторая его доля попадает наружу, превращая черный цвет в темно-серый. При ярком дневном свете этот недостаток может быть не заметен, но он способен подпортить удовольствие от ночного просмотра фильма или компьютерной игры. Производители мониторов не указывают конкретные данные об обеспечиваемой их продуктами глубине черного цвета. Но для того чтобы сравнить разные дисплеи, этот параметр можно вычислить самостоятельно, зная яркость и контрастность устройств: просто поделите первое значение на второе. Например, у дисплея с яркостью 200 кд/кв. м. и контрастностью 400:1 яркость черного цвета (или, как говорят, черной точки) составит 0,5 кд/кв. м – это довольно много для современного дисплея. А у модели с той же яркостью и контрастностью, равной 800:1, черные пикселы будут «светить» с яркостью 0,25 кд/кв. м – очень хороший результат.


7 Время отклика. Промежуток, необходимый для того, чтобы ячейка ЖК-матрицы изменила свою яркость от одного заданного значения до другого. Время отклика составляет от нескольких единиц до десятков миллисекунд. При большом времени отклика быстро движущиеся объекты на экране оказываются смазанными, что совершенно некритично для работы с текстом или статичной графикой, но сильно портит удовольствие от динамичной игры или фильма. Чтобы избежать этого, время отклика дисплея не должно превышать 8 мс, а свести эффект «замыливания» к минимуму могут 4-миллисекундные экраны.

Не стоит верить значению времени отклика, которое указывает производитель в описании монитора. Дело не в том, что фирма может предоставить заведомо ложные сведения (такое случается крайне редко), а в различии методик измерения этого параметра.

Традиционно замеряется время перехода пиксела от 10-процентной к 90-процентной яркости, при этом соответствующие данные маркируются как BtW (Black to White – от черного к белому). Но эта методика не объективна: столь резкий переход яркости ячейка матрицы преодолевает с максимальной скоростью, а наиболее часто возникающая реальная ситуация, в которой он имеет место, – это работа с текстом – здесь инертность дисплея не играет большой роли. Напротив, в изображениях, чувствительных к времени отклика (фильмы, игры), как правило, преобладают небольшие изменения яркости. А они занимают гораздо больше времени. Для моделирования этих ситуаций используется методика GtG (Grey to Grey – от серого к серому), результат которой определяется как среднее арифметическое времени перехода пиксела между несколькими градациями серого. Данные, полученные таким образом, разумеется, гораздо ближе к реальности. Но какую именно методику применил производитель монитора для получения паспортных данных, чаще всего не сообщается. Поэтому лучше положиться на результаты объективных тестов, проведенных специалистами, и, разумеется, при покупке монитора проверить «на глаз», не размывается ли изображение на экране при перемещении окон и воспроизведении динамичного видео.

ТЕХНОЛОГИЯ OVERDRIVE


Современные ЖК-матрицы достигают минимальных значений времени отклика за счет своеобразного «разгона» ячеек – технологии Overdrive, или RTC (Response Time Com pensation – компенсация времени отклика). Суть ее в том, что при изменении яркости пиксела на него подается кратковременный импульс повышенного напряжения: жидкие кристаллы начинают поворачиваться на больший угол (и с большей скоростью), но управляющая электроника останавливает их «на полпути». Увы, она не всегда «успевает» это сделать, поэтому ячейка иногда «пролетает» нужное значение яркости, и на экране появляются специфические артефакты: светлые «шлейфы», сопровождающие темные объекты в движении. Степень выраженности этого дефекта зависит от качества реализации Overdrive, и оценить ее можно самостоятельно: просто «погоняйте» курсор мыши по серым окнам на экране монитора и посмотрите, не оставляет ли он след.

8 Углы обзора. Одним из недостатков жидкокристаллических дисплеев является ухудшение изображения при взгляде на экран под острым углом: падает контрастность и снижается точность передачи цветов. Малые углы обзора делают невозможным комфортный просмотр изображения на мониторе одновременно несколькими людьми, да и для одного пользователя могут создавать проблемы: на экранах с большой диагональю картинка по краям дисплея всегда наблюдается под некоторым углом. Хорошее значение углов обзора, позволяющее пользоваться монитором без особых ограничений, – 160 градусов по вертикали и столько же по горизонтали.

Если внимательно изучить технические характеристики современных мониторов, то окажется, что почти все из них вписываются в этот стандарт. Однако в данном случае используется тот же трюк, что и с методиками измерения. Изначально максимальные углы обзора регистрировались на таком уровне, когда контрастность изображения падала до 10:1. Но некоторые производители используют более «либеральную» методику, позволяющую контрастности опускаться до 5:1. Кроме того, измерение контрастности не позволяет оценить искажение цветопередачи при изменении угла зрения, а оно в большинстве случаев выражено гораздо сильнее. Поэтому данные об углах обзора, которые указывают разработчики, полностью лишены практического смысла. Необходимо либо оценивать углы обзора «на глазок» – при самостоятельном осмотре дисплея, либо руководствоваться профессиональными тестами.


9 Цветовой охват. Представляет собой диапазон цветов, которые может воспроизвести монитор. Обычно производитель не дает таких данных, но их можно почерпнуть из тестов. Количество оттенков, которые способен воспроизводить монитор, измеряется в процентах от какого-либо цветового пространства, как правило – sRGB. Большинство современных дисплеев способны воспроизвести 105–110% цветового охвата sRGB, и этого вполне достаточно. Только пользователям, профессионально работающим с графикой, имеет смысл ориентироваться на стандарт AdobeRGB, который предполагает передачу более насыщенных оттенков. У лучших моделей мониторов цветовой охват приближается к границам AdobeRGB или даже превышает их. Но имейте в виду: для корректного отображения графики стандарта sRGB на таком мониторе нужно использовать программы, поддерживающие управление цветом. Не все приложения обладают такой возможностью, поэтому пользователь периодически будет сталкиваться с искажениями цветов.

10 Точность цветопередачи. Это наиболее важный параметр дисплея для всех задач, связанных с обработкой фотографий и цветной компьютерной графики. В технической документации на мониторы она не указывается, оценить точность передачи цветов субъективно под силу только профессионалам, и то вооруженным специализированным оборудованием, поэтому единственным источником достоверной информации являются опять-таки тесты мониторов. В них могут фигурировать два основных показателя: ΔE и график гамма-кривых.



Параметр ΔE показывает среднее арифметическое отклонения всех цветов от эталона. Нормальная для большинства пользователей цветопередача будет при ΔЕ меньше 5, профессионалам необходимы мониторы с ΔЕ в пределах от 0 до 1,5.

Однако ΔЕ не является универсальным показателем: она характеризует цветопередачу с позиции стандарта sRGB, поэтому не пригодна для оценки мониторов с расширенным цветовым охватом. Более информативны графики гамма-кривых: функции, отображающие зависимость яркости пиксела от уровня сигнала на видеовходе, рассчитанные отдельно для красного, синего и зеленого цветов. По расхождению этих линий можно определить силу искажений цветопередачи, а также условия, при которых они появляются. К примеру, если кривые примерно совпадают по всей длине, кроме верхнего участка, то цвета будут нарушены только в светлых областях изображения. Форма гамма-кривых позволяет судить о контрастности картинки и характеризуется определенным числом. В идеале линии должны быть плавно «провалены». Это соответствует гамме 2,2 для «персоналок» и 1,8 для компьютеров Apple Mac. Если кривые опущены сильнее («гамма-число» превышает 2,2), то изображение будет слишком темным, неяркие оттенки сольются друг с другом. Если же измеренные кривые проходят выше идеальных, картинка на экране окажется белесой и «невыразительной».


11 Равномерность подсветки. Так же как и недостаточная глубина черного цвета, неравномерная подсветка матрицы будет хорошо заметна при работе в темноте. При выборе монитора в магазине вам вряд ли позволят выключить свет, поэтому опять-таки придется изучать результаты тестов. В большинстве случаев специалисты указывают среднее значение отклонения яркости подсветки различных участков экрана от усредненной яркости матрицы либо яркости в центре изображения. В лучшем случае этот показатель не должен превышать 5–10%, отклонение в пределах 10–15% является приемлемым. Если же значение больше, перепады яркости на экране будут создавать большие неудобства. Имейте в виду, что дисплеи, не отличающиеся достаточной глубиной черного цвета, входят в «группу риска» в отношении неравномерности подсветки.

Мнение
Пользователь становится счастливым обладателем дисплея в двух случаях: когда покупает монитор для своего ПК и когда приобретает ноутбук. Во втором случае не стоит забывать о том, что чем выше класс ноутбука (и, соответственно, его цена), тем лучше установленная в устройстве ЖК-матрица.

Сейчас все большее количество моделей ноутбуков оснащается экраном со светодиодной подсветкой. Основные преимущества LED-панелей – низкое энергопотребление, высокая яркость и равномерная «заливка» экрана светом. Кроме того, такие мониторы и экраны ноутбуков имеют меньшую – по сравнению с традиционными дисплеями – толщину. Но использование светодиодной подсветки не гарантирует безупречного качества картинки: точность цветопередачи зависит от других технических характеристик дисплея и параметров его настройки, а контрастность определяется исключительно конструкцией ЖК-матрицы.

Большинство современных дисплеев имеет глянцевое покрытие. Они передают изображение более четко и контрастно, но имеют серьезный недостаток – сильно бликуют на свету. Пользователи, предпочитающие матовые экраны, сегодня сильно ограничены в выборе, но, как мне кажется, уже к концу этого года мода на «дисплейный глянец» уйдет и экраны на новых моделях перестанут быть блестящими.

В будущем ощутимо поднять качество цифрового изображения позволят дисплеи на основе технологии OLED. Первые модели с таким экраном уже выпущены и демонстрируют выдающиеся показатели яркости, контрастности и цветопередачи, но от массового применения технологию удерживает высокая цена. Как только станет возможным снизить стоимость производства до приемлемого уровня, OLED-дисплеи заменят жидкокристаллические матрицы.

%%%

Типы жидкокристаллических матриц

Жидкокристаллическая матрица – основной компонент монитора, от конструкции которого качество изображения зависит больше, чем от какой бы то ни было другой детали. Подавляющее большинство современных дисплеев использует матрицы трех различных типов, каждый из которых имеет свои особенности, дающие преимущества в одних случаях и осложняющие работу в других.

Поэтому первое, что нужно определить, присматриваясь к монитору какой-либо модели, – тип матрицы, который он использует. Этот параметр, как правило, не указывается в руководстве пользователя устройства и редко приводится в информации об устройстве на сайте разработчика. К счастью, нужную информацию всегда можно найти на «железных» сайтах Интернета, а изучая дисплей «вживую», матрицу можно опознать по характерным особенностям изображения – они указаны ниже для каждого типа.

TN+Film

Старейший из существующих типов жидкокристаллических экранов, использовавшийся еще во времена монохромных матриц без фоновой подсветки. TN означает Twisted Nematic, то есть «скрученные спиральные». В ячейке такой матрицы при подаче напряжения жидкие кристаллы действительно скручиваются в спираль с осью, параллельной экрану, за счет чего пиксел становится непрозрачным. Слово Film относится к пленке, увеличивающей углы обзора, которой покрываются все современные TN-экраны.


Несмотря на почтенный возраст технологии, матрицы этого типа используются чаще всех остальных вместе взятых. Более того, среди офисных и мультимедийных мониторов с диагональю до 20 дюймов, выпущенных за последние два года, использующих другие матрицы, почти нет. Такую популярность TN-модели заслужили благодаря нескольким важным достоинствам.

+ Низкая цена. Мониторы на основе TN-матриц стоят довольно дешево. Такой дисплей с диагональю 24 дюйма и разрешением Full HD можно купить менее чем за 8 тыс. руб.!

+ Малое время отклика. Технология TN+Film даже «в чистом виде» смогла опустить показатель GtG до 8 мс, а использование Overdrive сделало возможным производство матриц с временем реакции 2 мс.

+ Глубокий черный цвет.

+ Высокая контрастность. Предыдущее достоинство позволяет лучшим моделям TN-матриц демонстрировать выдающиеся показатели контрастности – до 1000:1.

Однако технология TN+Film обладает и рядом существенных недостатков, делающих невозможным применение матриц на ее основе в области профессиональной работы с графикой и обращающих внимание многих пользователей на экраны других типов.

Небольшие углы обзора. Неисправимый порок всех TN-матриц, обусловленный спецификой технологии. Оптические свойства жидкокристаллической спирали сильно меняются при изменении угла прохождения света. Как следствие, изображение ощутимо теряет контрастность и точность передачи цвета даже в том случае, если смотреть на экран, сидя рядом с человеком, который за ним работает. Это касается углов обзора по горизонтали; с вертикальными углами ситуация еще хуже: если смотреть на экран сверху, картинка бледнеет, снизу – чернеет, а некоторые цвета оказываются инвертированными. По этой причине в продаже практически нет мониторов на основе TN+Film с возможностью поворота в портретный режим. Именно заметная деградация изображения при взгляде под большим вертикальным углом позволяет безошибочно опознать TN-матрицу.

Невысокая точность цветопередачи. От TN-дисплея нельзя добиться по-настоящему точного воспроизведения цветов. Достаточно дорогие и качественные модели нередко удается довести «до ума» путем аппаратной калибровки, но с заводскими настройками можно рассчитывать лишь на цветопередачу среднего уровня.

Низкая контрастность у многих моделей. Дешевые матрицы на основе TN+Film выдают довольно блеклую, «плоскую» картинку, дорогие этим недостатком не страдают.

Заметные «битые» пикселы. Так как ячейка матрицы закрывается при подаче напряжения, пикселы, вышедшие из строя, представляют собой яркие белые точки на экране.

В целом монитор на основе TN-матрицы подойдет для большинства пользователей, не предъявляющих к качеству изображения повышенных требований. Только не забывайте следить за тестами мониторов и внимательно исследовать дисплей при покупке.

ВИДЕОВХОДЫ
Основным интерфейсом, применяемым для подключения ЖК-мониторов к видеокарте, является DVI, а наиболее «свежие» модели оснащены разъемами HDMI или DisplayPort.

С практической точки зрения между ними нет никакой разницы, т.к. все перечисленные интерфейсы совместимы друг с другом с помощью переходников. Единственное, что следует иметь в виду: мониторы, размер изображения на которых превышает 1920х1200 точек, нуждаются в подключении по интерфейсу Dual Link DVI с повышенной пропускной способностью. Необходимо, чтобы его поддерживала как видеокарта ПК, так и соединительный кабель: полный набор контактов позволит отличить его от обычного Single Link-провода. При этом большинство моделей дисплеев дополнительно оснащается аналоговым входом VGA, а бюджетные дисплеи имеют в наличии только его. При внушительных размерах изображения (от 1440х900 точек) аналоговое подключение ухудшает качество картинки.

ТИПЫ ПОДСВЕТКИ МАТРИЦЫ
Матрицы большинства мониторов подсвечиваются с помощью ламп с холодным катодом (CCFL). Их качество в значительной степени определяет ширину цветового охвата: чем чище белый цвет, излучаемый лампами, тем глубже цвета, воспроизводимые дисплеем. Поэтому в дорогих высококачественных мониторах применяются лампы типа Wide Gamut CCFL (позволяют приблизить цветовой охват к границам стандарта AdobeRGB) или подсветка на основе светодиодов (позволяет «выйти» далеко за границы AdobeRGB). Но имейте в виду: не все мониторы со светодиодной подсветкой обладают расширенным цветовым охватом. Лучший вариант – дисплеи на основе технологии RGB LED: использование массива цветных светодиодов позволяет настроить подсветку с максимальной точностью.

S-IPS

Технология IPS – основной антагонист TN+Film, ее особенности фактически являются зеркальным отражением достоинств и недостатков последней. Название стандарта расшифровывается как In-Plane Switching (от англ. – поворот в плоскости) и отражает принцип действия ячейки матрицы данного типа: в исходном положении все жидкие кристаллы ориентированы параллельно плоскости экрана, при подаче напряжения они поворачиваются на 90 градусов, перекрывая поток света. Наиболее распространенным вариантом технологии является S-IPS. Выбрав монитор с таким экраном, можно рассчитывать на следующие качества.



+ Непревзойденная точность цветопередачи. S-IPS является основным типом матриц для жидкокристаллических дисплеев, используемых в профессиональном дизайне и обработке фотографий. И неспроста – цвета на таких экранах исключительно весьма естественные и приятные. Даже обычные пользовательские модели с S-IPS-матрицей удается «проапгрейдить» до профессионального уровня с помощью аппаратной калибровки.

+ Широкие углы обзора. У хороших S-IPS-матриц качество картинки не теряется при обзоре практически под любым углом – как по горизонтали, так и по вертикали: изображение постепенно темнеет, но цвета почти не искажаются. Единственный небольшой «баг» – при отклонении угла зрения в горизонтальной плоскости темные цвета приобретают фиолетовый оттенок. Это характерный признак, позволяющий безошибочно опознать матрицу типа S-IPS.

+ Малозаметные «битые» пикселы. В обесточенном состоянии ячейка S-IPS матрицы закрыта, поэтому пикселы, вышедшие из строя, выглядят как черные точки и в большинстве случаев «глаза не мозолят».

Однако ради возможности наслаждаться безукоризненным отображением фотографий, забыв об углах обзора, придется смириться с рядом неприятных особенностей технологии S-IPS.

Невысокая контрастность. Данный параметр даже у лучших IPS-моделей дотягивает лишь до уровня, характерного для средненьких TN-матриц (около 200–250 кд/кв. м), это связано со следующим недостатком технологии.

Неглубокий черный цвет. Вместо настоящего черного мониторы с таким экраном воспроизводят темно-серый цвет – это незаметно при использовании днем, но может подпортить впечатление от просмотра фильма или компьютерной игры в темноте.

Небольшое время реакции у некоторых моделей. С этим недостатком успешно борется технология Overdrive. Тем не менее при покупке монитора с S-IPS-матрицей не помешает проверить, насколько хорошо он отображает движущиеся объекты.

Высокая цена. Качественный монитор на S-IPS-матрице стоит раза в полтора дороже, чем аналогичная по размеру экрана модель на основе TN+Film.

Таким образом, дисплеи на основе технологии S-IPS предназначены для пользователей, работающих с цветной графикой, а также для тех, кто хочет год за годом наслаждаться изображением высочайшего качества. При воспроизведении фильмов и игр картинка на S-IPS будет выглядеть менее эффектно, чем на других типах матрицы. Кроме того, за таким монитором придется поохотиться (их немного даже среди моделей с большой диагональю), а затем расстаться с кругленькой суммой.

MVA (PVA)

Эта технология представляет собой компромисс между TN+Film и S-IPS. Буквы VA расшифровываются как Vertical Alignment (вертикальная ориентация) и указывают на характер расположения жидких кристаллов в ячейке матрицы – перпендикулярно плоскости экрана. Буква M означает Multidomain: кристаллы разделены на два «домена», образующих V-образную структуру. При подаче напряжения на ячейку матрицы «домены» размыкаются и пропускают свет.


Смысл использования такой сложной конструкции – в увеличении углов обзора.


Столь сложная структура используется неспроста. В исходном варианте VA жидкие кристаллы составляли вертикальные ряды. При промежуточных значениях яркости пиксела углы обзора были чрезвычайно узкими.

С точки зрения пользователя, MVA-матрицы обладают рядом преимуществ, делающих мониторы на их основе весьма привлекательными.

+ Высокая точность цветопередачи. Экраны, использующие технологию MVA, отображают цвета значительно достовернее, чем TN-матрицы, хотя и недотягивают в этом отношении до S-IPS. Причина этого заключается в специфической особенности «доменной» организации: при взгляде под прямым углом часть тонких цветовых переходов на MVA-матрице теряется, а при небольшом отклонении угла зрения – восстанавливается.

+ Высокая контрастность – не хуже, чем у лучших матриц на основе TN+Film. Особенно хороши в этом отношении матрицы, основанные на родственной технологии PVA (между прочим, эти матрицы выпускает только фирма Samsung, что в некоторой степени гарантирует постоянное качество экранов).


+ Глубокий черный цвет – спутник высокой контрастности.

+ Широкие углы обзора. Изображения на MVA-матрице незначительно теряют контрастность и точность цветопередачи даже при взгляде на экран монитора под большим углом – как по горизонтали, так и по вертикали.

А недостаток у MVA/PVA-матриц один.

Большое время реакции. Экраны данного типа «от природы» сильно «подтормаживают». И хотя повсеместно применяемый сегодня Overdrive творит чудеса (в определенных пределах, разумеется), при покупке монитора с MVA/PVA-матрицей необходимо обращать особое внимание на этот параметр.

Дисплеи с данным типом жидкокристаллической матрицы наиболее универсальны. Они подойдут как для любительской работы с цветной графикой, так и для компьютерных игр и просмотра фильмов (не зря MVA/PVA широко используется для производства телевизоров). Увы, как и в случае с технологией S-IPS, мониторы на основе MVA/PVA можно найти только среди достаточно крупных и дорогих моделей.

%%%

Настройка монитора

Даже выдающиеся технические характеристики монитора не дают гарантии того, что изображение на экране будет идеальным. От настройки дисплея качество картинки зависит не меньше, чем от его электронной «начинки».

Заводские настройки в большинстве случаев не позволяют монитору полностью раскрыть свой потенциал. На это есть три причины.

1 Экономия. Чем дешевле дисплей, тем меньше внимания производитель уделяет его настройке. И даже достаточно дорогие модели (10–15 тыс. руб.) зачастую настроены далеко не идеально.

2 Индивидуальные различия дисплеев одной модели. На стадии проектирования комплектующие монитора – матрица, подсветка, управляющая электроника – подгоняются друг к другу: лампы подсветки подбираются по спектру излучения и коэффициентам пропускания субпикселов матрицы, управляющая электроника задает форму гамма-кривых и т.д. Однако параметры компонентов отдельно взятого монитора всегда немного отличаются от паспортных, как следствие – характеристики изображения также «плавают».

3 Фоновое освещение. Заводские настройки ориентированы на эксплуатацию дисплея при определенном цвете и яркости фонового освещения. Однако пользователям приходится работать за компьютером то днем, когда солнечный свет мешает разглядеть на экране хоть что-нибудь, то поздним вечером, напрягаясь от излишней яркости изображения. Да и цвет внешнего освещения может меняться от синеватого у ламп дневного света до красного у «лампочки Ильича». Как следствие – оттенки на экране также будут восприниматься по-разному (объяснение это-
му феномену см. ниже).

Неправильная настройка приводит к «кривой» цветопередаче. Большинство пользователей не замечают, насколько неправдоподобны цвета на экранах, которыми они пользуются каждый день. Сенсорная система человека адаптируется к цветовым искажениям, и он со временем перестает их видеть. Но если поставить «врущий» монитор рядом с другим, качественным и правильно настроенным, разница изображения шокирует: вы можете неожиданно для себя увидеть, что лица на фотографиях имеют нездоровый синий оттенок, трава – кислотно-зеленая и т.д. Кроме того, при обработке фотографий на мониторе с некорректной цветопередачей может возникнуть следующий неприятный эффект: пользователь настраивает цвета на фото, неосознанно компенсируя недостатки дисплея, и в результате изображение правильно воспроизводится только на этом устройстве. К примеру, если монитор выводит картинку с синим оттенком, пользователь убавит яркость этого цвета в Photoshop и на других дисплеях фото будет желтоватым.

Второй удар принимает на себя воспринимаемая контрастность: настройка электроники с некорректно заданными гамма-кривыми делает изображение блеклым и выцветшим, либо, наоборот, – излишне темным.

К счастью, эти недостатки можно исправить. Большинство мониторов позволяет в широких пределах настраивать параметры изображения, и даже у дешевых моделей передачу цвета и контрастность можно существенно улучшить. Что касается дорогих дисплеев, то таковые можно настроить с ювелирной точностью, что позволит их использовать даже для профессиональной работы с цветом.

При этом хорошо настроенный монитор важен не только для специалистов по дизайну, цифровой графике и полиграфии. От правильной настройки зависит как удовольствие от игр или просмотра фильмов, так и комфорт при работе с текстом и даже здоровье пользователя. Хронической усталостью глаз мы обязаны не только постоянному сидению за монитором, но и низкому качеству изображения.

Выбор приоритетных параметров
Пользуясь предложенной таблицей, вы сможете подобрать дисплей, лучше всего подходящий для задач, которые вы чаще всего решаете с помощью компьютера, а также определить характеристики изображения, на которые нужно сделать упор при его настройке.


Подготовительные действия

Перед тем как приступить к настройке монитора, необходимо дать ему поработать примерно 15–20 минут. За это время он успеет прогреться, лампы подсветки войдут в штатный режим работы. Кроме того, следует очистить экран от пыли и следов прикосновений. Используйте для этого специальные влажные салфетки, пропитанные составом на основе спирта. Они не оставляют разводов и не только хорошо удаляют загрязнения, но и обеспечивают на какое-то время антистатическую защиту, предохраняя экран от пыли. Полезно ознакомиться с прилагающимся к монитору руководством, чтобы разобраться с органами управления и доступными регулировками. Обратите внимание на возможность переместить меню из центра экрана в его периферийную часть – это может понадобиться при настройке.

В Параметрах дисплея Windows необходимо выставить правильные значения базовых настроек изображения. В версии Vista для доступа к этим параметрам кликните правой клавишей мыши по Рабочему столу, в раскрывающемся списке выберите пункт «Персонализация» и в открывшемся окне нажмите на ссылку «Параметры дисплея». В Windows XP достаточно в том же контекстном меню выбрать пункт «Свойства».

1 Передвиньте ползунок в разделе «Разрешение», установив значение, соответствующее «родному» разрешению дисплея (в большинстве случаев оно же является максимальным). В противном случае изображение будет сильно размытым.

2 В меню «Качество цветопередачи» выставьте значение «Высшее (32 бита)».

3 Нажмите на кнопку «Дополнительно» и в открывшемся окне перейдите к закладке «Монитор». В раскрывающемся списке выберите максимальное значение.

4 Закройте все открытые в предыдущих шагах окна нажатием на кнопку «Ок».

Настройка монитора с помощью экранного меню

Самый простой способ настроить монитор – «поковыряться» в его экранном меню. В отличие от «древних» дисплеев на электронно-лучевых трубках, лучшие модели которых обладают «развесистым» набором опций, современные ЖК-мониторы имеют на порядок меньше доступных пользователю регулировок (в первую очередь исчезли настройки геометрии изображения). Три из них встречаются в меню подавляющего большинства моделей и позволяют настроить картинку на глазок, без использования вспомогательного «софта» или дополнительных аппаратных устройств, хотя значительного улучшения качества изображения таким простым способом добиться невозможно.

1 Яркость. Этот параметр задает общую интенсивность подсветки изображения

 
и в равной степени влияет как на самые темные его элементы, вплоть до черного цвета, так и на светлые, в том числе и чистый белый цвет. Недостаточная яркость делает картинку слишком темной, разница между близкими по интенсивности оттенками в тенях становится почти незаметной («тени» и «света» – термины из профессиональной фотографии, обозначающие темные и светлые участки изображения), они сливаются с черным цветом. А слишком большая яркость на дисплеях с невысокой контрастностью подчеркивает «недостоверный» черный цвет. Увеличивая яркость с помощью меню, необходимо добиться оптимального воспроизведения на экране черного цвета, при котором он останется достаточно густым, но близкие к нему оттенки будут хорошо просматриваться. Для этой цели прекрасно подойдет фотография с ночным сюжетом, снятым со вспышкой.

2 Контрастность. Не следует путать эту настройку с контрастностью как характеристикой дисплея.


Редактирование соответствующей опции экранного меню не сделает более глубоким черный цвет на экране, а лишь изменит форму гамма-кривых. При слишком высокой контрастности картинка выглядит излишне яркой, «бьет по глазам», что особенно заметно при работе со стандартным текстом (абсолютно черные буквы на ярко-белом фоне). Из-за этого пользователь быстро устает, возрастает общая утомляемость, а в дальнейшем возможны необратимые последствия для зрения. Поэтому при повседневной работе, не связанной с компьютерной графикой, контрастность рекомендуется немного занижать. Картинка будет не столь сочной, как при максимальном значении, зато уменьшится нагрузка на зрение. Для просмотра фотоснимков и видео, любительской работы с графическими программами и компьютерных игр контрастность стоит увеличивать до требуемой, ориентируясь на качественное воспроизведение наиболее светлых участков картинки: если «перебрать», то детали в светах пропадут.

Кроме того, контрастность можно подстраивать под условия внешнего освещения, повышая днем, особенно при ярком солнце, и уменьшая вечером.

РЕГУЛИРОВКА ЯРКОСТИ: С ПОМОЩЬЮ МАТРИЦЫ ИЛИ ПОДСВЕТКИ?
Некоторые мониторы (например, продукция фирмы Sony) позволяют настраивать яркость изображения двумя способами: путем изменения интенсивности свечения ламп подсветки (пункт меню может называться Brightness) или коэффициента пропускания света ячеек матрицы (опция Backlight). Если у вас именно такой дисплей, то настройку матрицы лучше оставить в покое и менять яркость с помощью ламп. В противном случае сильно пострадает контрастность изображения. Причина этого заключается в следующем.
 
Яркость пиксела на мониторе с регулировкой яркости с помощью матрицы описывается следующей формулой: L=Lb*(Kmin+(S+A)), где L – наблюдаемая яркость пиксела, Lb – яркость подсветки, Kmin – минимальный коэффициент пропускания света (при полностью закрытом пикселе), S – интенсивность сигнала, поступающего на видеовход (чем более яркий цвет необходимо вывести на экран, тем она выше, а нулевое значение S соответствует полностью черному цвету), к которой электроника дисплея добавляет постоянное число А. Когда яркость монитора снижается «с помощью матрицы», переменная А уменьшается, а вместе с ней падает и итоговая яркость всех белых и серых оттенков. Яркость же черного цвета остается неизменной, так как при выводе черного S обнуляется и формула сводится к L=Lb*Kmin. Отсюда и падение контрастности, которая, напомним, представляет собой отношения яркости белого к яркости черного цвета.

Напротив, при регулировке яркости с помощью ламп подсветки снижается значение Lb, которое опускает итоговую яркость L при любых значениях S и A и для любых цветов. Как следствие, контрастность остается неизменной.

Кроме того, уменьшение яркости с помощью матрицы, в силу особенностей жидкокристаллических ячеек, негативно влияет на время отклика дисплея.

3 Цветовая температура. Этот знакомый фотолюбителям термин встретится и в меню настройки монитора.


В данном случае этот параметр задает соотношение яркости красного, зеленого и синего цветов в изображении на мониторе. Измеряется он в градусах Кельвина и называется температурой потому, что соответствует спектру излучения абсолютно черного тела, нагретого до соответствующей температуры. Чем выше цветовая температура, тем холоднее (парадокс восприятия) оттенок изображения.

Для человека цвета предметов выглядят одними и теми же независимо от освещения, хотя на самом деле ощутимо изменяются – это хорошо заметно на фотоснимках. При изменении освещения мозг находит в окружающей среде знакомые предметы и выставляет по ним «баланс белого». При этом цвета предметов, в которых он менее «уверен» (в том числе, на экране монитора), соответствующим образом корректируются. Этот феномен легко проверить в домашних условиях: бумажные листы при свете лампы накаливания выглядят белыми, а вот поле документа в Microsoft Word имеет синеватый оттенок (если, конечно же, цветопередача не сдвинута в сторону теплых тонов; кроме того, сила этого эффекта зависит от размера экрана – цвету крупного объекта мозг «доверяет» сильнее и начинает учитывать его при настройке своего «баланса белого»).

Настраивая цветовую температуру дисплея, пользователь может подогнать оттенок картинки к спектру фонового освещения – тогда разница в восприятии пропадет. В меню ЖК-мониторов обычно на выбор предлагается несколько фиксированных значений цветовой температуры. Меньшие числа придают изображению теплый розовый оттенок, высокие значения делают гамму более холодной, голубоватой. Стандартные значения цветовой температуры соответствуют нескольким видам освещения: 2000К – бытовая лампа накаливания, 3000К – лампа дневного света с «теплым» люминофором, 4000К – лампа дневного света с «холодным» люминофором, 5500К – яркий дневной свет, 6500К – дневной свет средней яркости (он же D65, является стандартным значением для большинства дисплеев), от 7500К до 8100К – облачная «погода» и 9300К – тень. При изменении характера фоновой подсветки необходимо выбрать на дисплее подходящую опцию, но далеко не все мониторы обладают столь широким диапазоном настройки цветовой температуры. В этом отношении более удобны устаревшие ЭЛТ-дисплеи: хорошие модели позволяют выставлять любое пользовательское значение параметра. На ЖК-мониторах для этого приходится «колдовать» с отдельными ползунками для красного, зеленого и синего цветов.


Выставить с их помощью правильную цветовую температуру под силу только специалисту по цветокоррекции.

%%%

Программная настройка монитора

Экранное меню позволяет осуществить лишь грубую настройку дисплея (хотя даже такая «обработка напильником» в некоторых случаях позволит ощутимо увеличить качество картинки). Более тщательно отрегулировать параметры изображения можно с помощью специализированных программ. Принцип их работы прост: на экран выводятся специально подобранные изображения, а пользователь изменяет параметры картинки, пока она не примет вид, заданный инструкцией программы. Точность калибровки дисплея с помощью таких приложений напрямую зависит от остроты зрения и дотошности пользователя.

В простых программах-калибраторах настройки осуществляются с помощью экранного меню монитора. Как следствие, быстрая смена установок возможна только в том случае, если монитор позволяет сохранять пользовательские профили. Кроме того, при изменении с помощью экранного меню интенсивности цвета его яркость пропорционально уменьшается как на светлых, так и на темных участках. При этом, если соответствующая гамма-кривая дисплея имеет провалы или «горбы», простая линейная компенсация цветопередачи может лишь сгладить их, но не устранить полностью.

Более сложные утилиты требуют от пользователя «обратной связи» в виде выбора определенных пунктов в тестовых заданиях, а «на выходе» записывают так называемый ICC-профиль монитора, в котором содержатся компенсирующие гамма-кривые, дающие при наложении на кривые дисплея равномерную цветопередачу на всем диапазоне яркости (разумеется, с сильными погрешностями, но такой вариант все равно лучше, чем простая линейная компенсация).

Большинство утилит для субъективной калибровки монитора универсальны и позволяют за один проход отрегулировать все параметры изображения. Однако мы рекомендуем использовать для настройки дисплея две разные программы: одна больше подходит для настройки яркости и контрастности, другая лучше справляется с коррекцией цветопередачи.

Настройка яркости и контрастности с помощью EIZO MonitorTest

Для настройки яркости и контрастности изображения можно воспользоваться бесплатной утилитой EIZO MonitorTest. Цель использования этой и подобных программ – установить такие значения яркости и контрастности, чтобы на темных участках освещения четко различались переходы яркости, но черный цвет при этом оставался достаточно глубоким. Скачав архив с утилитой на жесткий диск, выполните следующие действия.

1 Распакуйте архив и запустите файл .exe В приветственном окне программы


нажмите кнопку «вперед», чтобы перейти к тестовым картинкам.

2 В нижней части экрана выводится информационный баннер программы с указанием порядкового номера и назначения открытой тестовой картинки.

Из всех содержащихся в программе тестов нам нужен вариант под номером 14/24.

Нажимайте кнопку «вперед», пока не доберетесь до него. Проскочили? Не беда – вернитесь назад, нажимая кнопку «назад».

3 Вызовите экранное меню монитора и, если это возможно, переместите его в сторону таким образом, чтобы оно не закрывало расположенную в центре тестовой картинки шкалу,
 

которая содержит «палитру» из восьми темных оттенков на черном фоне и восьми светлых оттенков на белом фоне.

4 Установите регулятор контрастности в экранном меню монитора на максимум, а регулятор яркости – на минимум.

5 Увеличивайте яркость до тех пор, пока не станут видны фон и все темные прямоугольники в верхней части шкалы. Теперь плавно уменьшайте яркость, пока отчетливыми не останутся только прямоугольники с номерами от 6 до 24, а крайний левый, соответствующий оттенку с интенсивностью 1,2%, не сольется с черным фоном.

Помните, что если установить в меню слишком высокую яркость, монитор не сможет правильно отображать черный цвет, а чрезмерно заниженная яркость приведет к потере оттенков на темных фрагментах изображения.

6 Настроив яркость, подберите подходящую для условий внешнего освещения контрастность. Уменьшая ее, остановитесь на значении, при котором большие прямоугольники вокруг центральной шкалы


останутся четкими и будут резко отличаться друг от друга по интенсивности. Контролировать отображение монитором наиболее светлых оттенков, близких к белому, можно с помощью нижней половины центральной шкалы. Не страшно, если с белым фоном сольются крайние правые прямоугольники с номерами 252 и 249 – так и должно быть при нормальной контрастности картинки.

7 Для выхода из программы дважды нажмите клавишей мыши по значку «выключить» на тестовом экране и в окне-заставке.

В дальнейшем при работе настройки яркости изменять не придется, поскольку ваш монитор уже отрегулирован таким образом, чтобы правильно отображались темные оттенки. Регулятором контрастности пользоваться придется, чтобы добиться комфортного просмотра изображения в соответствии с внешним освещением.

Настройка цветопередачи

Повысить достоверность передачи цветов на воспроизводимых монитором изображениях можно с помощью небольшой бесплатной программы под названием Monitor Calibration Wizard. Утилита поддерживает компенсацию гамма-кривых и позволит сохранить ICC-профиль монитора после прохождения всех тестов. Для того чтобы получить профиль, выполните следующие действия.

1 Запустите инсталлятор программы. Если на вашем компьютере установлена ОС Windows Vista, для установки программы понадобятся права администратора. Щелкните по имени файла правой клавишей мыши, выберите в открывшемся меню пункт «Запуск от имени администратора» и подтвердите запрос системы безопасности Windows.

2 После появления окна установки четыре раза нажмите на кнопку «Next», дождитесь окончания процесса копирования файлов и закройте окно установки, последовательно нажав на кнопки «Finish» и «Ok».

3 Monitor Calibration Wizard запустится автоматически. Нажмите в окне программы кнопку «Run Wizard», затем на «Start», чтобы приступить к настройке.

4 Перед калибровкой утилита попросит настроить контрастность и яркость монитора. Сделать это она предлагает с помощью белого и черного прямоугольников в окне


что не очень наглядно и удобно. Если вы уже настроили яркость и контрастность с помощью EIZO MonitorTest, нажмите «Continue».

5 Теперь вам предстоит по очереди поработать с красным, зеленым и синим цветами. Сначала появится окно настройки красного. Первое, что необходимо сделать, – перемещая слева направо ползунок и добиться того, чтобы верхний квадрат был едва заметно разделен на яркую и чуть затемненную половины.



Аналогичного результата добейтесь и с нижним квадратом: передвигая ползунок под ним справа налево, разделите его на черную и едва заметно отличающуюся от нее темнокрасную половины. С помощью этих манипуляций задаются максимальный и минимальный уровни интенсивности красного цвета.

6 Поочередно сдвигая влево или вправо ползунки под оставшимися семи мишенями, постарайтесь достичь как можно более точного совпадения эталонной (внешняя часть квадрата, составленная из чередующихся цветных и черных пикселов) и регулируемой яркости центральной части квадрата. Чтобы это было легче сделать, советуем смотреть на настраиваемую мишень, используя периферийное зрение – сфокусировав взгляд на тексте над блоком мишеней или на кнопке под ним.

7 Разобравшись со всеми квадратами-мишенями в этом окне, оцените результаты и при необходимости попробуйте выполнить более точные настройки (вернуться назад программа, увы, не позволяет). Нажмите на кнопку «Continue». Вы перейдете к аналогичному окну настройки зеленого, а затем и синего цвета. Повторите процедуры, описанные в шагах 5 и 6. Закончив настройку синего, вновь нажмите «Continue».

8 Графики в следующем окне


демонстрируют компенсирующие гаммакривые до и после калибровки. Оцените различия. Чтобы проверить новые настройки в деле, нажмите на кнопку «15 Second Test», а затем «Ok». В течение следующих 15 секунд картинка на мониторе будет отображаться с использованием созданного профиля (советуем проверить эффект на какой-нибудь цветной фотографии, предварительно открыв ее в просмотрщике).

9 Программа рекомендует проверить и то, как сказывается на изображении коррекция яркости картинки в сочетании с ICC-профилем: передвигайте ползунок Brightness и нажимайте на кнопки «15 Second Test» и «Ok».

10 Если результаты калибровки вас удовлетворили, нажмите на кнопку «Apply».


Созданный цветовой профиль будет использован в системе. В противном случае можно нажать на «Cancel», чтобы продолжить работу без установки профиля.

11 Программа возвращает нас в исходное окно. Зачем? Во-первых, стоит сохранить действующий (только что созданный и активированный) профиль в файл – для этого необходимо набрать его имя в поле «Profile Name»и нажать на кнопку «Save». Кроме того, с помощью секции «Load Profile» можно загрузить другой профиль и протестировать, нажав кнопку «Test» (выбор опции default позволяет вернуться к первоначальным системным настройкам).

Установив флажок в чекбоксе «Load at Windows Startup»вы скомандуете утилите Monitor Calibration Wizard загружать профиль при каждом запуске Windows. Флажок в чекбоксе «Persistent profile, don’t let the current profile change» обеспечивает загрузку утилиты в системный трей и восстанавливает действие цветового профиля после того, как какая-нибудь другая программа попытается его отменить (так нередко поступают игры). Опция «Apply fix to override driver level color correction» помогает справиться с ситуациями, когда управление цветом по той или иной причине осуществляется не на уровне профилей Windows, а в драйвере графической карты. Однако устанавливать здесь флажок можно, только если это реально необходимо, поскольку включение данного режима вызовет рост нагрузки на процессор компьютера.

Читайте продолжение во второй части!
Пока ни одного комментария, будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Hi-Tech Mail.Ru
Apple iPhone 7 32GB
от43 600руб.
Apple iPhone 6S 32GB
от35 740руб.
Samsung Galaxy A5 (2016)
от17 700руб.
Apple iPhone SE 64GB
от31 000руб.
Meizu M3 Note 16GB
от9 490руб.
Samsung Galaxy S7 32GB
от32 500руб.
Xiaomi Redmi 3S Pro 32GB
от9 131руб.
Apple iPhone 7 128GB
от51 500руб.
Samsung Galaxy S7 Edge 32GB
от37 000руб.
Samsung Galaxy A3 (2016)
от14 000руб.
Подпишитесь на нас
Новости Hi-Tech Mail.Ru