Но в целом ситуация очень похожая, суть в том, что практически топовые характеристики предложены по цене моделей среднего класса. В то же время нельзя просто так пойти в магазин и купить новинку. В многочисленных ларьках или более цивилизованно оформленных салонах связи зачастую представлены лишь старые модели компании. Например, Xiaomi Mi3, тогда как флагманский Mi4 настоящая редкость. В каких-то очень редких случаях можно встретить и его, однако в таком случае за него попросят уже совсем другие деньги, а не ту цену, которая указана в интернет-магазине Xiaomi. Политика марки такова, что упор сделан именно интернет, онлайн позволяет экономить массу денег. Не нужно платить за аренду магазинов, не нужен штат продавцов, упрощается логистика и проблемы с поиском складских помещений. Издержки на ведение бизнеса сведены к минимуму.
Однако фирменный магазин в Пекине у Xiaomi все-таки есть. Он расположен совсем рядом с офисом компании на окраине города. Учитывая, что сама по себе столица Китая весьма крупная, расстояния большие, то путешествие из центра города в отдаленный уголок становится настоящим приключением. Для сравнения, у конкурента Xiaomi - бренда Meizu - в одном только Пекине можно встретить десяток магазинов. Не сказать, что они на каждом шагу, но на фоне соперника все не так уж и плохо.
Сам бренд-шоп расположен на улице, которая заканчивается не работающим в настоящее время мостом, проезд по нему закрыт, фактически это тупик. В этот дальний уголок района с новостройками не хотят ехать такси, метро там нет. Поэтому на дорогу в один конец уходит очень много времени, учитывая, что поймать такси становится проблемой. Помимо этого навигаторов у местных водителей нет, данные адреса магазина вводят их в тупик, они банально не понимают, куда ехать. В итоге отправляться в розничный магазин есть смысл разве что настоящему фанату технологий, у которого есть приличный запас по времени, телефон с подключенным интернетом и большое желание увидеть вживую магазин Xiaomi. Спрашивается, зачем ехать в такую даль? Все же интересно посмотреть на то, что может предложить активно развивающийся бренд, который в Китае по объемам продаж вышел уже на третье место. По данным агентства Bloomberg, которое в свою очередь ссылается на представителя Xiaomi, за 2013 год было отгружено почти 19 миллионов смартфонов этой марки. А за первую половину 2014 года эта цифра составила порядка 26 миллионов устройств. В планах компании поставить на рынок 60 миллионов смартфонов до конца этого года.
В многоэтажном здании находится офис Xiaomi. Недалеко от него в десяти минутах ходьбы расположен фирменный магазин. Оформление интерьера простое, лаконичное и аккуратное. По обеим сторонам зала находятся витрины с аксессуарами, в центре помещения стоят столы, на которых выставлены образцы техники. Вообще внутри не покидает ощущение того, что это самый настоящий Apple Store, китайцы полностью скопировали идею оформления магазина. Разве что вместо макбуков и айфонов представлены свои собственные разработки.
На планшетах можно посмотреть на товары из интернет-магазина. К сожалению, в самом фирменном бутике выбор заметно скромнее, вживую представлен далеко не весь ассортимент того, что выпускает китайский производитель.
Продавцов немного, но персонал дружелюбный, каждый готов ответить на вопросы и рассказать про устройства. Английский знает далеко не каждый молодой китаец, поэтому необходимо учитывать этот момент, отправляясь за покупками.
Смартфонов Xiaomi в наличии не было, ни старых, ни новых моделей, только демо-образцы. Если нужно мобильное устройство, тогда его необходимо заказывать в интернет-магазине. Фирменный планшет в офлайн-магазине можно купить без проблем. В изобилии представлены разные чехлы и сменные крышки, наушники, игрушки вроде дистанционно управляемых машинок.
Плюс можно купить и фирменные аксессуары вроде внешних аккумуляторов или браслета, который отслеживает активность.
Есть и фирменные зайцы в ушанках с красной звездой в разных нарядах. Забавная игрушка стала символом китайской марки.
На смартфон или внешний аккумулятор тут же в магазине сразу могут нанести лазерную гравировку, услуга бесплатная.
В итоге ознакомившись с ассортиментом магазина, выбрав интересующие вещи, наступает время оплатить покупки. При помощи смартфона Mi3 продавец сканирует заказы, на экране телефона он покажет список продукции и цену. затем наступает неожиданный момент. Компания максимально упростила жизнь для себя, но не для покупателей. Для того, чтобы приобрести какой-либо продукт, необходима карта системы Union Pay, которая используется в Китае. Ни Visa, ни Master Card в магазине не принимают. Наличные деньги тоже не берут. Нет карты, нет и оплаты. Хорошо, что этот вопрос был известен заранее, карточка была оформлена в одном из отделений китайского банка. Кстати, ее сделают по запросу любого посетителя, в том числе и иностранца, достаточно лишь заполнить анкету на месте и приложить свой загранпаспорт в качестве документа. В нашем случае оформление с момента подачи анкеты до получения карты на руки заняло около 1,5 часов. Не знаю, то ли это обычная практика, то ли особенности конкретного случая. В любом случае без карты Union Pay в магазин Xiaomi за покупками ехать просто нет никакого смысла.
Всем своим поведением Xiaomi намекает на то, что упор сделан только на интернет-продажи. Недаром компания регулярно рапортует о потрясающих цифрах, за секунду продается десять тысяч планшетов. Но и тут все устроено весьма хитро. В теории каждый может зайти на сайт компании и подать заявку на покупку. Однако на практике заявки собираются некоторое время, после чего все товары как будто бы продаются одним разом. И вроде как можно купить что-то дешево, но фактически цены получаются выше, местные перекупщики тоже стараются заработать. И в итоге продукция получается не такой уж и дешевой.
Xiaomi не стремится наращивать модельный ряд. Наоборот, в компании подчеркивают, что срок пребывания выпущенного компанией смартфона на рынке составляет около 1,5 лет, что достаточно много. Покупателю предложены сопутствующие товары вроде чехлов, сменных панелей, которые становятся средством для заработка. Но опять же, упор сделан на интернет-продажи. Если прийти в обычный китайский магазин и спросить насчет аксессуаров для Xiaomi, там лишь разведут руками в стороны. Можно что-то купить для Apple или Samsung, а вот с остальными уже проблемы.
Не стоит забывать и о магазине с приложениями. Казалось бы, темы оформления меню - чего в этом особенного. Но на дешевых, но в то же время разнообразных стилях можно заработать хорошие деньги, как показывает опыт производителя. Сервисы и сопутствующие услуги помогают получить прибыль, например, можно купить подписку на создание полного бекапа данных в облаке или для переписки.
Как известно, в будущем Xiaomi планирует активно развивать свою деятельности. Среди десятков рынков, на которые планирует выйти китайский производитель, есть и Россия. Пока нет точных данных о том, когда именно появятся продукты компании, но ожидается, что в течение 2015 года можно будет увидеть модели в нашей стране. Учитывая, что бренд прежде всего ориентирован на молодую аудиторию, которой важны мультимедийные качества гаджетов, но при этом очень критичным фактором становится цена, студентов и гиков такая продукция явно заинтересует. Впрочем, пока нет точных данных по ценам, сложно что-то прогнозировать. Из-за колебаний курса валют электроника дорожает, в такой ситуации сложно взять на себя роль дискаунтера. Особенно когда те же Lenovo или Huawei могут предложить схожие по функциям устройства в России по ценам даже ниже, чем в Китае. На домашнем рынке ситуация как раз-таки обратная.
В любом случае вывод напрашивается сам собой. Нельзя не видеть то, как растут китайские производители. Это уже не те марки, которые ассоциируются с чем-то простым и ненадежным, пусть и существует немало производств действительно кустарного уровня. Но в то же время высокотехнологичные бренды ставят стандарты качества, заставляя задуматься о своем отношении к продукции. И это не только Xiaomi, другие производители из Китая вроде Meizu или Lenovo и Huawei тоже предлагают немало достойных решений, заставляя волноваться конкурентов из Кореи и Тайваня.