Представим, что вам от прабабки достался чугунный утюг. Штука надежная, просто засыпайте внутрь угли, и он прекрасно будет соседствовать в будущем с квантовыми компьютерами и умными домами. Тем временем у современного утюга с Wi-Fi вчера отломилась ручка регулировки температуры и он теперь бесполезен. Почему старое все еще работает, а новое — уже нет? Разбираемся с запланированным устареванием вещей.
Что такое — запланированное устаревание вещей
Зайдите по этой ссылке — там висит обновляющаяся каждые 30 секунд трансляция зажженной в одном из калифорнийских пожарных отделений лампы накаливания. Ничего необычного кроме явно утолщенной нити накаливания в ней незаметно. А между тем эта лампочка обосновалась в Книге рекордов Гиннесса. Все потому, что зажгли ее в 1901 году.
От ламп накаливания уже отказались почти все, но если вы застали пик их популярности, то понимаете — ни о каких сотнях лет работы речи не шло. Они перегорали, лопались, их, в конце-концов, воровали прямо из подъездов — но светить десятки лет они не могли. Выходит, что одна лампа просветила уже сотню лет, а другие перегорают за год?
Можно давить на покупателя функционально, попросту убирая поддержку продуктов (попробуйте поставить Office 365 на что-нибудь кроме Windows 10), либо психологически — к примеру через дизайн новой модели iPhone и заявлений, что прежние модели уже устарели.
Висящая в пожарном отделении города Ливермора лампа накаливания названа Столетней — и она же является одним из ярких аргументов в пользу того, что запланированное устаревание в нашем мире используется. И речь не про саму Столетнюю лампу, а про рынок лампочек накаливания в целом.
Лампочки были первыми. За попытки их улучшить — штрафовали
23 декабря 1924 года, пока обычные люди готовились к новогодним праздникам, другие готовили всемирный заговор. Крупные производители ламп со всего света (Osram из Германии, Philips из Нидерландов, General Electric из США и другие) объединились в тайный концерн «Фебус», основной целью которого была стандартизация длительности работы ламп. Было решено остановиться на времени работы равным тысяче часов — далее лампа перегорала, а покупатель шел в магазин за новой. Тех, кто пытался делать лампы с большим сроком службы или нарушал другие указания — штрафовали. До деятельности «Фебуса» обычный срок службы колебался между отметками в 1500-2000 часов.
Причину создания картеля понять несложно: если все лампы накаливания делать столетними, то производители ничего не заработают. Они и без того страдали от падения продаж — у тех же Osram они упали с 63 миллионов ламп в 1922-1923 финансовом году до 28 миллионов в следующем. Глава Osram, Уильям Майнхардт, первым предложил соглашение, которое в итоге и вылилось в создание картеля «Фебус». Соглашение картеля было аннулировано в 1940 году — координировать действия участников во время Второй мировой войны стало слишком сложно. Картель проработал почти 16 лет, а заодно создал и показал эффективность бизнес-модели «запланированного устаревания».
Сейчас запланированное устаревание — необходимая мера для развития рынка
Лампы накаливания служат хрестоматийным примером и сильным аргументом в спорах о том, используют ли массово стратегию «запланированного устаревания». Мы знаем, что такое уже случалось в масштабах целого мира.
Самым ярким примером запланированного устаревания сегодня служат смартфоны — каждый год у производителей выходят новые флагманы. Они быстрее, легче, удобнее, в них задействовано больше технологий, а дизайнеры вообще заново изобрели комфорт. Эта история длится год за годом, а маркетологи упорно лезут к вам в кошелек и пытаются убедить купить еще один смартфон. Или фитнес-браслет, умные часы, плеер — что угодно.
Запланированное устаревание присутствует и в других отраслях — много ли выпускают новых машин, двигатель которых пройдет миллион километров, а кузов не начнет гнить через пару лет? Просто в сегменте электроники эта бизнес-стратегия чувствует себя лучше всего. Разберемся, насколько это хорошо или плохо.
Вроде очевидно: ситуация, когда производитель заведомо уменьшает ресурс устройства и вынуждает через год-два идти за новым — однозначно плохая. Никому не понравится, если купленный холодильник перестанет работать до того, как за него будет отдан кредит. И да, если запланированное устаревание используется явно и в ущерб пользователю, то это плохо. Но вы можете от него и выиграть.
Польза запланированного устаревания
Во-первых, эта стратегия существует только в капиталистических странах и устоявшимся обществом потребления. Необходимость постоянно покупать стимулирует ВВП страны и создает рабочие места. В мире три миллиарда пользователей мобильных телефонов — просто представьте, сколько рабочих мест создает только этот рынок. Одни делают чехлы, вторые изготавливают наушники, третьи пишут и регулярно обновляют под все это софт.
Во-вторых, запланированное устаревание стимулирует рынок развиваться — производители вынуждены каждый раз придумывать что-то новое. Да, маркетологи часто перегибают палку, заявляя о прорывах в технологии — но нельзя отрицать, что калейдоскоп ежегодно обновляющихся флагманских телефонов заставляет производителей внедрять в девайсы новые функции, экспериментировать с дизайном или характеристиками.
В-третьих, запланированное устаревание делает вещи доступнее. Производитель снижает срок работы устройства, используя дешевые материалы и технологии. Вы получаете возможность купить очередной девайс по сносной цене и ходить с ним года три — спустя это время выйдет что-то с новыми функциями, которых в старой версии нет. Технологии обновляются каждый год, поэтому никому не нужен вечный телефон — ведь в нем не будет кучи новых фишек.
Устаревание в будущем
Даже во времена картеля «Фебус» отдельные производители увеличивали срок службы ламп, несмотря на возможные штрафы. И сегодня у корпораций нет цели создавать продукт, который ломается сразу после распаковки. Они скорее стараются нащупать идеальный баланс между долговечностью и стоимостью производства. При этом если вы хотите пользоваться старой версией устройства — у вас это, скорее всего, получится. Сомнительных историй вроде специального замедления старых моделей iPhone не так уж много.
В будущем эта бизнес-стратегия, вероятно, вообще пропадет: производители постоянно конкурируют друг с другом и вынуждены искать способы привлекать и переманивать покупателей. И срок службы устройства тут становится весомым аргументом. А чтобы продукт поспевал за прогрессом, его либо предлагают по подписке, как обновления для автомобилей Tesla, либо делают девайсы модульными — как модульный смартфон Ara от Google. Вероятно, это и есть наше будущее.
Это тоже интересно: