Зеркалка Nikon D5000. Поездка в Скандинавию

Зеркальная камера Nikon D5000 — это самая последняя модель компании, представленная совсем недавно, в апреле. В продуктовой линейке любительских зеркалок она заняла место между моделью начального уровня D60 и продвинутой D90. Внешним видом новинка больше похожа на младшую модель, но в набор функций входит немало, доставшихся от старшей.

Самым главным и оригинальным изменением в дизайне Nikon D5000 по сравнению с предшественницами стало появление подвижного ЖК-дисплея, который способен откидываться и поворачиваться практически на любой удобный для съемки угол.

Функциональность

Зеркалке Nikon D5000 от «старшей сестры» D90 достались КМОП-матрица форм-фактора DX с разрешением 12 Мпикс, 11-точечная фокусировка и 3D-сопровождение объекта, такие функции, как съемка HD-видео с максимальным разрешением 1280х720 и частотой 24 кадра/с, режим LiveView с фокусировкой по контрасту. В этом режиме D5000 даже имеет преимущество — у нее появилась функция сопровождения объекта съемки.

Однако чтобы сделать новую камеру более доступной, кое-что в ней облегчили. Так, из нее убрали фокусировочный мотор (т.н. «отвертку»), пентапризму в видоискателе заменили на пентазеркало. Вместе с этим заметно уменьшилось увеличение видоискателя (с 0,94х до 0,78х) и чуть-чуть — отображение площади кадра (с 96% до 95%). Немного была снижена и скорость серийной съемки (с 4,5 до 4 кадров/с), зато буфер стал больше, и теперь серия кадров может достигать 63 в формате JPG или 11 в формате RAW.

Поворотный 2,7-дюймовый ЖК-экран обладает стандартным для любительских зеркалок разрешением 230000 точек, в то время как в D90 установлен прецезионный экран с 920000 точек.

Ну что ж, зато в D5000 он очень подвижный — может откидываться на 180 градусов и поворачиваться на 270 градусов.

Среди функций постобработки (обработки уже отснятых кадров) появились такие новинки как цветовой баланс (Color Balance), цветное оконтуривание (Color Outline), коррекция перспективных искажений (Perspective Control). Функция D-movie, позволяющая объединить серию кадров в видеоролик, в сочетании с функцией Color Outline позволяет достаточно быстро создавать "рисованные" мультфильмы из фотографий.

Поскольку камера относится к любительскому классу, она предоставляет фотографу возможность снимать на полном автомате или выбирать самую подходящую сюжетную программу из 19 возможных. Конечно же, здесь есть и творческие режимы (PASM), в которых предпочитают снимать опытные фотографы.

Дизайн и управление

Камера имеет достаточно компактный и легкий корпус, выполненный из пластика и усиленный металлической рамой. Он обладает сглаженными углами и гранями, за исключением одного, намеренно угловатого ребра на выступе батарейного блока, которое призвано уменьшить вероятность выскальзывания камеры из пальцев правой руки.

В сочетании с выступом для большого пальца на задней панели, который снабжен резиновой накладкой, это обеспечивает хорошую ухватистость камеры.

В зоне действия указательного пальца на верхней панели находится кнопка спуска затвора, совмещенная с рычажком включения камеры. Рядом находятся две кнопки. Info отвечает за вывод или отключение информации на ЖК-экране, а вторая кнопка активирует экспокоррекцию, значение которой вводится управляющим диском.

Диск-селектор режимов съемки расположен так, чтобы его было удобно поворачивать при помощи большого пальца. На нем имеется обязательная для зеркалок творческая зона с режимами P/A/S/M, и позиции для авторежима, режима съемки без вспышки, для шести часто применяемых сюжетных программ («Портрет», «Пейзаж», «Дети», «Спорт», «Макро», «Ночной сюжет»), а также позиция SCENE для доступа к еще 13 сюжетным программам.

Рядом с управляющим диском находится кнопка AE-L/AF-L, позволяющая одновременно «заморозить» значения фокуса и экспозиции. При съемке в режиме LiveView она может активировать автофокусировку (AF-ON), а при воспроизведении используется для защиты важных кадров от стирания.

Кнопка Lv, расположенная чуть выше мультиселектора, переводит камеру в режим LiveView с визированием по ЖК-экрану, который именно в этом режиме обеспечивает максимальный комфорт при съемке из неудобных и необычных положений (например, от уровня земли, поверх голов впереди стоящих людей, из-за угла (да-да!) или при съемке автопортрета).

Мультиселектор служит для перемещений по меню, изменения некоторых параметров, скроллинга изображения при просмотре, а также для выбора вручную точки фокусировки.

Слева от ЖК-экрана в столбик расположены пять кнопок, которыми удобно управлять большим пальцем левой руки. Это кнопка активации режима просмотра, кнопка MENU для вызова главного меню, две кнопки для масштабирования картинок при просмотре, и очень важная кнопка «i», которая одним нажатием превращает информационную панель в панель быстрого доступа ко всем важным параметрам съемки.

Коррекцию одного из важных параметров съемки можно также активировать при помощи программируемой кнопки Fn, которая расположена на передней части корпуса слева от объектива. Выше нее расположена кнопка, активирующая управление вспышкой.

На левом боку под резиновой заглушкой расположен отсек с тремя разъемами. Верхний предназначен для подключения опционального модуля GPS, средний — это комбинированный разъем для подключения к ПК по интерфейсу USB или вывода картинок и видео на внешние видеоустройства (телевизоры, проекторы и т.п.). Внизу расположен разъем HDMI для вывода видео высокой четкости.

Отсек для карты памяти находится на правом боку корпуса камеры под сдвижной подпружиненной крышкой.

Крышка отсека для аккумулятора традиционно расположена снизу, в основании выступа для правой руки.

Наш коллега Евгений только что вернулся из командировки в Скандинавию, где он участвовал в тест-драйве новых автомобилей.

На время поездки он был снабжен камерой Nikon D5000 со штатным объективом 18–55 мм VR и дополнительными объективами Nikon DX 12-24 мм f/4G IF-ED AF-S (сверхширокоугольный зум) и Nikon AF-S DX 18-200 мм f/3.5-5.6G VR IF-ED (универсальный зум).

На второй странице обзора мы дали Жене слово, чтобы он поделился своими впечатлениями от общения с новой камерой.

Также смотрите на следующей странице:
— Оценка качества съемки
— Скандинавская фотогалерея
— Резюме

%%%

Мнение

Евгений, 33 года, менеджер

Созрел до покупки зеркальной камеры

Камеру мне выдали за пару дней до отлета в командировку, так что было время на знакомство с ней, поскольку в основном до этого я снимал компактом, а цифровые зеркальные камеры брал в руки от случая к случаю. Правда, в юности была еще пленочная зеркалка «Зенит», на которой я, собственно, осваивал азы фотографии.

С самого начала камера D5000 хорошо легла в руку, так что в этом смысле привыкать к ней не пришлось. Поначалу собирался довериться только автоматике, т.е. всю поездку снимать только на полном автомате, но оказалось, что управление у камеры вполне доступное для понимания, все меню и настройки снабжены подсказками. Поэтому среди обилия режимов сориентироваться было несложно, и я пользовался несколькими сюжетными программами. Насколько помню, это были пейзажная, для ночной съемки, для съемки в помещении и для закатов. Ну и, конечно, полный автомат.

Пару слов о поездке. Мы тестировали новые автомобили и проехали на них от Копенгагена до Гетеборга, потом — до Осло, а оттуда — до Стокгольма. Поснимать, помимо авто, сами понимаете, было чего и немало.

В ходе пользования камерой очень понравилось, что для удаления плохих кадров (а их, особенно поначалу, было немало) нужна всего одна кнопка. Она слева от окуляра видоискателя. Два нажатия — и брака нет. Мой коллега, снимавший профессиональной зеркалкой, сказал, что это очень круто. Еще мне понравилось, что для пролистывания снимков при просмотре можно пользоваться как стрелками джойстика, так и колесом — как кому больше нравится.

Из того, что раздражало — очень частое и, на мой взгляд в половине случаев неоправданное, выскакивание вспышки при съемке на автомате. Когда это надоело, стал переключаться в соседнее положение диска (съемка без вспышки).

Еще для меня, как «левоглазого» фотографа, (а таких, я знаю, немало) не всегда было удобно видеть весь кадр в видоискателе. Нос упирался, — приходилось сильно прижиматься к окуляру чтобы увидеть кадр полностью. А нос у меня самый обычный.

У моего компакта тоже поворотный дисплей, так что в этом плане Никон меня не поразил своим удобством. Но здорово порадовал размерами и качеством экрана. Я на нем видел все, что мне требовалось — когда кадр резкий получился, а когда смазанный. И цвета у экрана хорошие. На солнце не помню, чтобы не мог увидеть картинку. Правда, его и было не так чтобы много — Скандинавия, все-таки.

Да, пора сказать, что снимал много архитектуры и пейзажей. Здесь очень пригодились дополнительные объективы. После штатного зума, в Копенгагене поснимал широкоугольным зумом — там он был очень к месту на узких улочках-закоулочках и рядом с высокими домами. Но потом я поставил универсальный зум (18—200 мм) и прикипел к нему. Очень удобно, когда можешь и широко что-то снять и тут же приблизить какую-то деталь вдали. Скорее всего, куплю к зеркалке похожий объектив, и мне его хватит на все случаи жизни.

Вердикт:

Когда дома внимательно разглядывал привезенные снимки, был поражен пропастью в качестве между моей мыльницей и Nikon-ом D5000. Уже чувствую, что дальше снимать компактом не смогу — всерьез задумался о покупке к отпуску зеркального аппарата. Навороченная дорогая камера мне не нужна, так что покупать буду, если и не D5000, то что-то очень похожее. По крайней мере, теперь четко представляю, что мне от камеры нужно, и какая она должна быть по габаритам и удобству в руке.

Качество съемки

Результаты съемки натюрморта штатным объективом при искусственном освещении продемонстрировали точную работу автоматики по выставлению экспозиции. Баланс белого немного сдвинулся в область холодных синих тонов. Детализация снимка достаточно высока, цифровой шум и артефакты постобработки отсутствуют.

Портрет, снятый со вспышкой в помещении при помощи штатного объектива, демонстрирует правильную экспозицию и цветопередачу (баланс белого). Несмотря на то, что в портретном режиме автоматика выставила чувствительность ISO 800, снимок обладает хорошей детализацией и на нем практически отсутствуют цифровой шум и артефакты.

Все, сказанное выше, справедливо и для портрета, снятого практически с такими же настройками при помощи универсального зум-объектива Nikon AF-S DX 18-200 мм f/3.5-5.6G VR IF-ED.

Анализ работы автоматики и качества снимков также проводился по снимкам, сделанным нашим коллегой в командировке. Можно констатировать, что при матричном замере камера практически не делает ошибок при выборе экспозиции. Динамический диапазон достаточен для съемки большинства сюжетов, в том числе, и в солнечный день. Автоматика хорошо справляется с цветопередачей в условиях смешанного освещения (дневное + искусственное, несколько искусственных источников с разной цветовой температурой).

На портретных снимках, сделанных в солнечный день штатным объективом, цветопередача оттенков кожи достоверная, детализация высокая. Мощности встроенной вспышки хватает для съемки на достаточно большом расстоянии (около 10 м) при съемке на большом фокусном расстоянии (300 мм в эквиваленте). Универсальный и штатный зум-объективы хорошо держат встречный (контровый) свет, контраст почти не снижается, а автоматика справляется с выставлением правильной экспозиции. Цифровой шум на снимках можно считать несущественным вплоть до значения ISO 1400.

Фотогалерея









Резюме

Основным достоинством новой модели от Nikon, выделяющим ее среди конкурентов, является откидной поворотный экран. Компактный дизайн и богатые функциональные возможности дополняют это главное достоинство и выводят камеру на уровень лучших в своем классе.

Любительская модель Nikon D5000 является хорошим выбором в качестве первой зеркальной камеры. Она обладает дружелюбным интерфейсом и продуманным управлением, что позволит быстро начать снимать. Камера обладает достаточным интеллектом, чтобы обеспечить качественные снимки даже при автоматической съемке. Освоив все ее возможности, фотограф получит гибкий и достаточно мощный инструмент.

Антон tonyss Шарапов