Жесткая посадка A-321 в Жуковском — не первый случай. Самолеты постоянно страдают из-за птиц

Птицы — постоянный фактор риска для самолетов, и последние 70 лет предпринимаются самые разные меры для повышения безопасности лайнеров. Их укрепляют, добавляют чехлы и защиту, увеличивают количество резервных систем. А самих птиц держат как можно дальше от аэродромов. Но почти за каждым новым решением о безопасности кроется авария.
Hi-Tech Mail
Рейс 35 Аэрофлота (Ил-12)
375 Eastern Air Lines (Lockheed L-188A Electra)
297 United Air Lines (Vickers 745D Viscount)
Рейс 2953 «Аэрофлота» (Ил-14)
Рейс 5139 «Аэрофлота» (Ил-18)
1549 US Airways (Airbus A320-214)
Ryanair 4102 (Boeing 737-8AS)
Рейс 35 Аэрофлота (Ил-12)
375 Eastern Air Lines (Lockheed L-188A Electra)
297 United Air Lines (Vickers 745D Viscount)
Рейс 2953 «Аэрофлота» (Ил-14)
Рейс 5139 «Аэрофлота» (Ил-18)
1549 US Airways (Airbus A320-214)
Ryanair 4102 (Boeing 737-8AS)
Еще

Рейс 35 Аэрофлота (Ил-12)

Катастрофа случилась 30 апреля 1953 года на рейсе «Аэрофлота». Ил-12 пролетал над Волгой, выполняя рейс Москва — Новосибирск с промежуточной посадкой в Казани, когда у него отказали оба двигателя. Пришлось совершать аварийную посадку на воду.

Все происходило в 21:37, видимость была очень плохой. Из-за грозовых облаков экипаж с разрешения диспетчера снизился до 300 метров. В этот момент случился сильный удар, а затем оба двигателя самолета прекратили работу. Позже причиной падения назовут уток. Одна из них врезалась в кабину пилотов, другая попала в левый двигатель. Птицы нарушили работу систем Ил-12, из-за чего в обоих двигателях выключилось зажигание.

Самолет смог успешно приводниться, но салон быстро заполнялся водой. 18 пассажиров неверно восприняли слова пилотов о том, что посадка осуществлена на мелководье. Люди собирали вещи и надевали верхнюю одежду, хотя глубина реки в месте посадки составляла почти 20 метров. В итоге один из пассажиров в намокшей верхней одежде утонул, не дождавшись помощи. Других жертв происшествия не было.

375 Eastern Air Lines (Lockheed L-188A Electra)

Крупнейшая катастрофа с участием птиц. 4 октября 1960 года в Бостоне турбовинтовой авиалайнер Lockheed L-188A Electra вылетел в Филадельфию, но упал в Бостонскую бухту менее чем через 30 секунд после взлета.

В дальнейшем рассказывали, что лайнер штатно разогнался по взлетной полосе, оторвался от земли и успел убрать шасси. Но после этого два левых двигателя вдруг задымились и загорелись. Самолет дернуло влево, он начал крениться на левый бок. В итоге лайнер практически штопором вошел в воду Бостонской бухты

В той катастрофе погибли 62 человека: 59 пассажиров и все 3 члена лётного экипажа. А на покрытии ВПП нашли трупы 75 скворцов. Авария серьезно повлияла на имидж «Электры», выпуск которой прекратили уже в начале 1961 года.

Хвостовая часть Lockheed L-188A Electra после падения. Фото – Wikimedia
Хвостовая часть Lockheed L-188A Electra после падения. Фото – Wikimedia

297 United Air Lines (Vickers 745D Viscount)

Самолет Vickers 745D Viscount следовал из Ньюарка в Вашингтон, но в какой-то момент полета вдруг перевернулся и упал на землю. Погибло 17 человек.

Лайнер рухнул из-за американского лебедя (может достигать до 8 кг веса), который врезался в левый горизонтальный стабилизатор и разрушил его изнутри, пробив обшивку. Интересно, что диспетчер предупреждал пилотов о большом количестве птиц на маршруте.

Из-за этой катастрофы в дальнейшем были изменены правила создания самолетов, и их конструкции начали проектировать с учетом дополнительной защиты от птиц.

Рейс 2953 «Аэрофлота» (Ил-14)

10 декабря 1969 года рейс Тбилиси — Махачкала — Астрахань, вылетал из Дагестана. Но почти сразу после взлета самолет столкнулся с перелетными птицами, потерял управление и рухнул в Каспийское море. Погибли все 17 человек, находившихся на борту.

Это происшествие уникально тем, что в нем птицы, разрушив кабину пилотов, вывели из строя членов экипажа. И именно это считают главной причиной катастрофы, хотя позже перья и кости птиц находили и в двигателе Ил-14.

Рейс 5139 «Аэрофлота» (Ил-18)

Во время набора скорости на ВПП в Ташкенте самолет крайним правым двигателем врезался в стаю птиц, но никто на борту этого не увидел. Заметили только то, что двигатель вышел из строя. Командир корабля принял решение прекратить полет, но боялся выкатиться за пределы ВПП.

В дальнейшем из-за ошибочных решений командира самолета и механика Ил-18 на скорости 130-160 км/ч сошел с ВПП и выкатился на грунт, после чего пересек две автомобильных дороги и катился к обрыву канала Карасу.

Командир попытался перелететь через канал, но на скорости 50-100 км/ч самолет ударился о склон на противоположном берегу хвостовой частью и разломился на две части. В результате 22 человека получили травмы, еще один скончался в результате полученных повреждений.

Ил-18 после аварии в Ташкенте. Фото – Wikimedia
Ил-18 после аварии в Ташкенте. Фото – Wikimedia

1549 US Airways (Airbus A320-214)

Одна из самых известных историй, в том числе из-за своего счастливого финала. Рейс AWE 1549, вылетая из Нью-Йорка, столкнулся с казарками, которые вывели из строя оба двигателя.

Пилоты смогли развернуть самолет практически на 180 градусов, пролететь над Гудзоном и сесть на воду, вообще не разрушив ни самолет, ни постройки. Единственные виды повреждений, которые получили пассажиры: незначительные ушибы и переохлаждение.

Интересно, что при последующем расследовании происшествия пилотов самолета пытались обвинить в том, что они подвергли пассажиров риску, выбрав посадку на воду, а не на близлежащую ВПП. Но тесты на симуляторе доказали, что иного варианта безопасной посадки не существовало.

Эвакуация пассажиров после приводнения самолета в Гудзоне. Фото – Wikimedia
Эвакуация пассажиров после приводнения самолета в Гудзоне. Фото – Wikimedia

Ryanair 4102 (Boeing 737-8AS)

Рейс из Франкфурта в Рим уже практически закончился, самолет заходил на посадку, когда вмешались птицы. Лайнер влетел в стаю из 90 скворцов, что привело к повреждениям двигателя и шасси. После нескольких неудачных попыток самолет все-таки удалось посадить.

Аэропорт в Риме пришлось закрыть на 36 часов, поскольку поврежденный лайнер просто нельзя было убрать с взлетно-посадочной полосы. Никто из экипажа и пассажиров не пострадал, но самолет не подлежал восстановлению и был списан.

Окончательный отчет об аварии был выпущен меньше года назад, 20 декабря 2018, хотя сам инцидент случился в ноябре 2008.

Все об аварийной посадке Airbus A321 в Подмосковье: