Ученый назвал получаемые в социальных сетях знания «поверхностными». Рахван обвиняет популярные социальные сети в том, что они приучают человека не анализировать информацию, а, не раздумывая, принимать мнение других.
Он провел эксперимент, в ходе которого людям задавали вроде бы простые вопросы, которые имели подвох. Например, им говорили, что бита вместе с бейсбольным мячом стоит 1,10 фунта, при этом бита на 1 фунт дороже мяча, и затем просили назвать стоимость мяча. Интуитивный ответ — 0,10 фунта, правильный — 0,05. Такие вопросы людям задавали быстро несколько раз подряд, и они, как правило, не меняли свое первоначальное решение.
Затем таким же образом была опрошена вторая группа людей. Причем изначально их также опрашивали раздельно, а потом поместили в одно помещение и продолжили повторять тот же вопрос. Видя ответы других, отличающиеся от их собственных, люди часто без раздумий изменяли свою версию.
Именно поэтому Аяд Рахван и сделал вывод, что социальные сети уничтожают нашу способность мыслить аналитически — нам проще взять точку зрения других, особенно если последние пользуются определенным авторитетом в своих кругах. Виной этому он назвал лень, а также многократно возросшее количество окружающей нас информации — мы просто не успеваем самостоятельно сделать какие-либо выводы, и поэтому опираемся на доводы или позицию других. Особенно плохо в этой ситуации то, что далеко не всегда советы этих «авторитетов» оказываются полезными, а выводы — верными.
Кроме того, в своем исследовании, опубликованном в журнале Science, Аяд Рахван посетовал на то, что мы перестали запоминать полезную информацию, так как гораздо проще запомнить, как и где ее можно найти в интернете.
Читайте также о доказательстве вреда смартфонов для здоровья и опасности беспроводного интернета.