Министерство образования и науки готовит нормативную базу, согласно которой учащиеся, прошедшие дистанционное обучение по какому-либо курсу и предмету, смогут предъявить свои результаты в учебном учреждении, а то должно будет их принять. Данную практику уже успешно опробовали во многих ведущих ВУЗах мира, а теперь подобное нововведение планируют внедрить и в России.
Данное нововведение в ведомстве рассматривают как способ повышения конкурентоспособности ВУЗов на мировом рынке образовательных услуг. Это поспособствует реализации проекта «5-100», согласно которому к 2020 году пять российских высших учебных заведений должны попасть в топ-100 университетов мира. Доступность онлайн-образования учитывается некоторыми международными рейтингами в качестве преимуществ, позитивно влияющих на оценку университета.
Программа развития интернета, которую недавно представил ИРИ, затрагивает вопрос онлайн-образования. Специалисты отметили, что в будущем это позволит получать в регионах знания от лучших ВУЗов страны и станет неотъемлемой составляющей процесса обучения: «Потребуется развитие законодательства в области признания дистанционной сдачи экзаменов и квалификационных работ, изменение образовательных программ на всех уровнях».
Минобрнауки поддерживает такую трактовку и отмечает, что онлайн-образование повышает вариативность образовательных программ, позволяет студенту выстраивать индивидуальные «образовательные траектории» и упростит сочетание образовательной и профессиональной деятельности: «Если студент успешно сдает экзамен в рамках освоения курса, ему будет предоставлено документальное подтверждение результатов обучения — сертификат. И сейчас мы готовим необходимую нормативную базу, которая позволит любому российскому вузу учитывать этот сертификат, засчитывая его как оценку освоения соответствующего предмета».
Не стоит воспринимать нововведение как отказ от традиционной системы, сообщает пресс-служба ведомства: «Подчеркнем, что онлайн-образование в первую очередь призвано дополнить и расширить классический формат обучения, но не подменить его целиком». Процесс перехода в онлайн уже запущен, пока в форме Национальной платформы открытого образования.
Когда дистанционное обучение будет окончательно интегрировано в образовательную систему, пока неизвестно, однако необходимость реализовать проект «5-100» к 2020 году дает понять, что затягивать процедуру Минобрнауки не будет.