НовостиОбзорыИтоги года 2024Все о нейросетяхГаджет года 2024ГаджетыТехнологииНаукаСоцсетиЛайфхакиFunПромокодыЭксперты

«Я не думаю о коммерческом успехе своих головоломок»

20 октября 2018
Эрнё Рубик — об олимпийских перспективах своего кубика, скорости сборки и проблемах изобретателя.

Три-четыре десятилетия назад почти каждый ребенок в мире ломал свою голову над сборкой разноцветного кубика, создавал причудливые фигуры из змейки, пытался собрать «волшебные кольца», зачастую не понимая механизм и разглядывая вырванные из журнала страницы со схемой сборки. Казалось бы, те времена давно ушли и на смену механическим, живым головоломкам пришли компьютерные, однако и сейчас кубик Рубика не теряет популярности: на улице и в метро можно встретить совсем молодых людей, озабоченно вертящих в руках самую знаменитую головоломку ХХ века. На смену схемам из журналов пришли обучающие программы в интернете, показывающие бесконечное множество разных вариантов сборки и позволяющие не только добиться конечной цели — собрать все грани одним цветом, но и побороться за максимальную скорость достижения результата. В мире проходит множество соревнований по скоростной сборке, сборке одной рукой, вслепую и бог знает каким еще хитрым способам справиться с кубом. На чемпионате международного класса Red Bull Rubik’s Cube в Бостоне «Известия» поговорили с создателем самой популярной в мире механической головоломки — венгерским архитектором, профессором Эрнё Рубиком.

— Кроме знаменитого кубика вы создали немало других головоломок. Какая из них для вас самая любимая?

— Для меня мои головоломки то же самое, что дети. Если у вас есть дети, я уверен, что вы любите всех ваших детей. Все они разные, и вы всех их будете любить по-разному. Это ваше творение, ваше произведение, поэтому любовь к детям будет всё время, и вы будете находить что-то ценное в каждом из них, за что вы будете любить. Один умный, другой нежный — найдется много разных причин, за что их можно любить. Родитель не может сказать, что кого-то будет любить больше чем другого — это очень плохая черта, и это неправильно. Мои пазлы тоже все разные, и я люблю их по-разному — для каждого у меня свой подход.

Созданные после кубика Рубика головоломки были незаметнее, потому что он оказался самым большим не только физически, но и идейно. Я очень сильно люблю змейку, и, если рассматривать кубик отдельно от моих других головоломок, то на втором месте по популярности — змейка. Было продано несколько миллионов экземпляров.

Змейка — это трехмерная головоломка, а не пазл, у нее совсем другой принцип действия. И сборщик змейки должен иметь определенный тип магического мышления.

— Как вы думаете, в чем секрет успеха кубика?

— Когда я был маленьким, я любил ломать голову, пытаясь решить небольшие задачки, потому что это очень интересно — способны ли вы сделать что-нибудь, это как вызов самому себе. Это же касается создания головоломок: очень интересно находить вопросы, даже интереснее, чем ответы на них, потому что намного сложнее найти загадку, чем решить ее. Я всегда любил математику, еще со школы, но я не математик.

Кубик — это что-то типа алгоритма. Но он существует в материальном мире, возможно, это и является залогом его успеха. Вы можете создать виртуальный кубик для компьютера, но цифровой никогда не будет лучше реального механического.

Рубик изобрел свой куб в 1974 году и сперва нашел ему практическое применение в 1975 году. С тех пор по всему миру было продано более 350 млн экземпляров игрушки.

— Правда ли, что сначала вы придумали кубик специально для студентов архитектурного института, чтобы развить у них пространственное мышление, и только потом поняли, что эта головоломка может стать популярной детской игрушкой?

— На самом деле, когда я создаю головоломку, я не думаю о том, насколько она будет популярна. Я создал ее из любопытства, в ходе изучения структуры трехмерного пространства. Я искал что-то очень простое, цельное и портативное и в то же время обладающее большими комбинаторными возможностями. При сборке механических пазлов есть проблема — иногда там очень много элементов. Моей основной задачей при создании головоломки является ее эффективность: какое содержание и какие качества сможет в себе развить играющий, какие задачи он сможет решить, собирая мою головоломку. Я не думаю о коммерческом успехе и будущей популярности своих головоломок.

— На соревнованиях участники собирают кубик за 5−8 секунд, кажется, в их руках творится какое-то волшебство, а сами вы пробовали собирать свое творение на время? Насколько быстро получается у вас?

— Я создаю головоломки, но сам никогда не занимался скоростной сборкой. Сейчас много разновидностей соревнований по сборке кубика: на скорость, одной рукой, соревнования, в которых участнику дается готовая комбинация на кубике и ее требуется повторить. В каждой дисциплине разное рекордное время, однако я никогда сам не занимался этим.

— Сейчас проводится много различных соревнований по сборке кубика Рубика, включая тот, на котором мы встретились, — Red Bull Rubik’s Cube. Как вы считаете, не пора ли включать сборку кубика в число олимпийских видов спорта?

— Я не знаю. Я не думаю о том, случится это или нет. Потому что кто-то придумывает продукт, а кто-то должен заниматься задачей по включению в олимпийскую программу и проталкивать эту задачу, поскольку это не свершится само по себе. Так происходит в жизни. Смотреть на сборщика кубика — это не то же самое, что собирать самому. Легко это выглядит только на экране. С моей точки зрения, всё возможно, но я не знаю когда, как и почему это случится.

Это тоже интересно:

Hi-Tech Mail