Как это будет выглядеть?
«У пользователя появится личный кабинет на сайте оператора персональных данных», — рассказывает Валерий Глазунов, гендиректор юридической компании «Глазунов и Семенов»». На этом ресурсе человек сможет распорядиться информацией о себе.
Однако неясно, насколько сайт будет защищен от недобросовестных участников коммерческого оборота. «Они даже в действующих условиях полного запрета на продажу персональных данных на этом зарабатывают», — напоминает юрист.
В чем может быть подвох?
«Названный доход в размере от 15-60 тысяч рублей в год ничем не подтвержден и не обоснован, — утверждает Глазунов. — Будет ли этот заработок регулярным или разовым — не ясно. Продав единожды персональные данные, никаких последующих инвестиций пользователь может и не получить».
Дело в том, что проект открывает большие возможности по продаже данных пользователя без его согласия. «Это интересно крупным операторам связи, которые всячески лоббировали поправки в закон», — признает эксперт.
Анна Никитова, юрист «Яковлев и Партнеры», напоминает, что уже введен термин «обезличенные данные». Они успешно обрабатываются и не приводят к нарушению прав россиян. А вот с «деперсонализированными» данными нарушения могут быть, так как сложно будет отследить процесс обработки.
Придётся ли платить налоги?
«Статья 217 Налогового кодекса не делает исключения для продажи персональных данных, — объясняет Глазунов. — Продав свои персональные данные, физическое лицо обязано будет сдать налоговую декларацию и уплатить с вознаграждения налог 13%».
Однако, если этот законопроект будет принят, возможны и поправки и в Налоговый кодекс, полагает эксперт. В этом случае налога с продажи информации может и не быть.
Насколько вообще реальна продажа данных?
«Создание такого рынка — утопия, — говорит Карен Казарян, главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций. — Потому что данные конкретного человека не стоят примерно ничего. Для сравнения, за контакты людей, готовых взять ипотеку, платят $200 максимум (13 200 рублей). Много ли таких людей? Это узкая прослойка 'среднего класса', вот она и сможет заработать на продаже своих данных».
Юрист Анна Никитова тоже думает, что персональные данные — невыгодный способ заработка для граждан. Но уже по другой причине. «Риски неправомерного использования такой информации намного выше, нежели гонорар в 15-60 тысяч рублей», — резюмирует она.
Соответствующие поправки в закон «Об информации» за минувший год подготовил Фонд развития интернет-инициатив. Сейчас документ проходит последние согласования, после чего его внесут в Госдуму.
Читайте также: