10 июня 1846 года шотландец Роберт Томпсон получил патент на пневматические шины. Однако в середине ХIХ века никто не рискнул заняться их производством и продажей. Так что изобретение Томпсона вскоре было забыто. Но в 1888 году другой шотландец, Джон Данлоп, ...изобрёл шины заново. И наладил их производство. Рассмотрим некоторые курьёзы патентного права.
«Круглое приспособление для облегчения транспортировки»
Эта история стала хрестоматийной. Австралиец Джон Кео работал адвокатом, специализируясь как раз на патентных делах. И весьма критически относился к законодательству в данной области. «Патентное бюро обязано выдавать патент на всё, что угодно, — сокрушался он. — Они просто ставят печать, ничего не проверяя».
Чтобы показать недостатки системы, Джон решил запатентовать колесо. А что? Кто и когда его придумал — неизвестно. До прихода в Австралию европейцев аборигены его не знали. Но и в Европе колесо запатентовано не было. Свою заявку ушлый адвокат назвал «Круглое приспособление для облегчения транспортировки». Клерки патентного бюро почесали в затылке — и выдали ему патент.
Чувство юмора австралийца по достоинству оценили организаторы Игнобелевской (у нас её называют Шнобелевской) премии. В 2001 году он оказался в числе её лауреатов. Вместе с Джоном Кео премию в номинации «Технологии» получило Австралийское патентное бюро, благодаря которому всё это стало возможно.
Кео на церемонии не присутствовал (чиновники из бюро тем более), но прислал аудиозапись. «Я могу лишь надеяться, что присуждение премии послужит совершенствованию патентного законодательства Австралии, чтобы больше никто не смог запатентовать колесо», — сказал он в своём обращении.
Коническое сечение, круговой конус...
В 1999 году одному подмосковному ООО (да-да, дело было в России) выдали патент на изделие, которое «относится к области тары» (цитата из описания). В прилагаемом реферате сказано, что у изделия «по крайней мере на границе наружной и/или внутренней стороны часть линии границы по крайней мере одного из поперечных сечений выполнена в виде фрагмента или комбинации фрагментов косого конического сечения прямого кругового конуса».
Если ваши мозговые извилины напряглись так, что послышался их скрип, вот вам подсказка: изделие называется «керамический сосуд», а в описании сказано, что аналогом может быть и стеклянный. Вчитайтесь: коническое сечение, круговой конус, ну...
Да это не что иное, как бутылка! Она, конечно, не столь древнее приспособление, как колесо, но и её история уходит в далёкое прошлое. Известно, что стеклянные бутылки делали ещё в Древнем Египте, а первая найденная археологами мастерская по их изготовлению датируется 1370 г. до н. э.
Изобретатели из Подмосковья не ставили целью показать недостатки российского законодательства, подобно Джону Кео. Они обратились в несколько компаний по производству напитков и просто предложили перечислять на их счёт лицензионные выплаты. Размер определили в 0,5% от выручки. На дворе ещё были лихие 90-е, так что наезд мог сработать. Однако компании с ролью жертвы не смирились и наняли хороших юристов. Те смогли доказать в Палате по патентным спорам, что этот патент надо аннулировать. Что и было сделано.
Даже не думай!
Если вы думаете, что истории с колесом и бутылкой абсурдны, вы ещё не знаете, что такое абсурд. Американец Хью Харлан, руководитель компании «The Brain», решил запатентовать «код, действие которого имитирует процесс человеческого мышления». Таким «кодом», по его мнению, является случайный набор цифр с блок-схемой, где между данными есть хоть какая-то связь (действительно, чем не мышление человека?). Теперь Хью Харлан гордо показывает своим деловым партнёрам свидетельство US Patent 6031537 и с улыбкой размышляет о том, что мог бы получать отчисления с каждого американца, который только посмеет о чём-то думать.
Патентное законодательство США позволяет проделывать и не такие трюки. Когда начался бум компьютерных технологий, в области софта можно было заявлять права на совсем уж эфемерные вещи. Один из самых известных случаев — технология заказа товаров с помощью одиночного клика мыши, запатентованная компанией Amazon. Получается, что другие компании, занятые интернет-торговлей, вынуждены заставлять своих клиентов щёлкать мышкой два раза, чтобы не нарушать чужие патентные права.
Идею подхватила Microsoft. В апреле 2004 года компании был выдан патент на «двойной клик» мышкой. Кроме того, предприятие Билла Гейтса застолбило за собой авторские права на алгоритмы, которые в среде программистов были известны давным-давно и считались «ничейными». И, как гласит молва, теперь корпорация Google вынуждена ежегодно отчислять в пользу Microsoft аж два миллиарда долларов!
Свои патентные разборки вели IBМ и Twitter. Как оказалось, «голубой гигант» тоже успел поднять с пола то, что плохо лежало или было «ничейным». За ним, например, числились патенты на собирание адресов из строки поисковиков, бегущую строку рекламы и просмотр социальных сетей (это называлось «программный поиск общих контактов»). В 2014 году Twitter купил у IBM 900 патентов на сумму 36 миллионов долларов. Конфликт был улажен.
К слову, компьютерная корпорация обладает одним из самых крупных портфолио интеллектуальной собственности в мире. Патенты у IBM приобретали также Facebook и Google.
В эпоху изобретения колеса эти ребята точно не потерялись бы.
Это тоже интересно: