Журналист Дэвид Экс в статье для Forbes под названием «Пора распрощаться с МиГ-29» объяснил, почему истребитель после четырех десятков лет службы уходит на покой.
Сотни МиГ-29 до сих используются российскими союзниками и заказчиками, но сама Россия постепенно отказывается от устаревшего истребителя.
Двухмотороный МиГ-29 поступил на вооружение в 1982 году — тогда он был настоящим прорывом для советских войск. У него была уникальная маневренность и соотношение тяги к массе, отдельное внимание заслуживает прицельная система с инфракрасным наведением для ракеты Р-73 «воздух-воздух». Эти особенности сделали истребитель почти непобедимым в бою, вспоминает Джастин Бронк, аналитик лондонского Королевского объединённого института оборонных исследований (Royal United Services Institute).
Одним из главных недостатков МиГ-29 называют недостаточную дальность полета из-за маленького запаса топлива и двигателей с высоким расходом. Эту проблему частично решили в модификации МиГ-29СМТ с помощью дополнительного топливного отсека на верхней части, но это лишило самолет главного преимущества — малой массы и маневренности.
Уже в эпоху Холодной войны Россия и другие страны-заказчики предпочитали более массивные и мощные истребители — например, более универсальный МиГ-27. А в современном мире МиГ-29 используется еще реже. Для сравнения, в распоряжении российских войск есть всего 98 самолетов МиГ-29 и почти пять сотен МиГ-27.
Помимо устаревшей конструкции, МиГ-29 дороже в эксплуатации, чем его современные аналоги. Поэтому в России его в основном используют в испытаниях и симуляции военных действий в качестве условного противника.
Это тоже интересно: