В целом реализация новых смартфонов в России упала на 15% по сравнению с ситуацией конца прошлого года. Ритейлеры, впрочем, утверждают, что спрос на новые iPhone по-прежнему высок, а на продажах сказывается дефицит товара.
За первые две недели продаж новой линейки iPhone 12 и 12 Pro в мобильных сетях было зарегистрировано около 48 тыс. этих устройств, что в три раза меньше, чем за аналогичный период на старте продаж iPhone 11 и 11 Pro годом ранее и iPhone Х двумя годами ранее, следует из отчета компании oneFactor, с которым ознакомился «Ъ». Компания использовала для оценок данные о нагрузке на сотовые сети и алгоритмы машинного обучения. В Apple не ответили на запрос.
iPhone 12 Pro и iPhone 12 вышли в России 23 октября. По итогам первых двух недель продаж, по оценке oneFactor, на их долю пришлось всего 0,03% работающих в стране смартфонов. Максимальное проникновение iPhone 12 было зафиксировано в Москве (0,034%), Санкт-Петербурге и Московской области (по 0,02%). Старшая модель iPhone 12 Pro, наиболее дорогая в линейке из доступных на момент исследования, оказалась наиболее популярна также в Москве и Чечне (по 0,03%), Санкт-Петербурге и Московской области (0,02%). Обладатели iPhone 12 Pro, по оценкам аналитиков, тратят на связь больше владельцев iPhone 12, их средний чек (ARPU) составляет 2,8 тыс. руб. и 2,2 тыс. руб. в месяц соответственно.
Падение спроса на новые iPhone в этом году обусловлено высокой ценой, дефицитом моделей Pro, увеличением периода пользования устройствами и пандемией, из-за которой люди экономят на смартфонах, считает директор по аналитике и алгоритмам oneFactor Максим Воеводин. По сравнению с концом 2019 года продажи новых смартфонов сократились в целом на 15%, и сильнее всего спад продаж ощутили производители устройств верхнего ценового сегмента, говорит он. Продажи Apple упали почти на 20%, Huawei — более чем на 30%, Samsung — лишь на 10%, оценивает Воеводин.
В сети «МегаФона» за первые две недели продаж было зарегистрировано в три раза меньше смартфонов iPhone 12, чем iPhone 11 за аналогичный период год назад, подтвердил гендиректор «МегаФон Ритейл» Андрей Левыкин.
По словам топ-менеджера, в рознице оператора и интернет-магазине продажи iPhone 12 в штучном выражении оказались на 43% ниже, чем iPhone 11 год назад. По мнению господина Левыкина, эта тенденция связана в основном с дефицитом моделей iPhone 12.
Собеседник «Ъ» в одном из ритейлеров говорит, что новые модели продаются примерно на 30% хуже предшественников в прошлом году. По данным партнера нескольких крупных ритейлеров, c которыми ознакомился «Ъ», за октябрь было продано всего 26 тыс. iPhone.
В МТС же утверждают, что спрос на линейку iPhone 12 оказался ажиотажным. Даже спустя месяц не все версии и расцветки можно найти в продаже, их раскупают в первые часы после появления, говорят в компании. «В этом году спрос превышает прошлогодний, но мы не можем удовлетворить его в полном объеме»,— подтверждают в сети re:Store. Несмотря на это, совокупные продажи всех новых моделей там выше, чем iPhone 11 и iPhone 11 Pro год назад, отметил представитель сети. В «Вымпелкоме» не ответили на запрос, в Tele2 отказались от комментариев.
На спросе на новую линейку iPhone сказалась цена продукта, «крайне высокая» при таких незначительных изменениях характеристик и дизайна, уверен аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.
Не понравилось покупателям, по его мнению, и отсутствие зарядки в комплекте, так что в итоге наиболее платежеспособная аудитория «пересмотрела отношение к Apple и предпочла другие бренды». Зато, по данным эксперта, с момента анонса новой линейки значительно выросли продажи прошлогодних iPhone 11, что позволило Apple краткосрочно увеличить долю рынка с 9% до 15% в штуках по итогам второй недели ноября, а в деньгах занять 50% российского рынка.
Это тоже интересно: