НовостиОбзорыВсе о нейросетяхБытовая техника 2024ГаджетыТехнологииНаукаСоцсетиЛайфхакиFunПромокодыСтранные вопросыЭксперты

Как русские итальянскую арктическую экспедицию спасали

7 июля 2023
В мае 1928 года в Арктике потерпел крушение итальянский дирижабль. Аэронавты пытались достичь Северного полюса, чтобы повторить успех экспедиции 1926 года, но вместо этого оказались одни среди бесконечных льдов. Несмотря на политические разногласия, итальянцев бросились спасать все, кто был поблизости. Включая русских.

Успех, да не тот

Норвежец Руаль Амундсен очень хотел организовать полет на Северный полюс. К середине 1920-х годов этот опытный путешественник провел множество успешных экспедиций. И теперь ему не давала покоя идея достичь заветной точки на дирижабле. Правда, с дирижаблестроением в Норвегии было так себе.

Поиски дирижабля для покупки привели Амундсена к итальянскому конструктору Умберто Нобиле. Амундсен купил у него полужесткий дирижабль средних размеров, достигавший сотни метров в длину. Управлял воздушным кораблем сам Нобиле, да и вообще, итальянцев было в экипаже больше, чем норвежцев.

Хотя Амундсен и руководил экспедицией, он понимал, что со стороны это выглядит как-то не очень. Поэтому подчеркнул национальный характер экспедиции, назвав дирижабль звучным именем «Норвегия».

Все это не улучшало отношений внутри команды. Экспедиционная часть прошла как по маслу: дирижабль первым достиг Северного полюса. Но вот Нобиле и Амундсен разругались вдрызг. Каждый считал, что все случившееся — это именно его заслуга. Заслуга Италии, в случае с Нобиле, и Норвегии, в случае с Амундсеном.

По возвращению в Италию Нобиле был осыпан почестями. Муссолини, знавший толк в качественном пиаре, пел Нобиле дифирамбы. В те времена летчики и полярники находились на острие технического прогресса. В глазах людей они открывали дверь в совсем новый мир, и к самым успешным из них относились как к рок-звездам — с восхищением и обожанием.

Неудачная затея

Дуче произвел Нобиле в генералы. Теперь от него все ждали закрепления успеха — повторения экспедиции, но уже на юридически итальянском дирижабле, и без всяких там Амундсенов на борту. Муссолини жаждал доказать, что на самом деле полюса первыми достигли именно итальянцы, а норвежцы просто подсуетились и случайно оказались рядом.

Построив новый полужесткий дирижабль примерно таких же параметров, Нобиле назвал его «Италией» — успех «Норвегии» надо было обесценить демонстративно.

Правда, в 20-е и 30-е пилотами-первопроходцами восхищались не просто так. Дело было реально опасным, успех или гибель зависели не только от профессионализма экипажей, но и от не поддающихся учету факторов.

В мае 1928-го Нобиле вылетел и успешно долетел до полюса. А дальше все пошло наперекосяк.

«Италии» не повезло с погодой. Дирижабль попал в туман, за бортом усиливался ветер. «Италия» начала стремительно покрываться льдом. Даже слишком — летательный аппарат тяжелел на глазах. Он начал стремительно снижаться, вскоре это снижение превратилось в неконтролируемое падение.

Последовал удар об лед — настолько сильный, что от дирижабля оторвалась гондола управления вместе со всеми, кто там был. Потеряв гондолу, «Италия» вновь стала легче воздуха, и ее тут же унесло порывом ветра. В дирижабле оставалось еще шесть человек, которые пропали навсегда. Ни их, ни «Италии» больше никто так и не увидел.

А на льду в гондоле остался Нобиле и еще восемь членов экипажа. Хоть у троих из выжившей девятки и были переломаны кости, аэронавтам все равно повезло. У них имелось много еды, палатка и даже оружие с патронами — позже оно поможет отбиться от белых медведей. Но ценнее всего была радиостанция с заряженными аккумуляторами.

Рука помощи

У Шпицбергена дежурило итальянское судно, которое должно было поддерживать связь. Но в радиорубке несли службу спустя рукава, предпочитая отправлять личные радиограммы домой, а не слушать эфир для связи с «Италией». Это приводило Нобиле в ярость — он никак не мог связаться со своими людьми.

В итоге сигнал был пойман советским радиолюбителем в медвежьем углу на Крайнем Севере.

На все ушла неделя: катастрофа произошла 25 мая, а достучаться хоть до кого-то потерпевшие крушение смогли лишь 3 июня. К тому времени в Италии уже понимали, что что-то пошло не так, и готовились искать Нобиле. Однако без координат шансов было мало. Когда связь удалось установить, дело пошло на лад.

Помимо итальянцев, к делу подключились норвежцы и шведы. Активную деятельность развернули и в Советском Союзе. Словом, на помощь Нобиле бросились буквально все, кто находился рядом. Включая разругавшегося с ним Амундсена, который тут же забыл про ссоры, отправившись искать итальянцев на небольшом самолете.

Для Амундсена это был последний полет. Знаменитый полярник исчез где-то на бескрайних арктических просторах.

23 июня на льдину, на которой дрейфовали аэронавты, ухитрился сесть шведский самолет. Он вывез Нобиле. Потом летчик предпринял еще одну попытку посадки, но на этот раз неудачно — самолет разбился. За ним прилетел еще один шведский самолет и забрал своего — на этом шведы решили прекратить испытывать судьбу, ограничивая, как и другие, выброской продовольствия и батарей к рации.

В воздухе были и советские самолеты, перевозимые на ледоколах «Красин» и «Малыгин» и стартовавшие со льда. 12 июля «Красин» обнаружил двоих бредущих по льду в сторону Шпицбергена человек. Еще 30 мая трое добровольцев из потерпевших крушение вызвались дойти по льду до земли и найти помощь.

Один погиб по пути, а вот двоим посчастливилось наткнуться на советский ледокол — вернее, на самолет с него, который передал на «Красин» координаты. В тот же день ледокол спас и остальных.

Вернувшись в Италию, Нобиле поначалу был радостно встречен возбужденными толпами. Однако когда счастье от спасения схлынуло, Муссолини назначил его виноватым. Это означало конец карьеры конструктора. И тогда он отправился конструировать дирижабли в СССР. Но это уже совсем другая история.

Тимур Шерзад