Конец 1920-х и начало 1930-х годов — время бурных дискуссий о будущем советского народа и пути развития будущей Москвы. Резкий скачок промышленности и нужда города в строительстве жилищ и культурно-бытовых зданий требовали крупномасштабной перестройки столицы. Так, в 1936 году родился Генеральный план реконструкции Москвы, согласно которому было решено расширить несколько центральных улиц.
Власти столицы хотели добиться этой цели в первую очередь за счет сноса некоторых зданий. Тем не менее, некоторые дома решено было не сносить, а сдвинуть вглубь жилого массива.
Как же инженерам удавалось двигать дома весом более 20 000 тонн? Ведь для этого здание требовалось сначала каким-то образом приподнять над фундаментом, не допустив опасного крена, а затем передвинуть его на новое место, при этом ухитриться ничего не разрушить.
Домкраты и рельсы
Перемещение зданий — весьма трудоемкий процесс, на подготовку которого зачастую уходили недели, а то и месяцы. Но тот, кто разбирается в инженерии, знает, что задача эта вполне реализуемая.
Для ее решения в 1936 году в Москве создали специальную контору со специалистами из метростроя во главе с инженером Эммануилом Менделевичем Генделем, у которого уже был опыт в перемещении массивной фидерной подстанции весом более 300 тонн.
Первым делом, чтобы переместить дом, его необходимо было отделить от фундамента. Делали это с помощью специальных стальных тросов, предварительно подперев здание домкратами. После этого несущие стены по периметру укрепляли двутавровыми балками. Получался некий опоясывающий каркас, под которым впоследствии пробивали проемы для рельсовых путей.
На пути перемещения здания рабочие прорывали траншеи, в которых на мощное бетонное основание укладывали рельсы, а поверх них — специальные катки. По ним дом и двигали в нужном направлении.
Когда все было готово, дом толкали по рельсам с помощью гидравлических домкратов, которые имели жесткую кинематическую связь, позволяющую обеспечить одинаковую скорость выдвижения штоков всех гидроцилиндров, независимо от величины сопротивления на каждом домкрате.
Таким образом сначала были передвинуты 6 небольших домов, а уже потом в ход пошли более крупные объекты. В общей сложности до войны в Москве переместили 23 каменных дома. Кому-то это до сих пор кажется фантастикой, учитывая, что большинство строений удалось сдвинуть без отключения коммуникаций и выселения жильцов.
Ходили слухи, что жильцы даже просили рабочих уведомить их, в какой момент здание начнут сдвигать, чтобы успеть перебраться к родственникам. Однако инженеры, уверенные в успехе предприятия, посчитали такие меры излишними.
Здания перемещались настолько плавно, что в некоторых случаях жильцы даже не сразу замечали начало движения, при этом они не теряли возможности пользоваться всеми удобствами — в домах продолжали действовать водопровод, канализация, электросеть, телефон, радио. Это стало возможным благодаря гибким соединениям, которые заранее подводили к строению.
Практика передвижки домов продолжилась и в послевоенные годы. В связи с прокладкой Комсомольского проспекта и строительством метромоста осенью 1958 года были передвинуты два здания: НИИ ВОДГЕО и НИИ Промстройпроект. Позднее, в 1979 году почти на 30 метров передвинули здание редакции «Труд», а в 1983 году по такому же принципу переместили здание МХАТ.