«Яблочный» телевизор
В 2007 году появился медиаплеер Apple TV. Это приставка для просмотра аудио- и видеоконтента, которая подключается к телевизорам. Но еще за 13 лет до этого компания попыталась выйти на рынок ТВ со своим устройством Macintosh TV. И оно оказалось по-настоящему странным.
Модель объединяла функции компьютера и телевизора. Внешне устройство напоминало актуальный на тот момент Macintosh LC 500 за несколькими исключениями. Такой компьютер впервые в истории компании был черного цвета. А еще к нему в комплекте шел пульт дистанционного управления. Однако отсутствовала возможность одновременно смотреть телевизор и пользоваться компьютером. Либо одно, либо другое.
Жизненный путь Macintosh TV на рынке оказался одним из самых коротких среди всех устройств Apple. В продажу устройство, которое не привлекло покупателей, поступило в конце октября 1993 года по цене в 2097 долларов — сейчас стоимость составила бы почти 4600 долларов (414 тыс. рублей) с учетом инфляции. Модель сняли с производства уже 1 февраля 1994 года, то есть спустя всего четыре месяца. Компания успела сделать всего 10 тыс. экземпляров.
Неудачный подарок
В честь собственного 20-летия Apple создала юбилейную модель своей популярной линейки компьютеров. Она и получила соответствующее название — Twentieth Anniversary Macintosh (TAM), то есть «Macintosh к 20-й годовщине». И амбиции инженеров оказались большими. Новый компьютер получил футуристичный дизайн с вытянутым корпусом и плоским экраном и странным приводом компакт-дисков, который оказался большим квадратом под экраном.
Изначально в компании возникли разногласия насчет стоимости нового компьютера. Часть топ-менеджеров планировала сделать новый Macintosh доступным для покупателей, однако маркетологи планировали выпустить роскошную модель в честь важного повода. В итоге второй вариант победил, поэтому стоимость компьютера составила 7,5 тыс. долларов, то есть почти 14,7 тыс. долларов (1,3 млн рублей) с учетом инфляции в 2024 году. TAM даже доставляли покупателям на дом лично в руки.
Но слишком высокая цена погубила компьютер. Apple несколько раз снижала стоимость, и всего через года, в марте 1998 года, она упала до 1995 долларов. Покупатели, которые уже успели приобрести TAM, оказались недовольными, поэтому компании пришлось им представить ноутбуки из линейки PowerBook. В итоге компьютер вскоре сняли с производства, и о нем забыли. Стив Джобс, который в том же году вернулся на место главы Apple, даже говорил, что ненавидел Twentieth Anniversary Macintosh.
«Хоккейная шайба»
Компанию из Купертино не раз критиковали за беспроводную мышку Magic Mouse, которая до сих пор есть в продаже. Она обладает не только элегантным дизайном, но и большими минусами. Ее корпус слишком плоский, поэтому возникает дискомфорт в руке при продолжительной работе. А разъем для зарядки находится на нижней части — пока кабель подключен, аксессуар не получится использовать.
Но это не первый раз, когда техногигант решился на эксперименты с мышками. В 1998 году компания представила Apple USB Mouse. Новинку прозвали «хоккейной шайбой». Обычно компьютерные мыши делают продолговатыми. Такая форма помогает пользователю интуитивно направлять курсор в нужную сторону. Аксессуар Apple оказался круглым, а еще он получил полупрозрачный дизайн в стиле актуального на тот момент компьютера iMac G3. Но такой вариант понравился не всем. В итоге компания спустя полтора года выпустила новую мышь Apple Pro Mouse, которую выполнили в более привычном виде.
Восемь кадров
Смартфоны iPhone славятся своими камерами, но компания впервые вышла на рынок фотоаппаратов задолго до появления своего революционного телефона. В 1994 году в продаже появилось устройство Apple QuickTake 100. Оно оказалось одной из первых цифровых камер. Эксперты оценили дизайн и удобное управление. Аппарат мог хранить до восьми фотографий в разрешении 640х480 пикселей (0,3 Мп) или 32 снимка в более низком разрешении.
Но были и минусы. Отдельные кадры можно было удалить только с помощью компьютера. Камера предлагала лишь полностью очистить память. А еще цена была довольно высокой. Новинку продавали за 750 долларов, что с учетом инфляции сейчас составляет почти 1600 долларов (144 тыс. рублей). Позднее Apple выпустила еще две модели камеры, но с возвращением Стива Джобса в компанию в 1997 году проект закрыли. А спустя два десятилетия название QuickTake получила функция iPhone, которая позволяет снимать видео в фоторежиме, удерживая кнопку записи.
Без кнопок
К концу 2000-х годов у Apple было несколько очень успешных линеек музыкальных плееров. Одна из них особенно отличалась от остальных устройств. У iPod Shuffle не было экрана. Предполагалось, что пользователи загрузят свою коллекцию на плеер, а затем будут слушать их в случайном порядке. На английском языке функция перемешивания треков называется Shuffle. Но в одном из поколений инженеры решили отказаться не только от дисплея, но и от кнопок.
Третью версию, которая вышла в 2009 году, сделали очень минималистичной. На небольшом корпусе была только клипса для крепления и трехпозиционный переключатель, который включает устройство и настраивает режим воспроизведения. Регулировать громкость, менять треки и запускать прослушивание можно было только с помощью наушников, которые получили соответствующие кнопки. И это очень ограничивало пользователей. Чтобы управлять плеером, требовалось покупать определенные наушники Apple или совместимые модели.
Решение оказалось очень спорным, поэтому в следующем году компания выпустила четвертое поколение iPod Shuffle. Кнопки вернули на место. И такую версию плеера продавали до лета 2017 года.
«Носки» для плееров
Apple не раз выпускала аксессуары, которые неоднозначно воспринимали поклонники компании. Например, это чехлы FineWoven для iPhone, которые в 2023 году подпортили репутацию техногиганта из-за своей недолговечности. Или тряпочка для чистки экранов за 20 долларов. А в прошлом пользователям особенно запомнились «носки» Apple Socks.
Трикотажные чехлы для плееров выпустили в 2004 году. На презентации iPod Photo глава компании Стив Джобс в шутку назвал такой аксессуар «революционным новым продуктом». Но на самом деле чехлы действительно напоминали носки с ребристой текстурой, которым на верхней части прикрепили бирку с логотипом Apple. Аксессуар, по замыслу создателей, должен был защищать плееры от царапин и повреждений при падении.
Пользователям не понравилась цена. «Носки» продавали за 29 долларов, однако в комплекте было сразу шесть разноцветных чехлов. И дизайн контрастировал со стильным внешним видом плееров Apple. Тем не менее такой аксессуар был в продаже почти восемь лет.
Роскошная звуковая система
Еще необычное решение Apple связано с iPod. В середине 2000-х годов большую популярность набирали компактные системы для прослушивания. Тогда даже появились первые Bluetooth-колонки. Техногигант решил не отставать от трендов и представил iPod Hi-Fi. В продаже такая колонка была чуть больше полутора лет.
Новинка представляла собой аудиосистему из трех динамиков. Их поместили в массивный 7-килограммовый корпус. Владелец должен был поместить свой iPod в разъем на верхней панели, но для удобства в комплекте шел пульт управления. Apple создавала продукт для ценителей звука, а не для большинства владельцев своих плееров. Массовой аудитории была неинтересна такая колонка, которая стоила дороже почти всех моделей iPod. Потому она пропала из магазинов в сентябре 2007 года.
Аудио с другой планеты
В 2000 году Apple вместе с компанией Harman Kardon выпустили одни из самых необычных колонок в истории. Все дело в их внешнем виде — новинка под названием SoundSticks выглядела как инопланетное устройство. Колонки напоминали некие колбы, а сабвуфер iSub — установку для лабораторных опытов. Дизайн разработал Джони Айв, который также участвовал в создании множества культовых продуктов Apple. Аудиосистему спустя 13 лет даже включили в коллекцию Музея современного искусства в Нью-Йорке. А модель с момента выхода первой версии несколько раз обновляли, но уже без участия Apple.
Ненужная приставка
Середина 90-х годов оказалась горячим временем для игровой индустрии. Гиганты мира консолей, Nintendo и Sega, активно развивали свои приставки, а еще на рынок впервые вышла компания Sony, представившая первый PlayStation. Apple не удержалась и тоже решила попробовать свои силы. Так появилась платформа под названием Pippin на основе компьютеров Macintosh. С созданием консоли помог японский производитель Bandai. В продажу новинка поступила в 1995 году в Японии и в 1996-м — в Северной Америке.
По замыслу компании, приставка позволяла бы запускать игры или различные программы с дисков. Предполагалось, что такое устройство пригодится пользователям, которые хотят интерактивных развлечений, но не нуждаются в полноценном компьютере. Однако по несколькими причинам ничего не вышло.
Во-первых, когда Bandai получила лицензию на выпуск консоли, Apple перестала ее самостоятельно продвигать. Японская компания потратила на маркетинг 93 млн долларов, но это не помогло с продажами. Во-вторых, слишком большая конкуренция помешала новинке стать популярной. Pippin стоила 600 долларов — в три раза больше Nintendo 64 и в два больше PlayStation. Не слишком привлекательная концепция с нехваткой больших игровых проектов и отсутствием поддержки Apple привели к очень низким продажам. Разработчики смогли продать к 1997 году всего 42 тыс. копий, что оказалось в разы меньше плана. Тогда же проект свернули, оставив его в прошлом.
Apple Newton
Громким провалом для компании оказался и очень необычный портативный компьютер Apple Newton. На «прадедушку» iPad возлагали большие надежды. Однако устройство с сенсорным экраном, которое впервые показали в 1992 году, опередило свое время. Идеи, представленные в компьютере, позднее развили другие компании. А Apple взяла реванш со своими планшетами лишь в 2010 году. Больше об истории уникального гаджета из 90-х можно прочитать в большом материале Hi-Tech Mail.