НовостиОбзорыВсе о нейросетяхБытовая техника 2024ГаджетыТехнологииНаукаСоцсетиЛайфхакиFunПромокодыСтранные вопросыЭксперты

Почему не работает навигатор: 5 распространенных причин

31 октября 2024
Жители крупных городов давно привыкли строить маршруты и искать новые адреса с помощью навигатора в телефоне. Но что делать, если GPS вдруг перестала функционировать? В этой статье мы разберем все возможные причины, почему не работает навигатор, и расскажем, как исправить ситуацию на Android и iPhone.

Иногда сбои в GPS-модуле случаются из-за проблем с телефоном или приложениями, иногда проблема кроется во внешних причинах. Чтобы узнать, почему не работает навигатор, важно понять, как он устроен.

Принцип работы GPS-навигации в телефоне

GPS расшифровывается как «Глобальная система позиционирования». Она помогает определить местоположение объекта с помощью спутников на орбите Земли. Они находятся на фиксированной высоте и постоянно движутся по заранее известным траекториям. Телефон с помощью навигатора соединяется с несколькими спутниками одновременно и вычисляет координаты на основе времени, за которое сигнал космического аппарата достиг устройства. 

Система работает по принципу треугольника — зная расстояние от объекта до трех точек, можно вычислить координаты этого объекта. Но так как мы живем в объемном мире, где кроме широты и долготы есть еще высота, телефону нужно соединиться не с тремя, а с четырьмя спутниками. Чтобы не тратить лишнее время на их поиск и связь, на земле устанавливают базовые станции мобильных сетей — они улавливают координаты спутников и быстро передают их на смартфоны.

Чтобы GPS в смартфоне работал эффективно, навигатор должен ловить спутниковые сигналы без перебоев — например, в подвале или среди высотных зданий возможности приемника будут сильно ограничены. Также для корректной работы GPS необходим интернет, он понадобится для обновления карт и маршрутов. Впрочем, некоторые навигационные приложения показывают ваше местоположение и без интернета, если вы скачали актуальные карты на телефон.

Основные причины, почему не работает навигатор на Android и iPhone

Разберем пять главных причин сбоев в работе навигатора на смартфоне и расскажем, как решить проблему для устройств на базе Android и iPhone.

1. Нет интернет-соединения

Большинство навигационных приложений работают без интернета, если вы заранее скачали карту нужной местности на смартфон. Но если вам нужна онлайн-навигация, например, чтобы построить маршрут до незнакомого места или посмотреть, когда приедет автобус, то без интернета смартфон не сможет загружать карты и обновлять маршруты.

Что делать

1. Проверьте интернет. Закройте навигатор и откройте другое приложение, например RuTube или браузер. Если видео и фото не загружаются, значит, интернет не работает.

2. Смените сеть. Если мобильный интернет не справляется, используйте Wi-Fi, и наоборот.

3. Перезагрузите роутер. Если вы используете Wi-Fi, проверьте, корректно ли работает роутер. В большинстве ситуаций помогает обычный перезапуск маршрутизатора.

4. Перезагрузите телефон

5. Включите и выключите режим полета. Это поможет сбросить настройки сети.

6. Свяжитесь со своим интернет-провайдером. Возможно, есть локальные неполадки сети или проблемы с вашим тарифом.

2. Сбои в работе GPS-модуля

Если GPS не находит ваше местоположение, возможно, он отключен, неправильно настроен или не может найти сигнал. 

Что делать

1. Включите GPS. Проверьте, активен ли он. 

  • На Android зайдите в «Настройки» — «Местоположение». Или воспользуйтесь «шторкой» для быстрого доступа к иконке GPS.

  • На iPhone зайдите в «Настройки» — «Конфиденциальность» — «Службы геолокации».

2. Перезагрузите смартфон. Это поможет обновить все модули.

3. Используйте GPS на улице. В помещениях, особенно подвальных, сигнал слабее.

4. Отключите режим энергосбережения. Он может мешать работе GPS.

  • На Android зайдите в «Настройки» — «Питание и производительность» — «Текущий режим». 

  • На iPhone зайдите в «Настройки» — «Аккумулятор» — «Режим энергосбережения».

5. Обновите операционную систему, если давно этого не делали

  • На Android: «Настройки» — «О телефоне» — «Обновить». 

  • На iPhone: «Настройки» — «Система» (или «О телефоне») — «Обновление ПО» — «Проверить обновления».

6. Если ничего не помогает — обратитесь в сервисный центр.

3. Ошибки в работе приложений

Если Яндекс Навигатор, «2ГИС» или другой сервис для навигации перестали работать, возможно, проблема в самом приложении.

Что делать

1. Обновите навигатор до последней версии.

  • Для Android: откройте Google Play, введите название своего приложения и выберите пункт «Обновить».

  • Для iPhone: откройте App Store — «Обновления». Найдите свое приложение и обновите.

2. Очистите кеш

  • Для Android: «Настройки» — «Приложения» — Выберите нужное приложение — «Очистить» — «Очистить кеш».

  • На iPhone удалить кеш можно, только переустановив приложение. Зажмите иконку своего навигатора и выберите пункт «Удалить приложение». Затем найдите его в App Store и установите заново.

3. Перезагрузите смартфон для обновления системы.

4. Проверьте разрешения навигатора.

  • Для Android: «Настройки» — «Приложения» — Найдите нужное приложение — проверьте его доступ к отслеживанию местоположения.

  • Для iPhone: тот же способ, что и для Android.

5. Если приложение по-прежнему работает некорректно — переустановите его из Google Play или App Store.

4. Локальные проблемы

Локальные проблемы возможны из-за технических сбоев в отдельных населенных пунктах. В последние годы работу GPS чаще всего нарушают радиосигналы, призванные помешать полетам иностранных беспилотников. Эти проблемы особенно актуальны в таких местах, как центр Москвы, Ярославль, Смоленск, Крым, Сызрань, Волгоград и т. д.

Что делать

1. Обновите навигационное приложение по инструкции из предыдущего раздела. Последняя версия нужна для того, чтобы загружать актуальные карты.

2. Отключите ограничение запросов Wi-Fi (только для Android).

  • Войдите в режим для разработчиков на вашем смартфоне. Перейдите в «Настройки» — «О телефоне» — Нажмите семь раз на «Номер сборки» (конкретная формулировка может отличаться в зависимости от модели смартфона), чтобы активировать режим разработчика. В настройках для разработчиков найдите и отключите опцию «Ограничение запросов Wi-Fi». Так вы улучшите сканирование точек доступа и точность геолокации.

3. Включите Bluetooth и Wi-Fi. Перейдите в настройки вашего смартфона или воспользуйтесь шторкой быстрого доступа. Включите Bluetooth и Wi-Fi, чтобы улучшить точность геолокации при сбоях GPS.

4. Используйте функцию LBS (Location-based service). Если вы находитесь в зоне действия «глушилок», ориентироваться придется без GPS. Включите функцию LBS, которая будет использовать сигналы от базовых станций сотовых операторов и роутеров с известной локацией для определения вашего местоположения.

  • Для Android: «Настройки» — «Местоположение» (или воспользуйтесь шторкой быстрых настроек, чтобы нажать на иконку GPS) — «Точность геолокации» — Включить.

  • Для iPhone: «Настройки» — «Конфиденциальность и безопасность» — «Службы геолокации» — Ваше приложение — Включить параметр «Точная геопозиция».

5. Переместитесь на открытое пространство. Переместитесь на открытую местность, где сигнал GPS сильнее и меньше подвержен воздействию радиоэлектронных помех.

6. Обратитесь за советом к специалистам. Свяжитесь с техподдержкой Яндекс Навигатора, «2ГИС» или другого используемого навигационного приложения.

7. Следите за новостями об улучшениях и обновлениях. Иногда разработчики сами выпускают инструкции, как улучшить геолокацию в проблемных зонах.

5. Включенный VPN-сервис

При открытии заблокированных ресурсов с помощью VPN-сервисов геолокация телефона сбивается. О необходимости отключать VPN при использовании навигатора напоминает Александр Миколенко, IT-директор ООО «Сбер Решения» с 13-летним стажем в сфере информационных технологий. 

«Все чаще пользователи активируют на своих телефонах сервисы виртуальной частной сети, что мешает определению геолокации. Начинается конфликт между GPS и LTE-определением позиционирования. Чаще всего это, конечно, влияет на сервисы доставки, но бывают проблемы и с навигатором», — уточняет эксперт.

Что делать

1. Отключите VPN-сервис, которым вы сейчас пользуетесь.

2. На 5—10 секунд включите на смартфоне режим полета. Это поможет обновить сетевые настройки.

3. Если предыдущие шаги не помогли, выключите смартфон и включите его через 5—10 секунд.

Рекомендации эксперта

Александр Миколенко поделился своим видением ситуации с навигаторами. На его взгляд, сбои в работе GPS из-за проблем самого приложения единичны, и это скорее статистическая погрешность. «В текущих реалиях неполадки с навигацией и GPS чаще всего связаны с внешними обстоятельствами, на которые мы особо не можем повлиять. Поэтому единственный выход — развитие локации через мобильную сеть, которая предоставляет возможность определять местоположение устройства на основе сигнала от базовых станций, Bluetooth и Wi-Fi», — комментирует эксперт.

Также Александр Миколенко отметил, что сейчас ведутся активные обсуждения об использовании системы ГЛОНАСС вместо GPS.

«Я, если честно, в подобное не очень верю, потому что есть слишком большое количество договоренностей с производителями мобильных устройств и операционных систем. Не так охотно, как раньше, западные партнеры выходят с нами на уровень прямого взаимодействия. Поэтому всех производителей ПО призываю к оптимизации и использованию Location-based service».

Что нужно запомнить о работе навигатора 

Для того чтобы навигатор работал, нужна стабильная связь со спутниками и интернет-соединение для загрузки карт. Иногда в работе приложений или самого GPS-модуля бывают сбои, поэтому местоположение может отображаться некорректно.

Кратко обозначим все пять причин, из-за которых может не работать GPS-навигатор в смартфоне.

Проблема
Решение
Проблемы с подключением интернету 
Проверьте соединение, открыв другое приложение, например RuTube. Затем попробуйте сменить сеть, перезагрузить роутер и телефон, включить и выключить режим полета и, если ничего не помогает, связаться с интернет-провайдером
Сбои в работе GPS-модуля
Убедитесь, что GPS включен в настройках. Перезагрузите смартфон, отключите энергосбережение и используйте GPS на улице, где сигнал сильнее. Обновите операционную систему или обратитесь в сервисный центр
Ошибки в работе приложений
Обновите приложение навигатора через Google Play или App Store, очистите кеш (для Android) или переустановите приложение (для iPhone), и перезагрузите смартфон. Убедитесь, что приложению предоставлены все необходимые разрешения (местоположение, камера и т. д.). Попробуйте переустановить приложение
Локальные проблемы
Обновите навигационное приложение. Отключите ограничение запросов Wi-Fi через настройки разработчика (только для Android) для того, чтобы повысить точность геолокации. Включите Bluetooth и Wi-Fi, используйте функцию LBS для определения местоположения без GPS и переместитесь на открытое пространство для лучшего сигнала. Свяжитесь с техподдержкой и следите за новостями об обновлениях, которые могут улучшить геолокацию
Включенный VPN-сервис
Отключите VPN-сервис. Включите режим полета на несколько секунд, затем выключите его для обновления сетевых настроек. Если предыдущие шаги не помогли, выключите смартфон полностью, подождите несколько секунд и включите его снова
Анна Васикова
Александр Миколенко