НовостиОбзорыИтоги года 2024Все о нейросетяхГаджет года 2024ГаджетыТехнологииНаукаСоцсетиЛайфхакиFunПромокодыЭксперты

Штрафы и «показательные порки»: эксперты обозначили судьбу VPN в России

25 декабря 2024
С 2022 года в России вводят множество ограничений, связанных с VPN. Их массово удаляют из магазинов приложений, запрещают СМИ популяризовать сервисы по обходу блокировок, а с недавних пор операторов обязали предоставлять Роскомнадзору данные об интернет-пользователях, которые заходят на заблокированные в России сайты. Журналисты Hi-Tech Mail узнали у экспертов, каких запретительных мер ожидать в будущем, стоит ли бояться появления штрафов и возможно ли их ввести технически.

Опрошенные Hi-Tech Mail эксперты допустили появление штрафов за использование VPN и других сервисов по обходу блокировок. Специалисты считают, что это «технически возможно», но для их реализации властям придется провести «существенную доработку законодательной базы». Журналисты Hi-Tech Mail узнали, как складывается судьба VPN в России с 2022 года и каких ограничений следует ожидать в ближайшие годы.

Что происходит с VPN в России

С февраля 2022 года в России начали массовое удаление VPN-сервисов из магазинов приложений. Их удаляют Google и Apple по требованию Роскомнадзора. По данным Hi-Tech Mail, на декабрь 2024 года в российских регионах в App Store и Google Play доступны лишь 1/4 всех VPN-сервисов. Только за этот год из магазинов пропало свыше сотни подобных утилит, когда их общее число в сторах не превышает 400.

В том же 2022 году Роскомнадзор начал блокировку VPN-сервисов. Блокировки, которые происходят и по сей день, проходят через ТСПУ — технические средства противодействия угрозам. Это программно-аппаратный комплекс, позволяющий ограничивать доступ к информации, распространение которой запрещено на территории РФ.

В 2023 году в России запретили популяризацию VPN-сервисов. Отныне российские СМИ не могут давать советы по обходу блокировок, рекламировать утилиты-анонимайзеры. В конце 2024 года данный запрет распространился на научную, научно-техническую и статистическую информацию. Также в 2024 году СМИ узнали, что Роскомнадзор планирует потратить 59 млрд рублей на улучшение технических средств противодействия угрозам, которые установлены на сетях операторов связи.

В декабре 2024 года в России появился проект приказа, согласно которому операторы связи обязаны предоставлять РКН данные об интернет-пользователях, которые заходят на заблокированные сайты. Если закон примут, Роскомнадзор сможет следить за любыми попытками обхода блокировок. В РКН говорят, что «информация о личных устройствах пользователей не собирается», а приказ «подразумевает сбор сетевых адресов, которые используются операторами связи».

Будущее у VPN в России

Hi-Tech Mail опросил трех экспертов: юриста и специалистов в области IT. Профессионалы рассказали, каковы шансы введения штрафов за использование сервисов-анонимайзеров и какие могут быть ограничения в этой сфере в будущем. 

Введут ли штрафы за VPN

Обновлено (26 декабря 14:00 по МСК): Депутат Госдумы Антон Немкин сообщил СМИ, что штрафовать россиян за использование VPN не планируется. «Отслеживать посещение запрещенных ресурсов, вводить за это штрафы никто не планировал, такого вопроса нет в повестке», — заявил член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи. Депутат добавил, что в случае с VPN сложно провести границу между законным и незаконным использованием, ведь многие из них работают «в белую» и используются не для обхода блокировок, а для обеспечения кибербезопасности.

По словам IT-специалиста (источник попросил Hi-Tech Mail остаться анонимным), в России могут ввести административную ответственность за использование VPN-сервисов. При этом система может работать аналогично штрафам за нарушение ПДД. «Операторы способны видеть, что конкретный пользователь включил VPN, передавать эти данные в РКН и соответствующие ведомства. После сбора информации пользователю прилетит штраф, например, на Госуслуги, как сейчас работает с налогами и штрафами за превышение скорости на дороге. Скорее, такие штрафы будут небольшими, но регулярными. Можно считать это платой за доступ в зарубежный интернет», — говорит специалист.

Основатель IT-компании TIQUM Юрий Гизатуллин в беседе с Hi-Tech Mail сказал, что у Роскомнадзора есть технические возможности отслеживать наличие подключенного VPN у конкретных граждан, однако такие системы требуют больших ресурсов и могут вызвать у населения сомнения о конфиденциальности своих данных в сети.

«Технически это возможно, но с оговорками. Существуют технологии для анализа сетевого трафика, такие, как DPI (Deep Packet Inspection), которые по характеру трафика могут идентифицировать использование VPN. Однако точное полномасштабное отслеживание каждого пользователя потребует гигантских ресурсов и побуждает население задуматься о вопросах конфиденциальности и прав», — уточнил Юрий Гизатуллин.

Эксперт считает введение штрафов «маловероятным», так как определить законное и незаконное использование VPN практически невозможно. Например, отечественные IT-компании используют VPN для обеспечения кибербезопасности сотрудников. Даже если штрафы и появятся, то они не будут массовыми. Скорее, их введут для «показательных карательных акций».

Создание закона о штрафах за VPN возможно, а вот реализовать их сбор — маловероятно. На практике границу между законным и незаконным использованием определить практически невозможно. Многие VPN-сервисы используются не для обхода блокировок, а для обеспечения кибербезопасности, например. Поэтому даже если штрафы будут приняты, они будут применяться только в «показательных карательных акциях» и точечно, для усиления давления со стороны правоохранительных органов на определенных лиц. Две-три публичных казни, как в свое время публично преследовали школьного учителя за установку Windows (дело Александра Поносова, 2007 г.) — дадут больший эффект, чем реализация настоящего механизма анализа трафика всей страны и автоматического штрафования.
Юрий Гизатуллиноснователь IT-компании TIQUM

Кристина Мкртчян, советник практики интеллектуальной собственности юридической компании ЭБР, согласна, что у Роскомнадзора есть методы анализа сетевого трафика, позволяющие определять использование VPN. Но определить конкретного пользователя мешает сквозное шифрование данных. Также юрист считает «очевидным» усиление регулирования средств обхода блокировок в России. Чтобы в стране могли ввести массовые штрафы за VPN, властям придется доработать законодательную базу и разработать алгоритм правоприменения.

Введение массовых штрафов для рядовых пользователей потребует существенной доработки законодательной базы и создания механизмов правоприменения. Более вероятным представляется точечное применение санкций в отношении случаев, связанных с другими правонарушениями, где VPN выступает как отягчающий фактор.
Кристина Мкртчянсоветник практики интеллектуальной собственности юридической компании ЭБР

Введут ли в России новые ограничения

Юрист Кристина Мкртчян допустила, что в будущем РКН начнет еще активнее блокировать сервера VPN-провайдеров. Также могут ввести ограничения со стороны банков и платежных платформ, из-за которых у пользователей возникнут проблемы с оплатой услуг VPN-сервисов. Могут ли банки и финансовые организации видеть, что человек покупает подписку на VPN, и блокировать операцию, специалист не уточнила.

«Можно предположить дальнейшее усиление технических мер противодействия <…> развитие технологий глубокого анализа пакетов (DPI) для выявления зашифрованного VPN-трафика», — говорит специалист.

Технически допустить полное исчезновение VPN в стране невозможно. «Будут появляться новые протоколы и способы маскировки трафика», — заявила Мкртчян.

Юрий Гизатуллин думает, что в России пойдут по пути Китая, то есть позаимствуют у Поднебесной механизмы, которые будут ограничивать сетевую инфраструктуру. При этом эксперт допускает возможность «показательных порок», которые предостерегут от использования запрещенных сервисов.

Меры будут технические и регуляторные. Технически на уровне провайдеров будет усложняться работа VPN через ограничения в сетевой инфраструктуре. Регуляторно государство проведет пару «показательных порок», чтобы предупредить от использования запрещенных сервисов, в пользу «одобренных» российских решений. Да, они не идеальны, и RuTube значительно уступает YouTube, а аналог Instagram* и вовсе отсутствует. Но задача государства не создавать ПО, а создавать благодатную почву для разработчиков для реализации своих продуктов. И чем меньше там западного ПО, тем лучше.
Юрий ГизатуллинОснователь IT-компании TIQUM

Подводя итог, эксперты говорят, что любые последующие ограничительные меры должны учитывать потребности бизнеса и специалистов в защищенных каналах связи. Это, в свою очередь, потребует выработки сбалансированного подхода к регулированию.

*Деятельность Meta и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.

Никита Лактюшин