НовостиОбзорыВсе о нейросетяхБытовая техника 2024ГаджетыТехнологииНаукаСоцсетиЛайфхакиFunПромокодыСтранные вопросыЭксперты

Обзор Fujifilm FinePix X100: камера, каких еще не было

6 июня 2011
Fujifilm перестала (по крайней мере, временно) выпускать зеркалки — спорные, но пользовавшиеся популярностью среди энтузиастов. Но полностью уходить из мира (полу)профессиональной фототехники японцы, несмотря на успешность своих компактов и востребованность в корпоративном сегменте, не собираются. И при этом, судя по всему, не cобираются они и выпускать свою беззеркалку, как Samsung или Panasonic, также отказавшиеся от присутствия на «зеркальном» рынке. Fujifilm выбрала свой путь, который мог бы оказаться уникальным, если бы не уже присутствующая на рынке Leica X1. Как понимаете, речь идет о компактной камере с большой (APS-C) матрицей и объективом с фиксированным фокусом. Встречайте — Fujifim FinePix X100.

Основные характеристики Fujifilm FinePix X100

  • CMOS-матрица формата APS-C, число эффективных пикселей — 12,3 млн.
  • Объектив Fujinon 23 мм (эквивалент 35 мм) F2—F16, 8 элементов в 6 группах, 1 асферический элемент;
  • Размер снимков:4288×2848,4288×2416,3072×2048,3072×1728,2176×1448,1920×1080
  • Форматы снимков: JPEG (Exif Ver 2.3 *2), RAW (форматRAF), RAW+JPEG (Поддержка формата DCF (Design Rule for Camera File System)/DPOF)
  • Функция Motion Panorama для панорамных фотографий: 180° По вертикали 7680 x 2160; по горизонтали 7680 x 1440; 120° По вертикали 5120 x 2160; по горизонтали 5120 x 1440
  • Светочувствительность: от 200 до 6400 ISO + режим расширенной светочувствительности 100 и 12800 ISO
  • Расстояние фокусировки (от поверхности объектива) — норма: прибл. 80 см / 2,6 футов до бесконечности; макро: прибл.. 10 см - 2,0 м / 3,9 дюймов - 6,6 фута
  • ЖК-дисплей диагональю 2,8'' с разрешением в 460000 пикс
  • Управление экспозицией: замер в режиме TTL по 256 зонам, многоточечный, точечный, средний
  • Режимы экспозиции: программная автоэкспозиция, автоэкспозиция с приоритетом выдержки, автоэкспозиция с приоритетом диафрагмы, ручной режим
  • Сюжетные программы отсутствуют
  • Коррекция экспозиции: -2,0EV-+2,0EV, шаг 1/3EV
  • Выдержка: (режиме P) от 1/4 до 1/4000*сек., (Остальные режимы) от 30 до 1/4000 сек. + длительная (макс. 60 мин.)
  • Максимальная скорость серийной съемки: 5 кадров/c; максимальная серия — 10 снимков (JPEG); для RAW, соотв., 3 кадра/сек. и макс. 8 снимков
  • Автобрекетинг: брекетинг с автоэкспозицией (±1/3EV, ±2/3EV, ±1EV); брекетинг с имитацией пленки (PROVIA / Стандарт, Velvia / Насыщенный, ASTIA / Плавный); брекетинг с широким динамическим диапазоном (DR 100%, 200%, 400%); брекетинг по чувствительности ISO (±1/3EV, ±2/3EV, ±1EV)
  • Фокусировка: покадровая АФ/непрерывная АФ/РФ; индикатор расстояния
  • Баланс белого — автоматическое распознавание сцены; предустановка: точный, тень, флуоресцентная лампа (дневной свет), флуоресцентная лампа (теплый белый), флуоресцентная лампа (холодный белый), лампа накаливания, подводная съемка, пользовательский режим, выбор температуры цветацветопередача: стандартная, живая, натуральная, ч/б натуральная, ч/б контрастная
  • Таймер: 2 с,10 с;
  • Вспышка: встроенная, подавление эффекта красных глаз, башмак
  • Видоискатель: гибридный видоискатель; оптический видоискатель; видеоискатель типа «обратный галилеев» с электронным экраном с яркой рамкой — увеличение 0,5 x, охват кадра и охват области съемки — прибл. 90%; электронный видоискатель — цветной ЖКИ видоискатель, диагональ 0,24 дюйма, разрешение примерно 1 440 000 точек, охват кадра и охват области съемки — прибл. 100%; встроенный датчик глаза, точка обзора — прибл. 15 мм.
  • Запись видео: 1280 x 720 пикселей (24 кадра в секунду) со стереозвуком. Не более 10 минут
  • Функции фотосъемки: возможность выбора пользовательской настройки, панорамная съемка Motion Panorama, цветовое пространство, режим имитации пленки, автоматическое удаление эффекта «красных глаз», инструкция по кадрированию, функция запоминания количества кадров, отображение гистограммы, просмотр глубины фокуса, проверка фокуса, электронный уровень, прямая кнопка RAW
  • Функции воспроизведения: преобразование RAW, поворот изображения, функция Photobook assist, удаление выбранных снимков, поиск изображения, многокадровый показ (с миниатюрами), показ слайдов, возможность отметки файлов для загрузки, защита, кадрирование, изменение размера, защита, съемка панорамы, избранные
  • Дополнительные функции: PictBridge, печать Exif, 35 языков, разница во времени, режим быстрого запуска, режим энергосбережения OVF, бесшумный режим, выбор звука затвора
  • Интерфейсы: USB 2.0, miniHDMI.
  • Память: слот для карт памяти SDHC
  • Цена в России — 39990 рублей. Цветовое решение одно.

Дизайн и конструкция

Сделать камеру с фиксированным объективом, максимально приближенным к пленочным аналогам управлением, и при этом не педалировать ретро-стиль — было бы неправильно. Вот Fujifilm и педалирует вовсю. ФЭД, «Практик», Leica — у кого какие ассоциации, но именно они чаще всего и ассоциируются с понятием «красота» в мире фотокамер. Очень правильный дизайнерский ход для подобного аппарата, опять же сходный с единственным аналогом X100 на рынке, Leica X1.

Материалы, из которых изготовлена Fujifilm FinePix X100, подобают выбранному имиджу. Металл, отделанный местами заменителем кожи. Из-за применения металла камера становится тяжелее (405 грамм), но и статус поднимается. При взгляде спереди так и вовсе не мудрено перепутать X100 с пленочным аппаратом второй половины XX века.

Габариты Fujifilm FinePix X100 — 126,5х74,4х53,9 мм. Камера компактна, но все-таки ее нельзя отнести к числу карманных. Но сумку, рюкзак она отягощает не сильно, и помещается туда без проблем. В руке X100 лежит неплохо, нескользкий кожзаменитель цепко держит кожу руки. Но выступ с правой стороны корпуса можно было бы сделать чуть больше, одноручный хват почти нереален.

На лицевой панели мы видим фиксированный объектив-«блинчик», лампу подсветки автофокуса, вспышку, микрофон, видоискатель и рычажок, переключающий видоискатель из электронного режима в гибридный. На объективе есть два регулировочных кольца (фокусировка и диафрагма) и резьба для установки аксессуаров.

Наверху находится горячий башмак, два селектора (выдержка и экспокоррекция), программируемая кнопка и спуск, совмещенный с рычажком включения камеры.

Задняя, ближняя к фотографу, панель привычна, тут нет необычных органов управления. По левую сторону от крупного экрана — четыре клавиши (воспроизведение, экспозамер, выбор точки фокусировки и смена режима наведения), по правую — пятипозиционная навигационная клавиша, окантованная кольцом, три кнопки (блокировка экспозиции/фокуса, смена режима отображения на экранчике, включение съемки в RAW), индикатор обработки информации; выше находится окуляр гибридного видоискателя с колесиком регулировки по диоптриям и датчикам «глаза», а также джойстик Jog-Dial.

На левом ребре находится переключатель режимов фокусировки. На правом — прикрытые крышкой разъемы miniHDMI и miniUSB.

Снизу корпуса находится аккумуляторный отсек, совмещенный со слотом для карты памяти, а также резьба для крепления камеры на штатив. К сожалению, в установленной на штатив камере нельзя поменять карточку памяти или аккумулятор, площадка перекрывает доступ к отсеку.

Качество сборки великолепное, радуют и материалы, и подгонка деталей друг к другу.

Комплектация

Упакован Fujifilm FinePix X100 сообразно своему статусу — слово «круто» тут вполне уместно.

  • Зарядное устройство BC-65N
  • Наплечный ремень
  • USB-кабель FinePix X100
  • Крышка объектива
  • Металлический фиксатор для ремня
  • Защитная крышка
  • Крепление для фиксатора
  • CD-ROM (ПО для просмотра, конвертор файлов Raw и т. д. *3 )
  • Руководство пользователя

Управление и интерфейс

Можно много рассказывать о том, сколь необычно управление Fujifilm FinePix X100, что тут нет сюжетных режимов, нет вообще селектора режимов, а «автомат» включается одновременным выбором значения «А» на селекторах регулировки диафрагмы и выдержки, о наличии вынесенного регулятора экспокоррекции. Но легче отослать к прошлогоднему обзору Leica X1, где применена точно такая же схема, с минимальными отличиями.

В частности, тем, что у X100 вообще нет быстрого меню — все настройки, к которым нет доступа через специально вынесенные кнопки (в частности, программируемую Fn, на нее логично вынести регулировку ISO), необходимо подбирать через основное меню. Но при этом обилие аналоговых селекторов, джойстик, кольцо вокруг навигационной клавиши и переключатель режимов фокусировки создают схему управления, к которой, безусловно, нужно привыкать — но от которой еще труднее отвыкать, возвращаясь к привычным зеркалкам и беззеркалкам. Быстрого меню, конечно, не хватает, но эта схема вполне может прийтись по вкусу и неопытному пользователю, и опытному фотографу.

Интерфейс X100 отличается от такового на тестировавшимся нами пару месяцев назад ультразуме HS20 EXR только набором настроек и основным экраном, на котором появился горизонт и шкала расстояний. Этот интерфейс проявляется как на главном экранчике, так и на видоискателе в его электронном режиме.

Раз уж заговорили о видоискателе — он здесь весьма необычный. Вполне допустимо также слово «уникальный». Это гибридный видоискатель, совмещенный оптический и электронный. Он способен работать в обоих режимах по отдельности, а также накладывать на «оптическую картинку» кадрирующую сетку, параметры съемки, электронный уровень, шкала расстояний. Фокусироваться «на глаз» проще всего в электронном режиме — лучше видна область резкости сама по себе (причем в отличном качестве, с разрешением в 1440000 точек), без активации лупы (по нажатию джойстика). Также проблема гибридного режима в невозможности контролировать баланс белого и экспозицию, при том, что по экрану такой контроль возможен. Безусловно, кому-то такой метод может прийтись по вкусу, но лично мне гибридная схема кажется излишеством. Впрочем, собирать композицию в таком режиме, одновременно контролируя и параметры съемки, и «реальное», не искаженное электронным лагом, положение вещей довольно удобно.

Функциональность

Вот в функциональности и кроются главные отличия от аскетичной Leica X1 (помимо цены, конечно). Fujifilm, известные мастера электронных наворотов, напичкали свой флагман всем, чем только можно.

Экран. 2,8 дюйма, 460000 точек, отличная цветопередача и углы обзора. Хороший современный дисплей, способный заменить видоискатель в большинстве случаев.

CMOS-матрица выделяется прежде всего размерами, нетипичными для компактных камер. Это классическая APS-C матрица, 23,6 мм×15,8 мм, разрешением 12 мегапикселей. Процессор на X100 устанавливается тот же, что и на другие модели линейки, это фирменный EXR. Он обеспечивает приличную скорость работы и набор функций для постобработки картинки.

Скорость работы. Включается Fujifilm FinePix X100 не быстро, камере требуется около двух секунд на подготовку к работе. А вот со скоростью фокусировки проблем нет, она почти мгновенна, занимает доли секунды. Нет также и лага срабатывания затвора. Но есть лаг при работе с RAW-файлами, для записи каждого которых на карту памяти требуется ощутимое время, несколько секунд. Также медлительна X100 и в серийной съемке, особенно в серии RAW-кадров — можно ждать десятки секунд.

Камера позволяет выбрать между областью автофокусировки с 49-ю или с 25-ю точками при использовании электронного или оптического видоискателя соответственно. Кроме того, в режиме электронного видоискателя есть возможность выбора одного из пяти размеров области фокусировки. Проблема только в частых ошибках следящего автофокуса, который даже в простых по свету ситуациях не может подобрать с первой попытки оптимальную точку фокусировки. При ручной фокусировке можно вывести на экран (в том числе и в гибридном режиме видоискателя) сетку для выбора точки фокусировки.

Дополнительные функции. Есть режим склейки на ходу панорам, Motion Panorama, 180-градусных и 120-градусных. Я бы сказал, что делает X100 их неплохо, примерно на уровне Sony NEX.

Поддаются настройке следующие параметры: цвет, резкость, тон светов, тон теней, уровень шумодава (по градации от слабого к сильному). Можно вручную регулировать сдвиг баланса белого. Настраивается и динамический диапазон.

Имеются режимы постобработки изображения с имитацией различных типов пленки.

Предлагаются также 4 функции брекетинга: автоэкспозиции, чувствительности ISO, динамического диапазона и имитации пленки. При одном нажатии кнопки спуска затвора создаются 3 различных изображения с брекетингом. Выше можно наблюдать пример брекетинга по динамическому диапазону.

А вот брекетинг по имитации пленки.

Видео. Fujifilm «задвинула» эту функцию на второй план. Доступа одной клавишей к ней нет (только если пожертвовать на это программируемую кнопку), приходится лезть через все меню для ее включения. Но и добравшись, особо не воодушевляешься: настраивается только диафрагма; максимальное разрешение — 720p; длина ролика ограничивается 10 минутами. Качество получающегося видео также радует не слишком. В плане видеосъемки камеры Fujifilm конкурентам уступают.

Скачать пример видеосъемки (MOV, 119.7 Мбайт)

Качество съемки

Объектив. Еще одна ключевая, наряду с гибридным видоискателем и матрицей APS-C, особенность. Фокусное расстояние — фиксированное, 23 мм (эквивалент — 35 мм), 9-лепестковая диафрагма с относительным отверстием F2. Такой объектив помогает не только уменьшить размеры камеры, но и добиться сильного размытия фона (в сочетании с крупной матрицей). Макросъемка доступна начиная с 10 см.

Очень порадовало наличие встроенного фильтра нейтральной плотности, позволяющего в сложных условиях освещения получить равномерную освещенность земли и неба. Слева можно увидеть пример съемки без этого фильтра, справа — уже с ним.

Про автофокус, его радости и горести на X100, я уже написал выше, как и про скорость работы. В целом, автофокус на этой камере я бы не отнес к ее сильным сторонам. Мне кажется, что она своей конструкцией провоцирует на ручное наведение на резкость, как и на более обдуманный выбор композиции. Что следует в наши суетные времена признать скорее плюсом, хотя и довольно спорным.

Цветопередача хорошая. Изображение четкое, контрастное. Резкость и детализация достаточно неплохи, хотя работа той же Leica X1 мне понравилась больше. Но это субъективный взгляд. Зато X100 хорошо работает с динамическим диапазоном, позволяя в том числе и искусственно расширять его, добиваясь нужного результата.

Примеры работы с коррекцией динамического диапазона, насыщенности в тенях и на свету.

Авторежим на X100 работает неидеально, часто ошибаясь и с балансом белого, и «передерживая» снимки (при этом занижая светочувствительность). Помогает с этим справиться режим автоуправления ISO, где можно выставить максимальное значение как ISO, так и выдержки. Так что и тут X100 держится молодцом.

Боке. То, ради чего многие и купят эту камеру. Можно немного погалдеть, поблистать слэнгом, называя боке X100 «цифровым», «нервным» и недостаточно «мечтательным», но факт есть факт — фон этот компакт размывает знатно, рисунок у объектива объемный. Чей глаз порадует, чей нет — тут дело вкуса, но по качеству претензий нет.

Галерея ISO:

ISO 100

ISO 200

ISO 400

ISO 640

ISO 800

ISO 1600

ISO 3200

ISO 6400

ISO 12800

Fujifilm FinePix X100 — очень малошумная камера для своего класса. Рабочий диапазон ISO — вплоть до 1600, и с незначительным допуском по детализации — до 4000. Есть встроенный шумодав, который позволяет справиться с монохромными шумами на больших ISO, но и так падающая детализация снижается до совсем уж неприятных величин.

Галерея снимков, сделанных на Fujifilm FinePix X100:

Скачать фото в оригинальном разрешениии, в том числе и RAW-исходники (JPEG, RAF, 151.3 Мбайт)

Батарея

Комплектной литий-ионной батареи емкостью 1800 мАч хватает примерно на 300 кадров по заверениям производителя. На проверку так примерно и оказывается, если снимать в JPEG — при съемке в RAW ресурс вырабатывается быстрее, равно как и при видеосъемке.

Мнение Mail.Ru

Fujifilm выпустила камеру, сходу попадающую в доселе занятую одной только элитной Leica X1 нишу между любительскими и профессиональными камерами, камеру с фиксированным фокусным расстоянием и матрицей формата APS-C. Компактную камеру для профессионалов, извините за штамп. Прямого конкурента беззеркалкам, который с ними, тем не менее, конкурировать будет едва ли, как и эта самая Leica. Виной тому причины не практического, а концептуального толка. Фиксированное фокусное расстояние, акцент на ручной фокус — это вещи дисциплинирующие, которые привлекут энтузиастов. Но оттолкнут массы.

Как же так — нельзя зуммировать? Почему объектив не сменный? Как же это — нет сюжетных режимов? И вообще, где сам селектор режимов с заветными буквами P и A? В чем прелесть гибридного видоискателя? Слишком много вопросов для быстрого и легкого завоевания рынка.

Но не о доминировании на рынке идет речь. X100 — вещь, безусловно, претендующая на звание статусной. Металлический корпус, аналоговые элементы управления, дизайн из 60-х, высокая цена. Ей можно не только делать отличные (без дураков) снимки, но также с ней можно и просто красиво гулять по улице. Это стиль. И вот тут как раз в очередной раз вспоминаешь эту самую Leica X1, которая, несмотря на почти в два раза большую цену, может также предложить заветный красный кружок. А тут — просто Fujifilm. Да еще и FinePix. Вероятно, японцам стоило придумать какой-то суббренд с элитным позиционированием для этой камеры — тогда бы шансов завоевать успех и в этой нише было бы больше.

Но при этом тем, кого концептуально подобная камера устраивает, ее можно смело рекомендовать — своими характеристиками, удивительно удобным управлением, емким функционалом она того заслуживает. Fujifilm FinePix X100 — прежде всего очень хорошая камера.