CRS —> GDS
CRS — Computer Reservation System, GDS — Global Distribution System. У каждой авиакомпании есть своя база данных, в которой содержатся все сведения о местах, рейсах и ценах, такая база данных называется CRS, а переводится как инвенторная система бронирования. Несколько CRS входят в распределительную систему — GDS. Это — своего рода агрегатор, эдакий Aliexpress среди продавцов гаджетов. GDS получает данные о наличии мест, тарифах и условиях этих тарифов у различных CRS.
Проще говоря, когда вы сами ищете и покупаете билет непосредственно на сайте авиакомпании или в ее офисе, это CRS. Если через Skyscanner, Aviasales или в условной «Евросети» — используется к GDS.
Еще одна незнакомая аббревиатура, которую вы видите на авиабилете, это PNR (Passenger Name Record). Это запись в базе данных, в которой хранится вся информация о перелете — от номеров рейсов и времени вылета до паспортных данных пассажира и даже номера его кредитной карты!
CRS —> DCS
За 3 часа до начала регистрации список пассажиров передается из системы бронирования CRS в систему контроля отправки — DCS (Departure Control System). Ее главная функция — регистрация пассажиров и багажа.
Алгоритм работы такой: пассажир обращается к агенту регистрации, то есть приходит на стойку или к киоску в аэропорту, или регистрируется сам через онлайн-интерфейс. Агент по регистрации выбирает в плане полетов нужный рейс и находит пассажира в списке. Вносит дополнительную информацию, если она требуется для конкретного направления — например, номер визы. Заодно можно добавить номер карты для зачисления миль и прочие данные, если их не было в полученном списке пассажиров.
Багаж летит отдельно от пассажиров. Его нужно взвесить, чтобы не допустить перевеса, досмотреть, чтобы не пропустить запрещенных предметов, и загрузить на борт.
Грамотную центровку помогает сделать система контроля отправки. Электронные весы, подключенные к компьютеру агента, подгружают данные о том, сколько весит багаж, в DCS. Система проверяет, укладываются ли килограммы в норму, и если нет, рассчитывает доплату за перевес. Затем данные передаются системам обработки багажа и контроля загрузки. Когда регистрация закончится, они сгенерируют схему погрузки багажа для правильной центровки.
Для пассажира же печатается багажная бирка со штрих-кодом. Она, содержит уникальный идентификатор вашего чемодана. Благодаря ему сортировка отправит ваш багаж именно в ваш самолет.
Как происходит выбор места
Багаж зарегистрировали — теперь нужно выбрать место. По умолчанию посадочные места в салоне распределяются справа налево и сверху вниз, но можно выбрать и вручную: конкретное, на карте, или по маске — у окна или у прохода.
При этом идет проверка дополнительных параметров. Например, места у аварийных выходов имеют флаг CHIN. На них нельзя посадить ребенка или инвалида. Малышей до двух лет, летящих на руках, система определит только туда, где есть дополнительная кислородная маска — ими оснащены лишь несколько рядов в салоне самолета. Если билеты ребенка и родителей находятся в одной брони, им обязательно присвоят места рядом. Но есть и неприятные исключения, когда некоторые авиакомпании это правило не соблюдают.
Кстати, уже на этом этапе DCS может порекомендовать повысить (или понизить) пассажира в классе обслуживания в зависимости от его «ценности» для авиакомпании.
Окончание регистрации
Готово! Теперь принтер печатает машиночитаемый посадочный талон. Совсем недавно были в ходу магнитные полосы, но теперь практически везде используется 2D-код, считываемый сканерами. Штрих-код содержит имя и фамилию пассажира, код бронирования (PNR), дату перелета, авиакомпанию, номер рейса, аэропорты вылета и назначения, а также класс обслуживания. Штрих-код на посадочном просканируют перед досмотром, чтобы не пускать в «стерильную зону» тех, кто не летит, и возле выхода на посадку.
За 20-30 минут до вылета статус рейса изменяется на «Закрыт», агент печатает документацию на рейс — пассажирскую и багажную ведомости — в нескольких экземплярах.
На гейте агент посадки открывает свой интерфейс системы контроля отправки DCS и сканирует талоны отправляющихся на борт пассажиров. Статус пассажира «checked-in» меняется на «boarded», а как только самолет улетел, то на «flown».
Формируется список всех пассажиров, фактически улетевших рейсом, в том числе и тех, которых не было в списке на вылет (со статусами NOREC и GOSHOW). Первое — это пассажир с действительным билетом, но отсутствующий в списке (например, купивший билет незадолго до вылета, когда регистрация уже была открыта), а второе — это пассажир с билетом на более поздний рейс, попросившийся улететь раньше - такое тоже бывает).
Будущее
От самой регистрации отказаться даже в перспективе невозможно, но процесс постоянно упрощается. Например, багаж в некоторых аэропортах, включая, кстати, наше Шереметьево, можно не сдавать на стойке, а «скормить» автомату: положили на ленту, наклеили бирку — чемодан уехал. Например, компания Rimowa выпускает вообще чемоданы со встроенными бирками на основе E-Ink, которые обновляются со смартфона по Bluetooth.
Вместо посадочного талона в нашей стране можно будет использовать смартфон! И уже в этом году — правда, только в тех аэропортах, где есть современные считыватели QR-кодов с экрана. И уже вовсю тестируется биометрия с распознаванием лиц: с ней посадочные талоны будут не нужны, турникеты будут сами открываться перед нужным пассажиром. Или вы думали, что Face ID — это только для создания говорящих какашек в iPhone X?