НовостиОбзорыВсе о нейросетяхБытовая техника 2024ГаджетыТехнологииНаукаСоцсетиЛайфхакиFunПромокодыСтранные вопросыЭксперты

Как все устроено: регистрация на рейс

18 октября 2017
Авиационная it-инфраструктура — системы для регистрации на рейс и распределения пассажиров в самолете — была создана в 70-80-е годы, и с тех пор принципиально не менялась. Как она устроена, какие данные вы видите на посадочном талоне и как диспетчеры располагают багаж, чтобы самолет не накренился в полете — в нашем материале.

CRS —> GDS

CRS — Computer Reservation System, GDS — Global Distribution System. У каждой авиакомпании есть своя база данных, в которой содержатся все сведения о местах, рейсах и ценах, такая база данных называется CRS, а переводится как инвенторная система бронирования. Несколько CRS входят в распределительную систему — GDS. Это — своего рода агрегатор, эдакий Aliexpress среди продавцов гаджетов. GDS получает данные о наличии мест, тарифах и условиях этих тарифов у различных CRS.

Именно благодаря наличию GDS существуют разные агенты — продавцы билетов: авиакассы, билетные сайты. Они сразу видят все рейсы и цены всех авиакомпаний по запрошенному направлению.

Проще говоря, когда вы сами ищете и покупаете билет непосредственно на сайте авиакомпании или в ее офисе, это CRS. Если через Skyscanner, Aviasales или в условной «Евросети» — используется к GDS.

Еще одна незнакомая аббревиатура, которую вы видите на авиабилете, это PNR (Passenger Name Record). Это запись в базе данных, в которой хранится вся информация о перелете — от номеров рейсов и времени вылета до паспортных данных пассажира и даже номера его кредитной карты!

CRS —> DCS

За 3 часа до начала регистрации список пассажиров передается из системы бронирования CRS в систему контроля отправки — DCS (Departure Control System). Ее главная функция — регистрация пассажиров и багажа.

Алгоритм работы такой: пассажир обращается к агенту регистрации, то есть приходит на стойку или к киоску в аэропорту, или регистрируется сам через онлайн-интерфейс. Агент по регистрации выбирает в плане полетов нужный рейс и находит пассажира в списке. Вносит дополнительную информацию, если она требуется для конкретного направления — например, номер визы. Заодно можно добавить номер карты для зачисления миль и прочие данные, если их не было в полученном списке пассажиров.

Багаж летит отдельно от пассажиров. Его нужно взвесить, чтобы не допустить перевеса, досмотреть, чтобы не пропустить запрещенных предметов, и загрузить на борт.

При регистрации багаж и пассажиров необходимо расположить так, чтобы центр масс воздушного судна не был сильно смещен в ту или иную сторону, иначе самолётом будет сложнее управлять.

Грамотную центровку помогает сделать система контроля отправки. Электронные весы, подключенные к компьютеру агента, подгружают данные о том, сколько весит багаж, в DCS. Система проверяет, укладываются ли килограммы в норму, и если нет, рассчитывает доплату за перевес. Затем данные передаются системам обработки багажа и контроля загрузки. Когда регистрация закончится, они сгенерируют схему погрузки багажа для правильной центровки.

Для пассажира же печатается багажная бирка со штрих-кодом. Она, содержит уникальный идентификатор вашего чемодана. Благодаря ему сортировка отправит ваш багаж именно в ваш самолет.

Как происходит выбор места

Багаж зарегистрировали — теперь нужно выбрать место. По умолчанию посадочные места в салоне распределяются справа налево и сверху вниз, но можно выбрать и вручную: конкретное, на карте, или по маске — у окна или у прохода.

При этом идет проверка дополнительных параметров. Например, места у аварийных выходов имеют флаг CHIN. На них нельзя посадить ребенка или инвалида. Малышей до двух лет, летящих на руках, система определит только туда, где есть дополнительная кислородная маска — ими оснащены лишь несколько рядов в салоне самолета. Если билеты ребенка и родителей находятся в одной брони, им обязательно присвоят места рядом. Но есть и неприятные исключения, когда некоторые авиакомпании это правило не соблюдают.

Кстати, уже на этом этапе DCS может порекомендовать повысить (или понизить) пассажира в классе обслуживания в зависимости от его «ценности» для авиакомпании.

Окончание регистрации

Готово! Теперь принтер печатает машиночитаемый посадочный талон. Совсем недавно были в ходу магнитные полосы, но теперь практически везде используется 2D-код, считываемый сканерами. Штрих-код содержит имя и фамилию пассажира, код бронирования (PNR), дату перелета, авиакомпанию, номер рейса, аэропорты вылета и назначения, а также класс обслуживания. Штрих-код на посадочном просканируют перед досмотром, чтобы не пускать в «стерильную зону» тех, кто не летит, и возле выхода на посадку.

За 20-30 минут до вылета статус рейса изменяется на «Закрыт», агент печатает документацию на рейс — пассажирскую и багажную ведомости — в нескольких экземплярах.

Кстати, именно поэтому нет смысла требовать посадки в самолет, если вы опоздали на регистрацию, а посадка еще не началась: никто не будет бегать туда-сюда и переделывать документы.

На гейте агент посадки открывает свой интерфейс системы контроля отправки DCS и сканирует талоны отправляющихся на борт пассажиров. Статус пассажира «checked-in» меняется на «boarded», а как только самолет улетел, то на «flown».

Формируется список всех пассажиров, фактически улетевших рейсом, в том числе и тех, которых не было в списке на вылет (со статусами NOREC и GOSHOW). Первое — это пассажир с действительным билетом, но отсутствующий в списке (например, купивший билет незадолго до вылета, когда регистрация уже была открыта), а второе — это пассажир с билетом на более поздний рейс, попросившийся улететь раньше - такое тоже бывает).

Будущее

От самой регистрации отказаться даже в перспективе невозможно, но процесс постоянно упрощается. Например, багаж в некоторых аэропортах, включая, кстати, наше Шереметьево, можно не сдавать на стойке, а «скормить» автомату: положили на ленту, наклеили бирку — чемодан уехал. Например, компания Rimowa выпускает вообще чемоданы со встроенными бирками на основе E-Ink, которые обновляются со смартфона по Bluetooth.

Вместо посадочного талона в нашей стране можно будет использовать смартфон! И уже в этом году — правда, только в тех аэропортах, где есть современные считыватели QR-кодов с экрана. И уже вовсю тестируется биометрия с распознаванием лиц: с ней посадочные талоны будут не нужны, турникеты будут сами открываться перед нужным пассажиром. Или вы думали, что Face ID — это только для создания говорящих какашек в iPhone X?

Читайте также: